УЭСТ-ХАЙЛЕНД-УАЙТ-ТЕРЬЕР 1 страница
Потомки волков
Группа играющих молодых волков. Волк, без сомнения, является одним из предков собаки.
Теории происхождения человека неясны и противоречивы. Не существует единого мнения и о происхождении друга человека — собаки. Археологические находки показали, что собаки существовали на Земле уже 25—30 миллионов лет назад. Таким образом, можно утверждать, что во времена так называемой кайнозойской эры наряду с приматами существовали похожие на собак животные. Научное название этого животного — Cynodesmus. Мы знаем (или, по крайней мере, предполагаем), что в результате эволюции, которая длилась миллионы лет, появился промежуточный волко-образный вид — Tomarctus, ставший прародителем волка, шакала, лисы, койота и всего семейства псовых.
Прирученный человеком волк стал собакой. Вероятнее всего, это произошло в нескольких районах мира одновременно, примерно 12 тысяч лет назад. Останки собак, найденные в горах Биверхед в штате Айдахо, а также в Европе, Азии и Южной Америке, принадлежат к одной исторической эпохе. Дружба человека и собаки началась очень давно. Всегда и везде — во время войны и в мирное время, в богатстве и бедности, в искусстве, охоте, спорте, научных исследованиях — собака сопровождает человека. Не случайно английский философ, желая воздать им должное за такое постоянство, назвал собак «почетными человеческими существами».
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЧЕЛОВЕКОМ
Люди и волки нашли общий язык так быстро, потому что и у тех, и у других действует одинаковая социальная структура и в целом общая ментальная организация. Волки живут парами, но во время охоты вся стая собирается под предводительством вожака. Их обязанности строго распределены: один волк выходит на след, другой перегораживает дорогу будущей добыче, а самые храбрые нападают. При нападении на стадо обязанность одного из волков — отсечь будущую добычу от других животных в стаде. Вожак ест первым. Остальные члены стаи могут приступить к трапезе только после того, как он насытится.
Возможно, люди, жившие более или менее оседлыми общинами, бросали кости и остатки пищи голодным волкам, рыскавшим вокруг поселения. Постепенно волки поняли, что человек обладает более совершенным оружием: каменными орудиями, стрелами и ловушками. Они почувствовали его превосходство как охотника и стали воспринимать человека как вожака, на расстоянии сосопровождая его на охоту и возвращаясь вместе с ним в деревню, чтобы получить свою долю добычи.
Можно предположить, что со временем человек начал приручать детенышей волка, в результате чего через несколько поколений появились волки, которые принимали участие в охоте уже не как наблюдатели, а как помощники, вспугивая и отсекая газелей или джейранов.
Чтобы приручить лошадь, оленя или слона, человеку необходимо было сначала их поймать, посадить в клетку и подавить их волю силой. Собака же стала единственным животным, которое подчинилось власти человека без сопротивления. Это была дружба на равных, основанная на взаимном интересе — охоте.
В некоторых удаленных деревнях Парагвая и Перу до сих пор щенков, потерявших мать, вскармливают женщины. Подобные случаи, вероятно, имели место и в самом начале контактов человека с собакой, что могло сыграть значительную роль в укреплении их дружбы.
АРАБЫ И ПЕРВЫЕ ПОРОДЫ
Таким образом, собака — это прирученный волк, древнейшее из домашних животных. Эволюция четвероногого друга человека произошла очень быстро. По некоторым данным, сейчас насчитывается более пяти тысяч пород домашних собак, которые обязаны своими физическими и психологическими качествами волку или случайной мутации (результаты скрещивания собак с шакалом можно не принимать во внимание).
У собаки и волка общие предки, но эти млекопитающие пошли по двум разным путям: одни остались дикими и свирепыми, другие стали домашними животными. Однако основные их качества оставались неизменными на протяжении веков: и волк, и собака виляют хвостом, выражая удовольствие; поджимают хвост от страха; оскаливают зубы и рычат, когда злятся; помечают свою территорию; у них одинаковый период созревания плода; они подвержены тем же паразитам и болезням.
Во времена так называемой торфяной собаки, которую разводил пещерный человек периода неолита, начали появляться породы собак, которые имели уже современный облик. В результате естественной мутации, приспособления к климатическим условиям или проводимых человеком скрещиваний выделилось большое число различных пород собак. Современная классификация основывается на способности собак определенной породы к тому или иному роду деятельности: охотничьи, пастушьи, сторожевые, рабочие, декоративные.
Вероятнее всего, первой четко выделившейся породой собак была салюки, арабская борзая, название которой переводится с арабского как «благородная». В пользу этого говорит тот факт, что впервые понятие «порода» было определено именно арабами. Вначале речь шла о лошадях, а затем — о собаках: «Порода — это группа животных, выращиваемых человеком таким образом, чтобы они обладали определенными наследственными качествами, в том числе внешним видом, который отличает их от других представителей этого вида».
СТОРОЖЕВАЯ СОБАКА, КОТОРОЙ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ
Чтобы убедиться в том, что собаки действительно существовали в древние времена, и понять, какую социальную функцию выполняли Canis familiaris, необходимо обратиться к рисункам, сделанным древним человеком.
Однако доисторических художников больше вдохновляли животные, которые представляли объект охоты. В пещерах встречаются изображения оленей, бизонов, диких кабанов, а собак нет. Вероятно, собаки были настолько привычны, что не особенно интересовали древних художников. Однако позднее в так называемом доисторическом искусстве произошли изменения, и человек начал изображать шакалов и гиен. Около 4500 г. до н. э. появилось первое изображение собаки: естественно, она помогала охотнику. Правда, внешне изображенное животное не похоже ни на одну из существующих ныне пород собак. Древний человек изображал не только охотничьих собак: на рукоятке ножа, сделанного 4—5 тысяч лет назад, изображена собака с ошейником. Возможно, это первое доказательство того, что уже в то время существовали сторожевые собаки.
Благодаря древнеегипетским росписям сохранились первые изображения собак, напоминающих современных. Вначале изображались охотничьи собаки и таксы. Позднее — мастифы, возможно, завезенные с Востока; затем — борзые. Большую роль в распространении новых пород в Египте, Риме и Афинах сыграли финикийцы, которые вели торговлю в средиземноморских странах и Центральной Европе.
СОБАКА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТА
Собаки настолько прочно вошли в жизнь человека, что в некоторых странах стали объектом культа. Так, в Египте умершим псам ставили надгробия, на которых писали скорбные эпитафии. Человека, убившего собаку, подвергали жестоким телесным наказаниям, а за некоторые проявления жестокости по отношению к этим животным полагалась смертная казнь. У персов убийство собаки также считалось преступлением. В законах Персии собака определялась как «сторож стад и защитник человека».
Греки считали, что собаку выковал Вулкан. Чтобы понять, какую роль она играла в мифологии этой страны, достаточно обратиться к греческим изделиям из глины, к скульптуре и литературе.
В доколумбовой Америке после смерти человека его верного четвероногого друга убивали и хоронили вместе с хозяином.
Однако древние иудеи, которые, как известно, не занимались охотой, к собакам не проявляли особой симпатии. В Ветхом Завете о собаках говорится как о низших существах, питающихся отбросами на дорогах.
В Библии они упоминаются около сорока раз, почти всегда уничижительно.
На Востоке к собакам относились не лучше. Правда, существовали «карманные» собачки, которых держали как декоративных и носили в рукавах кимоно. Однако известно, что в III в. до н. э, собачье мясо считалось деликатесом и не сходило со столов аристократов. Эта традиция дошла и до наших дней.
Статуя египетского божества Анубиса, наполовину собаки, наполовину шакала, связанного с культом мертвых (Египетский национальный музей Каир). Собаки нередко фигурируют в религии и мифологии различных народов.
ПЕРВЫЕ ОПИСАНИЯ СОБАК
Везде, где, чтобы выжить, приходилось охотиться или необходимо было обезопасить себя от непрошенных гостей, человек использовал собак, постоянно совершенствуя и создавая новые породы и обеспечивая им правильное питание.
Еще до классического периода грекам служили волкообразные и египетские собаки, а также персидские молосские доги. Греческий философ и зоолог Аристотель упомянул в своих трудах существовавших при нем собак, разделив их на породы по названию мест, откуда они произошли. Благодаря ему мы знаем, что в 300 г. до н. э. уже существовали собаки из Индии, Египта и Эпира (северо-запад Греции). Однако автор не оставил нам более или менее точных описаний, поэтому мы не можем представить себе, как они выглядели.
Охотничьи собаки также высоко ценились в Древнем Риме. Овидий писал о том, как убедиться, что у суки будут хорошие щенки. А писатель Варрон давал первые советы начинающим собаководам. В частности, он писал, что не стоит доверять собакам, питающимся объедками. Он считал, что от этого они привыкают к вкусу крови и потом могут нападать на живых животных. Грек Оппиан, автор книги «Кинегетика» («Охота»), сам занимался разведением собак небольшого размера, которые, по его мнению, больше подходили для охоты в лесу.
Таким образом, можно утверждать, что уже две тысячи лет назад у людей существовал интерес, а может быть, и любовь, к собакам. В Помпеях на домах висели таблички с надписью «Cave Canem» («Осторожно, злая собака»), что доказывает, что здесь было принято держать сторожевых собак. Обычно для этого использовали свирепых молосских догов огромного размера и с устрашающими зубами. Днем они сидели на цепи, ночью их отпускали, и они бегали по территории, принадлежащей хозяину. Было модно держать свирепых животных в доме или в саду.
ОТ ДРЕВНЕГО РИМА К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ
С древнейших времен собак использовали на войне. Так, у римлян были связные и боевые собаки. Для обороны и нападения использовались молосские доги, обладавшие мощными клыками. Им на шею надевали металлические ошейники с торчавшими во все стороны лезвиями. При виде таких собак враг часто бежал, даже не вступив в бой. Но хуже всего приходилось так называемым связным собакам. Военные приказы помещали в небольшой медный цилиндр, который проглатывала собака. Когда она прибывала по назначению, зачастую не было времени ждать, пока цилиндр выйдет естественным путем, поэтому ничего не подозревающего гонца приходилось убивать.
Гипсовый слепок собаки, погибшей при извержении Везувия 79 г. н. э., безуспешно пытавшейся освободиться от своей цепи. Лава и пепел навечно сохранили ее последнюю конвульсию.
В первые десятилетия после падения Римской империи во время нашествия варваров о собаках забыли, и они вернулись в первобытное состояние. По городам и деревням стали рыскать свирепые стаи голодных собак, сопровождавших завоевателей.
Правда, в средние века собак, в отличие от кошек, никто не обвинял в колдовстве и связях с дьяволом. Однако в этот период они внушали людям отвращение. Возможно, именно тогда появились такие выражения, как «устал как собака», «собачья жизнь», «сукин сын» и «собаке собачья смерть». И все же в средние века собаки остались на службе у человека благодаря охоте. Когда наступал голод, человеку, чтобы хоть как-то разнообразить свой стол, ничего не оставалось, как охотиться. И богатые, и бедные, вооружившись луками, арбалетами, копьями, всевозможными ножами, а также сетями и ловушками, начинали охотиться. Чем больше человек занимался охотой, тем больше понимал, что ему необходим помощник — собака, способная охотиться в дремучих лесах и болотах, которых так много было в то время. В этот период в Англии хорошая охотничья собака ценилась так же, как и раб.
НАЧАЛО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
В средние века собак держали при монастырях как сторожевых, возможно, они помогали монахам скрашивать одиночество. Так, в аббатстве св. Губерта в бельгийских Арденнах был выведен блад-хаунд. Так же, согласно достоверным источникам, немецкие монахи, которым нужна была собака, способная защищать монастырь от нападений, вывели немецкую овчарку.
Именно в этот период началась специализация охотничьих собак. Пойнтеров и сеттеров использовали для поиска добычи; собаки с хорошим нюхом вспугивали оленей; грейхаундов использовали для преследования добычи; молосские доги сопровождали охотников на бизона и медведя. Небольшие собаки, которых называли бобровыми, в это время также начали использоваться для норной охоты за лисой и зайцем. Таким образом, появились первые терьеры.
По примеру Великого Хана татаромонголов, который, по рассказам Марко Поло, брал на охоту пятитысячную свору, европейские феодалы держали от тысячи до полутора тысяч охотничьих собак.
Солдатам английской королевы Елизаветы I в подавлении ирландских повстанцев помогало не менее восьмисот собак, а испанских конкистадоров во время завоевания Америки сопровождали крупные псы, одетые в броню.
В гражданской, военной и спортивной жизни собаки стали играть большую роль. Уже существовали трактаты об уходе за собакой, в которых рекомендовалось держать собак в тепле, если они вернулись уставшими с охоты, каждый день их вычесывать, содержать в чистоте их миски, рассказывалось о правильном питании собак и о том, как морской водой вылечить собаку от экземы.
В средние века ветеринарная наука была весьма приблизительна. В то же время собаки использовались для лечения болезней человека. Так, считалось, что кровь белой собаки может вылечить безумие, а черной — помогает при тяжелых родах. Первые знания о ветеринарии и хирургии в Европу пришли из арабских стран.
РОСКОШЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Со временем средневековые нравы смягчились, больше внимания стали уделять и собакам. Очевидно, жестокость к животным, которую мы иногда наблюдаем и в наше время, является наследием средних веков — периода нищеты, невежества и суеверия. На пороге эпохи Возрождения иметь собаку считалось проявлением снобизма. Люди продолжали охотиться, но многие уже заводили собак, чтобы они просто сопровождали хозяев во время прогулок. В основном такими собаками были молосские доги. Появились четко разграниченные породы, среди которых наибольшей популярностью во всей Европе пользовался грейхаунд.
Женщины, особенно аристократки, не интересовавшиеся охотой, предпочитали держать маленьких декоративных собачек, которых они баловали и украшали лентами, создавая тем самым моду на дорогих декоративных собак. Нередко, чтобы добиться расположения благородной дамы, нужно было сначала заслужить доверие у ее маленькой четвероногой фаворитки.
Одно из многочисленных изображений собаки. Репродукция иллюстрации к трактату XV в.н.э. различных видах охоты.
СОБАКИ И ИСКУССТВО
Число пород собак, особенно охотничьих, росло. В XVII в. Франция была на первом месте по количеству пород охотничьих собак. Все французские короли любили охотиться и делали это с поистине королевским размахом и роскошью. Именно к этому времени относится появление породы chien blanc du roi (белых королевских собак), элегантных, здоровых, не имеющих равных в охоте в сворах. Благодаря обменам, торговле и конфликтам между различными европейскими государствами эти благородные и воспитанные, красивые и дружелюбные животные, не имеющие себе равных по верности, силе и уму, стали пользоваться большой популярностью. Они были увековечены величайшими художниками, которые изображали их лежащими у ног благородных хозяев.
Вот уже несколько веков художники помещают на своих картинах собак, иллюстрируя любовь человека к этим животным. На картинах эпохи Возрождения есть много красивых собак. Среди известных художников, которые изображали собак, были Дюрер, Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Тициан, Босх, Брейгель Старший, Рубенс, Каналетто, Веласкес, Гойя. Этот список бесконечен.
В поэзии и театре любовь к собакам также нашла проявление, достаточно упомянуть Лоренцо Медичи и Шекспира.
В XIX в. консолидация демократических сил в Англии и революция во Франции изменили жизнь не только людей, но и собак.
Исчезли огромные своры гончих, которые держали дворяне, но страсть людей к охоте осталась. Охотники среднего класса довольствовались одной или двумя собаками, лишь бы они были быстры и обладали хорошим нюхом. Больше всего ценились собаки, делавшие стойку при виде добычи, поэтому английские собаководы вывели пойнтера, породу, ставшую знаменитой.
ПЕРВЫЕ ВЫСТАВКИ СОБАК
Со временем изменилось отношение к собакам: стали цениться не просто способные к охоте, но и внешне привлекательные и физически выносливые. Именно в этом направлении и начали работать собаководы, действуя с умом и сердцем. В 1859 г. в здании муниципалитета города Ньюкаслапон-Тайн прошла первая выставка собак. На ней были представлены только охотничьи породы — всего пятьдесят пойнтеров и сеттеров. Стандарты и генеалогия особенно не брались в расчет, и собаководы поначалу смотрели на выставки собак как на оригинальное спортивное событие без специальных правил. Однако четырнадцать лет спустя, 1 апреля 1873 г., в Лондоне был основан Английский клуб собаководства, начавший собирать книгу родословных, в которой записывались данные о собаках различных пород.
Английскому примеру последовали другие страны. В 1884 г. был создан Американский клуб собаководства, а в 1898 г. — Итальянский. В США первая выставка собак прошла в 1875 г. В то время как немногим более ста лет назад на выставках принимало Участие всего около пятидесяти собак, в наши дни подобные мероприятия собирают до 700 участников.
К концу прошлого века сторонники английского движения любителей животных добились определенных успехов в том, что касается контроля над жестоким обращением с собаками. В частности, речь шла о сохранившейся совершенно бесполезной практике купирования ушей. Эта операция была необходима лишь во времена собачьих боев, когда ухо могло стать самым уязвимым местом. В 1898 г. в Англии было запрещено купирование ушей, и ни одна из, таким образом, изуродованных собак (даже из эстетических соображений) не допускается на выставку. Согласно постановлениям Американского клуба собаководства, «любая собака, уши которой были купированы или обрезаны, ни при каких условиях не должна допускаться на какие бы то ни было соревнования в стране, где закон это запрещает, кроме специально оговоренных исключений».
Подобное хирургическое вмешательство предусмотрено стандартами некоторых пород, однако, купируется не все ухо, а лишь его верхняя часть. Эта операция должна осуществляться ветеринаром, когда собака достигнет трехмесячного возраста, к которому обычно формируются хрящи.
ВОЙНА И МИР: РАЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБАКАМ
В самом начале XX века собаки пользовались огромной популярностью. Они были не только участниками выставок, домашними любимцами, армейскими, сторожевыми, пастушьими и охотничьими собаками: изображение четвероногих друзей человека можно было увидеть на талисманах, игрушках, различных деревянных резных изделиях, торговых марках, открытках и гербах. В этой связи следует отметить, что еще в средние века изображения гончих, борзых, мастифов и немецких догов знатные фамилии помещали на свои гербы. Собаки были символом важнейших в средние века и в эпоху Возрождения искусств — охоты и войны.
Во все времена войны приводили к истреблению собак: бедность и нищета заставляют человека забыть о том, что кто-то, кроме него, тоже нуждается в пище. В 1871 г. во время осады Парижа прусской армией во французской столице не осталось не только собак, но и лошадей, кошек, птиц и мышей. Подобным образом уже во времена двух последних мировых войн большое количество собак погибло, потеряло жилище или хозяина. Во время войн собаки не только использовались в армии, но и были друзьями тех, кому приходилось хуже всего: солдат на фронте, пленных, В 1943 г. во время отступления советских войск солдат сопровождали собаки, которые не хотели покидать тех, кто делился с ними последним.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБАК В НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ
Было подсчитано, что популяция собак в мире насчитывает сегодня от 120 до 150 миллионов. В Соединенных Штатах живет около 35 миллионов собак, во Франции — 7—8, в Германии — 5—6, в Италии—4, в Бельгии —1 миллион, в Швейцарии —400 000тысяч. Не всем из них легко живется. Многие были брошены неблагодарными хозяевами или стали жертвами невнимательных водителей и научных экспериментов. Гете, Шиллер, Вольтер, Шопенгауэр, Толстой, Марк Твен, Шоу и Малапарте наряду со многими другими философами, учеными и журналистами выступали в своем творчестве против подобной практики. В своих книгах Джером К. Джером, О'Генри, Д'Аннунцио, Ада Негри, Грациа Деледда, Томас Манн, Джек Лондон, Кэтрин Мансфильд, Джон Стейнбек, Михаил Зощенко и Эрик Найт выразили свою признательность и любовь к собакам.
Несмотря на то, что общественное мнение решительно настроено против экспериментов на животных, в жертву ежегодно приносится 100 миллионов животных, 100 тысяч из которых — собаки. Необходимы менее двусмысленные законы и более тщательный контроль за экспериментами, осуществляющимися во имя науки.
СОБАКА ДЛЯ ЛЮБОЙ ОХОТЫ
После краткого обзора происхождения и социальной роли собак в жизни человека рассмотрим более детально умственные и физические способности собаки, в частности к охоте. Не все одобрительно относятся к этому увлечению, но мы не будем касаться этого спора. Отметим лишь, что человек и собака нашли полное взаимопонимание и даже любовь именно на почве охоты. Некоторые охотничьи собаки обладают смелостью и способны напасть даже на более сильного и агрессивного противника. На фотографии: две гончие загнали рысь на верхушку дерева.
Если бы не существовало охоты, не было бы и этой связи, которая длится уже много веков, взаимопонимание и даже любовь именно на почве охоты. Если бы не существовало охоты, не было бы и этой связи, которая длится уже много веков.
Существует множество различных способов охоты на лесных животных. Есть хищные и пернатые, быстро бегающие и живущие в норах, пугливые и агрессивные, те, которые прячутся в укрытиях, и те, кто маскируется. Считается, что собака с древнейших времен обладает такими же охотничьими инстинктами, что и человек. Биологически и генетически собаки лучше, чем другие млекопитающие, поддаются дрессировке. Oни не только способны слушаться и обучаться, но каждое новое поколение передает потомству и свои знания, и новые физические возможности. Их можно сравнить с куском глины в руках скульптора, постепенно придающего податливому материалу любую форму, Процесс психического и физического формирования пород собак длится уже века.
Изначально призванием собак была охота. Они инстинктивно способны искать добычу, поднимать ее из подлеска и выгонять на открытое пространство, где охотнику легче ее подстрелить. Однако этих способностей оказалось недостаточно, и собак начали дрессировать и для других целей. Так, были выведены собаки, делающие стойку при виде добычи. Повинуясь инстинкту и дрессировке, такая собака становится неподвижной как статуя, с напряженными до дрожи мускулами и одной поднятой лапой. Эта стойка является сигналом охотнику, что добыча находится близко, в направлении, которое указывает вытянутая морда. Среди собак, обладающих этой способностью, можно назвать легавых, спаниелей и гриффонов, в Англии были выведены пойнтер и сеттер.
Человек также научил собак приносить подстреленную добычу. Это необходимо, когда подстреленное стрелой (а в наши дни — пулей) животное убегает и прячется где-нибудь в укромном месте. Именно для этого случая и были выведены ретриверы. Такие собаки могут приносить добычу из воды, кустарника или болота.
Терьеры же обладают способностью выгонять добычу из норы. Многие лесные и горные животные (лисы, барсуки, куницы и горностаи) живут в норах, дуплах деревьев и в щелях между камней. Смелые и агрессивные коротконогие терьеры, обладающие очень острыми зубами, проникают в убежища этих животных, берут верх над ними в страшной схватке и выгоняют из норы.
Во времена французской монархии, когда охота на лис и оленей становилась светским развлечением, отличавшимся роскошью и размахом, выводились такие благородные породы, как голубая гасконская гончая, пуатвен и артезианская гончая. На охоту выходили целые своры таких собак, сопровождаемые егерями, загонщиками и всадниками.
Во времена правления французского короля Карла Великого было создано семнадцать лесов и около восьмисот парков для разведения и дрессировки королевских собак. А король Людовик XI был таким страстным охотником и пунктуальным человеком, что для каждого занятия выделял свое время года: войны вел летом и зимой, охоту на медведя и оленя — зимой, соколиную охоту — весной. Он настолько любил охоту, что, даже будучи при смерти, уже не в состоянии двигаться, последние часы жизни провел, наблюдая, как собаки ловят мышей в королевской спальне.
Среди королей, без ума любивших охоту, следует также упомянуть Кнуда I Великого, короля Дании и Англии. В 1016 г. он издал указ, согласно которому всем собакам, не принадлежащим дворянам и найденным в королевских охотничьих угодьях, следовало перебить конечности.
НЕОБХОДИМОСТЬ ДРЕССИРОВКИ
Несмотря на то, что собаки обладают врожденными охотничьими инстинктами, они все равно нуждаются в дрессировке. Лучше всего дрессировка усваивается в возрасте от шести месяцев до года. Однако уже в трехмесячном возрасте щенки могут сопровождать свою мать на охоту. Щенку такая охота покажется игрой, но, подражая родителям, он научится всем повадкам охотничьей собаки.
Инструкторы собак рекомендуют использовать постоянно одно и то же слово и один и тот же жест для каждой команды. Уроки собакам нужно давать короткие, имеющие игровой характер, и повторять их следует до тех пор, пока собака не усвоит команду, которая от нее требуется. Никогда не используйте принуждение во время учебы.
Обучение охотничьим навыкам позволяет в собаках различных пород развить заложенные в них инстинкты. Однако не все охотники-любители знают, что для каждого типа охоты, равно как и для каждой местности, существует своя специальная порода. Скрещивание вашей собаки с собакой друзей или знакомых нецелесообразно, поскольку в результате получаются хоть и способные, в общем, собаки, но лишенные индивидуальности и не способные к конкретному виду охоты.
По окончании сезона охоты охотничья собака должна на несколько месяцев превратиться в домашнюю. В этот период необходимо следить за тем, чтобы она жила в сухости и тепле, не переедала и регулярно тренировалась, и тогда в следующем сезоне она сможет быстро восстановить нужную форму.
ЭВОЛЮЦИЯ ПАСТУШЬИХ СОБАК
Пастушья собака за работой.
С древнейших времен собаки умели не только охотиться. Среди их наиболее ценных инстинктов — способность сторожить. С незапамятных времен домашний скот обеспечивал кочевые народы мясом, кожей, а также служил для перевозки грузов, и при этом всегда оставалась опасность нападения на домашних животных хищников. Леса Ливана, Италии, нубийские пустыни и равнины Евфрата были полны опасными дикими животными. В то время как одни собаки уже занимались охотой, другие сторожили стада, отгоняя от них хищников и посторонних людей. Поэтому первыми пастушьими собаками были крупные смелые животные, способные противостоять медведю или волку.
Считается, что пастушьи собаки появились несколько тысяч лет назад у кочевых племен Азии. Затем финикийские купцы завезли их в Европу, где эти животные, скрестившись с местными породами, дали начало многим известным сегодня породам пастушьих собак. Пастухи больше всего ценили собак белого окраса: такие собаки лучше видны в темноте и, что более важно, их легче отличить от коричневого окраса волка или медведя, то есть охотник не мог случайно убить своего четвероногого помощника. Именно этим объясняется белый окрас таких пастушьих собак, как куваш, мареммоабруццкая овчарка, татранская овчарка, пиренейская горная собака и бергамская пастушья собака.
Римляне распространили этих собак везде, где было развито скотоводство, и на каждой территории сложилась своя особенная порода, приспособленная к определенному климату, местности и роду деятельности. На протяжении веков пастушьи собаки использовались исключительно для охраны стада от волков и медведей. И только в прошлом веке, когда угроза со стороны диких животных стала ослабевать, пастушьих собак стали обучать находить и приводить в стадо отбившихся животных.
СОРЕВНОВАНИЯ ПАСТУШЬИХ СОБАК
Воспитание пастушьей собаки происходит с помощью имитации. Это значит, что щенка, обладающего пастушьим инстинктом, необходимо «доверить» опытной пастушьей собаке, которая за несколько месяцев сделает из него настоящего профессионала. Кроме охраны овец и коров, пастушья собака должна уметь следить за гусями, утками и кроликами, не испытывая при этом желания утолить голод за счет своих подопечных.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 660;