КОНЦЕПЦИЯ ЦЕННОСТНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В.И.КАБРИНА.
В.И.Кабрин также рассматривает порождение ценностей в процессе взаимодействия человека и мира. Все процессы взаимодействия, в которые вовлечен человек, он рассматривает как общение человека с миром. Он разделяет эти процессы на два типа: коммуникация и транскоммуникация.
• Коммуникация– это конвенциональное, нормативное общение. Понимание в коммуникации достигается в силу сходства, общности себя и другого. Основой коммуникации являются коллективные стереотипы.
• Транскоммуникация - это «встреча» человека с человеком и с миром вообще. Это общение, сообщаемость и соответствие разнопорядковых сущностей в силу их инаковости. Транскоомуникация всегда уникальна, несамотождественна и универсальна (т.е. свойственна всем). Этот процесс порождается «сресс-транс-формацией», вызывающей пиковые переживания.
• Стресс-транс-формация – переживание, возникающее в результате столкновения с «иным». Стресс-транс-формации различаются интенсивностью и глубиной и вызывают в человеке изменения, связанные с порождением и преобразованием ценностей. В.И. Кабрин выделяет шесть восходящих уровней (ступеней) стресс-транс-формаций: стресс; удивление; восхищение; очищение; обновление; преображение.
Ценности, возникающие в процессе коммуникации и транскоммуникации, также имеют уровневое строение и входятвценностный мирчеловека.
Ценности, порождаемые коммуникацией (по восходящей):
- встречи в контактах;
- понимание в беседах;
- доверие в диалогах;
- дружба и любовь (в отношениях)
Ценности, порождаемые транскоммуникацией – это ценности пиковых переживаний (по восходящей):
- катарсис (очищение);
- импринтинг (первые и острые ощущения);
- экспрессия (экстаз);
- инсайт (в т.ч. оргазм и чувство юмора).
Ценности транскоммуникации (ценности пиковых переживаний) позволяют достичь большей интегрированности человека. В.И.Кабрин называет соответствующие процессы «ценностными лучами», поскольку они «пронизывают» все аспекты существования человека, осуществляют их синтез. Так, посредством катарсиса, импринтинга, экстаза достигается синтез душевного и телесного, а посредством инсайта осуществляется синтез душевного и духовного. Становится возможным существование целостного ценностного мира человека.
Таким образом, в процессе взаимодействия человека с миром ценности возникают, и они же связывают воедино телесный, душевный и духовный миры человека.
В.И.Кабрин предлагает также рассматривать ценностный мир в его развитии на протяжении жизни. Автор выделяет «сезоны» жизни, различающиеся приоритетными ценностями:
• Протонойя – «колыбель духа». Первичные эйдосы защищают младенца от нормативности и ортонойи взрослого, являются основой одаренности. Благодаря этому возникает автономия от прямого диктата наследственности. Здесь ценности чистоты, открытости, первородности, неповторимости впечатлений, образов, чувств.
• Ортонойя – рамки правильного разума, период директивной социализации (семья, детский сад, школа, армия, вуз). Ценность ясности, определенности и правильности сознания, чувств и разума.
• Паранойя – опасности, страхи риски, начиная с подросткового бунта, вплоть до социальной изоляции. Главные ценности - освежающая ценность стихии, время экстрима, болезненных преодолений формальных ограничений жизни, прорывов.
• Метанойя – просветление (озарение и покаяние, интуиция и совесть), подготовка к жизни в духе. Преображенное, просветленное, благоговейное, вдохновенное принятие жизни и сопричастности универсуму как ценности.
Если сравнивать содержание и роль ценностей в онтогенезе по В.И.Кабрину с пониманием ценностей Б.С.Алишевым, то можно видеть сущностное сходство, т.к. в сезонах жизни и приоритетных ценностях в качестве приоритетов выступают те стороны (или аспекты) взаимодействия человека и мира, которые соответствуют задачам его онтогенети Во взаимодействии (в транскоммуникации) порождаются необходимые функции Отдельные аспекты взаимодействия выделяются в качестве ценностей, поскольку они выполняют важнейшие функции, определяющие развитие человека на данном этапе онтогенеза. В концепции Кабрина ценности регуляции взаимодействия человека с миром конкретизированы именно в онтогенетическом плане и в плане синтеза душевного,духовного и телесного аспектов человека.
Данная периодизация возрастного изменения ценностей является эмпирической, т.е. она обобщает жизненные явления и построена на основе таланта наблюдателя. Она перекликается с многими выводами психологии развития, а также с концепцией базовой эмоциональной регуляции В.В.Лебединского (см. лекцию №).
В следующем вопросе мы рассмотрим подход к становлению ценностей, который имеет в своей основе теоретические принципы и в большей мере является теоретическим.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 938;