Искусство Древней Руси. Искусство Киевской Руси и периода феодальной раздробленности.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО 10 – 14 ВВ. НОВГОРОДО – ПСКОВСКОЕ И ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ИСКУCСТВО
ВВЕДЕНИЕ
Русское искусство эпохи Средневековья начинается с X в. и вплоть до конца XVII столетья неразрывно связанно с Церковью и христианской верой, которую русский народ, вслед за своими византийскими учителями называли православной. Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры. Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.
Как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии – в живописи. Опираясь на вековые традиции восточно–европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.
ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ 10-14 ВВ АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.
Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта - монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура.
Рядом с княжеским двором поднялась многоглавая (пяти или семя глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Он был построен в 991- 996 гг. греческими мастерами. В середине XI века церковь с трёх сторон была обстроена галереями, что характерно для древнерусских храмов домонгольской эпохи. Поражала красотой и великолепием Десятинная церковь, о которой ныне может рассказать только её фундамент. Как и все храмы Киева XI века, Десятинная церковь была возведена из плинфы ( плоского квадратного кирпича) традициях византийского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую – светло – жёлтую и необычно тонкую ( всего два с половиной – три см). Из такого же материала построены и дворцы, её окружавшие. В отделке Десятинной церкви широко использовалась мозаика.
Самый древний из дошедших до наших дней в своём былом облике храмов Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове. Это Спасо – Преображенский собор, заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине XI века.
В плане собор представляет собой большой (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.
Как и все киевские храмы того времени, он был возведён из плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкраплённого в кладку. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладке « с утоплённым рядом». Слой раствора скрывал ряды плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Эти так называемые «утопленные ряды» чередовались с обычными.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове принадлежит к уникальным памятникам византийско-киевской школы зодчества первой половины XI века. Он сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси.
Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30 – х годов – начале 50 – х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов – собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей).
Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.
Огромный пятинефный собор с большими хорами – «палатами», светлыми и широкими, имел купол с необычным взлётом в самом центре, перед алтарём, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI веке Софийских собор был тринадцати купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось.
Если древние фрески едва – едва проступают на стенах собора, что мозаики, так же ярка как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: двумя рядами идут к Христу апостолы, их шаг мерен, коренастые фигуры исполнены внутренней энергии, огромные глаза обращены к Христу.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ( МОЗАЙКА И ФРЕСКА) КИЕВСКОЙ РУСИ
Древнерусская монументальная живопись складывалась на основе византийских традиций. Киев стал учеником Константинополя – столицы византийской империи.
Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску.
Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смальты – небольших кусочков окрашенного стекла, она менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок. Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветными переливами, подобнымиr мерцанию камней.
Распространение канона Христа — Царя Небесного относится ко времени государственного становления христианства — к IX—XI векам. Канон «Христа Вседержителя» распространен в двух изводах: изображения бывают в рост и поясные.
Киевский «Вседержитель» не отличается изяществом и тонкостью исполнения, как, например, подобные изображения в Софии Константинопольской или в других византийских
Мастер-монументалист, работавший над софийским «Пантократором», по всей очевидности, не принадлежал к элитарному кругу столичных византийских мозаичистов.
В киевском соборе им также созданы мозаика «Богоматерь Оранта» в конце центральной апсиды и, по-видимому, «Архангел» в подкупольном пространстве храма.
Необходимо помнить, что икона – это произведение искусства особого рода. Художник должен был следовать приёмам иконографии, т. е. он не мог изменить композиционные схемы и облик персонажей по своему усмотрению. Так сформировался один из основных признаков средневекового искусства – каноничность, т.е. следование строгим правилам – канону. Особенно это относилось к древнерусским иконописцам, которые использовали устойчивый набор сюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы , утверждённые традициями и Церковью.
Канон – явление сложное и не может быть оценён однозначно. С одной стороны, он сковывал мысль средневекового живописца, ограничивал его творческие возможности. С другой – как неотъемлемая часть средневековой культуры, он дисциплинировал художника, направлял его творческий поиск в область тщательной проработки деталей, воспитывал зрителя, помогая ему быстро ориентироваться в сюжетах и внутреннем смысле произведений.
Икона – произведение искусства очень сложное по своей внешнеё и внутренней организации, художественному языку и выполняемым задачам.
Выдающееся произведение искусств стало гласной святыней Успенского собора города Владимира и всей владимировской земли. Со временем оно получило название «Богоматерь Владимировсакая».
Из Ярославля происходит выдающийся по мастерству образ Богоматери Оранты, известной под названием «Великая Панагия».Это произведение связанное с киевской традицией, удивляет звонкостью и в тоже время изысканностью колорита, обилием золота, рождающим ощущение драгоценности живописной поверхности, скульптурной отточенностью и аристократизмом форм, торжественной священной неподвижностью, погружённостью в вечность.
НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА 11–14 СТОЛЕТИЙ.
XI век в древнерусской архитектуре – это эпоха »трёх Софий». Однако, чем дальше от Южной Руси – Киева, Чернигова, Переяславля – строился храм, тем больше в нём чёрт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера.
В 1045 – 1050 гг. повелением князя Владимира Ярославича возвели один из самых известных соборов Древней Руси – Софию Новгородскую. Собор построен из плинфыи камня, и, хотя кладка грубее и проще, чем в Киеве, все арки и своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом». Обширные хоры ( открытые галереи внутри храма) опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей( нефов) с запада на восток. В середине храма крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом.
Великолепным примером нового типа городского и монастырского храма служит храм Спаса Нереднцы, построенный князем Ярославом Всеволодовичем (заложен в 1198 г., разрушен фашистами во время Великой Отечественной войны, в настоящее время полностью восстановлен). Его размеры были очень скромны по сравнению с княжескими постройками XI — начала XII в.
Наружный вид этой четырехстолбной однокупольной церкви отличался большой простотой и вместе с тем особенной пластичностью, которая так привлекает в новгородском и псковском зодчестве. Несимметрично расположенные окна и неодинаковой высоты абсиды (средняя вдвое выше крайних) делали церковь очень живописной.
Строгий, простой и суровый храм прекрасно сочетался со скупым равнинным пейзажем. В интерьере храма Спаса Нередицы боковые нефы не играли значительной роли, все сосредоточивалось в центре, в подкупольном помещении, которое было легко обозримо со всех сторон .
Георгиевский собор отличается лаконичностью форм и строгостью пропорций. Четыре мощных столба делят пространство храма на три нефа. Необычно высоки арки сводов, хоры также расположены очень высоко, таким образом создаётся впечатление пространственной ясности, торжественной простоты композиции. Фасады зданий прорезаны многочисленными окнами. Свет, проникающий через них, заливает хоры и пространство под куполами. Собор представляет собой завершающую и одновременно высшую точку в развитии « княжеской» архитектуры Новгорода.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ( МОЗАЙКА И ФРЕСКА) НОВГОРОДА.
Личность Феодана Грека была настолько своеобразна, что он не мог принять исехастские идеи, не переработав и не обогатив их. Например, в живописном ансамбле церкви Спаса Преображенского он видоизменил традиционную систему росписи храма. В образе Пантократора, который помещён в куполе храма, мастер подчеркнул прежде всего огромную Божественную силу. Она исходила от мощной фигуры, лика и взгляда Христа. Излучаемая Христом энергия как бы заполняет и пронизывает всё пространство храма, создавая напряжённую мистическую атмосферу.
Исихастские идеи и живописная манера Феофана Грека имела немало сторонников и почитателей в среде его учеников и новгородских мастеров. Об этом свидетельствуют фресковые росписи новгородских церквей
БЕЛОКАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО – СУЗДОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ.
Огромное строительство было развернуто Андреем во Владимире. Старый город Мономаха был расширен и обнесен крепостной стеной. От его древних рубленых стен с каменными и деревянными башнями сохранились остатки земляных валов и белокаменные западные Золотые ворота (1164) — великолепный памятник крепостного зодчества XII в.
Оплывшие, но до сих пор впечатляющие валы окружают единственную сохранившуюся постройку княжеского замка – церковь святых Бориса и Глеба.
Одновременно с придворной церковью Юрий Долгорукий заложил Спасо – Преображенский собор ( 1152 – 1157) в основанном им городе Переславле – Залесском.Спасский собор поражает простотой и суровостью. Крестово-купольное здание с четырьмя столпами и хорами. Строгие лаконичные формы собора и мощная глава придают ему крепостной облик. Перспективные порталы связываются с романским влиянием, но не имеют колонок.
Мощные апсиды с узкими окнами украшены скромным арочным пояском на клиновидных консолях - прообраз будущих аркатурно-колончатых фризов владимиро-суздальского зодчества. Поверх арочного пояска и полосы прямоугольных впадинок виден венчающий карниз с волнообразным резным
орнаментом - предвестник владимиро-суздальской фасадной резьбы.
Успе́нский собо́р города Владимир — главный (кафедральный) храм Владимиро-Суздальской Руси. Один из выдающихся памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для более поздних соборов. Успенский собор представляет собой сложный комплекс разновременных построек.
Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Ее называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Ученые скрупулезно выясняют архитектурные приемы, за счет которых достигнуто ее чарующее совершенство. Церковь невелика и удивительно гармонична. Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции.
Дмитриевский собор - Главный княжеский (в отличие от епископского Успенского) храм, построенный великим князем Всеволодом Большое Гнездо на своем дворе в 1194-1197 гг. Одноглавый и черехстолпный храм первоначально был окружен низкими крытыми галереями, а у западных углов имел лестничные башни с всходами на хоры. Башни и галереи разобраны в процессе «реставрации» XIX в. Скульптура обильно покрывает весь верхний ярус собора и барабан главы, а также архивольты порталов.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАЙКА И ФРЕСКА) ВЛАДИМИРА
Со времен Софии Киевской принципы монументальной живописи существенно изменились. На владимирских фресках апостолы – это не массивные фигуры киевского храма с их устремленным прямо на зрителя гипнотизирующим взглядом широко открытых глаз. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, подобно античным философам, ведущим тихую ученую беседу. Их лица очень индивидуальны, “пропорциональны”. В руках апостолы держат раскрытые Евангелия – знак, указывающий на начало Страшного суда.
Красочная палитра владимирских фресок разнообразна и богата цветовыми сочетаниями: здесь больше всего золотисто-коричневых тонов, их дополняют желтовато-зеленые, голубые, лиловые, светло-синие и красно-коричневые. Судя по точному рисунку фресок и их совершенному живописному исполнению, автор фресок – талантливый и опытный художник. Лики святых объемны, переходы от тени к свету плавны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С иной стороны, нельзя не заметить, что из-за особых исторических условий древнерусское искусство не достигло той степени персонализации творчества, которая дала миру Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля. Не случайно Ренессанс на Руси так и не состоялся, и большинство исследователей говорит лишь о «предвозрождении». Даже творчество А. Рублева, которого чаще всего сравнивают с титанами Итальянского Возрождения, - не столько творчество самого Рублева, сколько проявление общих черт древнерусского искусства периода его расцвета. В формальном отношении древнерусское искусство оставалось провинциальным, отторгнутое историческими обстоятельствами, на краю Европы, оно не было подвержено стремительной эволюции творческих методов, художественных направлений и стилей, которая характеризовала искусство Западной Европы. Это стало одной из причин коренного перелома, мучительного раскола русской художественной культуры на рубеже XVII-XVIII вв. Вплоть до середины XVIII в. русское искусство «догоняло» западноевропейское, снова, но на этот раз уже не из Византии, заимствуя готовые художественные формы. Это, в свою очередь, породило реакцию - поиски национального своеобразия и «собственного пути»
Архитектура Руси 14-17вв.
Древнерусское искусство было тесно связано с церковью. На протяжении семи столетий больше всего строили каменные долговечные храмы, богато украшенные мозаичной и фресковой живописью, резьбой и драгоценной утварью. Поэтому и в древних городах Владимиро-Суздальской земли перед нашими глазами будут проходить преимущественно культовые памятники.
История ранних монастырей присутствует в той или иной степени на страницах большинства трудов, посвященных проблемам истории религии и Церкви. Ее изучение имеет давние традиции. В летописцах можно видеть первых исследователей монастырской темы. Являясь, как правило, выходцами из монастырей, они стремились рассказать о них более подробно, фиксировали события из местной истории, имеющие значение не только для самих обителей, но и для истории древнерусского общества.
Новгород -Псковское искусство:
Церковь Спаса на Нередице
Недалеко от Городища стоит ц. Спаса на Нередице, представляющая собою выдающийся памятник русской архитектуры и искусства XII в.
Церковь Спаса-Нередицы представляет кубического типа постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный ход в толще западной стены ведет на хоры.
В северо-западном и юго-западном углах на полатях помещались небольшие приделы. Как открытая в церковь средняя часть хор, так и угловые приделы размещены не на сводах, как раньше, а на деревянном накате. Замена крестчатых в плане столбов квадратными, наряду с сокращением числа столбов, отказ от лопаток на внутренней поверхности стен делают внутреннее пространство здания более простым, менее расчлененным.
Знаменитая церковь Спаса на Нередице — последняя каменная постройка новгородских князей — является типичным образцом новгородской архитектуры того времени. При крайне скромных размерах она воспринимается как весьма монументальное и внушительное сооружение. Исключительная по своим стилистическим и художественным качествам фресковая роспись усиливала впечатление тесноты и сумрачности..
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1374 г.) - выдающийся памятник русской архитектуры. Церковь Спаса- прямоугольный в плане, четырёхстолпный, одноапсидный одноглавый храм с восьмискатным (первоначально полопастным) покрытием. Наружные стены, апсида, барабан богато украшены нишами с полукруглыми завершениями, валиками, рельефными крестами и пр.
Нарядный и торжественный храм типичен для наиболее значительных построек новгородской школы, 2-й половины 14 - начала 15 вв. Отличающиеся суровой выразительностью образов, архитектоничностью и энергичной манерой письма фрески церкви (сохранились частично - в куполе, Троицком приделе и других местах) выполнены Феофаном Греком в 1378 г.
Церковь Федора Стратилата
На берегу бывшего Федоровского ручья (он был засыпан и сейчас это проезжая часть улицы Федоровский ручей) стоит церковь Федора Стратилата. Построенная в 1360—1361 годах она является классическим памятником новгородского строительного искусства. По общему решению она близка церкви Спаса на Ильине. При расчистке поздней побелки были выявлены фрагменты росписи, в основе которой лежит красно-коричневый цвет. Церковь Федора Стратилата на Ручье в Новгороде - памятник древнерусского зодчества (1361); четырехстолпный одноглавый храм с апсидой, фресками 2-й половины 14 в. Церковь Федора Стратилата на Ручье была заложена в 1360 году новгородским посадником Семеном Андреевичем и завершена в следующем, 1361 г. Это классический памятник второй половины XIV века, ставший надолго образцом для новгородских зодчих.
Внутри сохранились хоры, каменная лестница, ведущая на них и значительные фрагменты фрескового убранства, относящегося к 1360-1370 годам. В росписях церкви Федора Стратилата ярко выступает характерная для XIV века любовь к повествовательной тематике и вместе с тем дается глубоко эмоциональная трактовка человека. Многие исследователи сближали их с кругом Феофана Грека или даже приписывали ему самому. Церковь Федора Стратилата принадлежит к наиболее известным памятникам древнерусской архитектуры и входит в хрестоматийный набор храмов, иллюстрирующих историю новгородского зодчества.
Ансамбль Московского кремля
Успенский собор
Успенский собор в его существующем виде является по преимуществу памятником творчества мастеров Всеволода III.
Успенский собор свидетельствует об их высоком техническом и художественном мастерстве, позволившем им блестяще разрешить сложнейшую конструктивную и архитектурную задачу: они не только сохранили старый собор, но и создали новое величественное сооружение, покоряющее нас и теперь широтой архитектурного замысла и красотой его осуществления. Недаром итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, приглашенный в конце XV века в Москву для строительства зданий Московского Кремля, был послан осмотреть владимирский Успенский собор, указанный в качестве «образца» для сооружения Успенского кремлевского собора.
Благовещенский Собор
С весны 1556 года разворачивается каменное строительство церквей и крепостных стен кремля под общим руководством специалиста именно по строительству церковных храмов Постника Яковлева, выдающегося архитектора того времени, реконструировавшего Благовещенский собор в Московском кремле, построившего знаменитый Успенский собор в Свияжске и руководившего работами по возведению чудо-храма Василия Блаженного в Москве.
Он представлял собой белокаменное, с фресковой росписью внутри, грандиозное здание о пяти главах полукруглой формы, одновременно похожее и на московский Успенский собор, и на мечеть Кул Шариф, развалины которой еще находились недалеко от нового храма.
Колокольня Ивана Великого
Построена из кирпича и белого камня вместо разобранной церкви Иоанна Лествичника 1329 г. типа "иже под колоколы". Первоначально это был трехъярусный столп высотой ок. 60 м с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе. Два нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона; невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой. Колоко́льня Ива́на Вели́кого (устаревшее Иван Великий) — церковь в московском Кремле, высотой 81 мет
Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов (Троицкая церковь вошла в состав нового храма).
Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего таких его лучших образцов, как церкви в Дьякове и Коломенском. На едином основании - высоком подклетепоставлены девять самостоятельных зданий, соединенных между собой переходами: восемь увенчанных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высокую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы расположены по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45, образуя восьмиконечную звезду).
В соответствии с мемориальным характером собора акцент сделан на его наружном убранстве, причем стихия декора (все эти пилястры, филенки, стрелы, муфтированные колонки, карнизы, машикули, розетки и т.д.) торжествует над ордерным началом, оплетая все формы сверху донизу.
Архангельский собор
Построен на месте древней белокаменной Архангельской церкви 1633 г., служившей усыпальницей московских великих и удельных князей (придел Иоанна Предтечи у южной апсиды и придел Уара у северной пристроены в середине XVI в.). Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиораванти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением в основном полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма, что вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшие древнерусские храмовые постройки, и лишало его той высоты, светлости и пространства, которые так поразили современников в памятнике, возведенном на четверть столетия раньше.
Сложенные из кирпича широкие столпы водружены на высокие массивные постаменты, увеличивающие их сечение, и поставлены довольно близко друг от друга в рядах, разделяющих продольные нефы, благодаря чему возрастает изолированность нефов и впечатление их протяженности в направлении от главного входа к апсидам. При пониженных сводах боковых нефов это делает здание более похожим на базилику, чем на крестово-купольное сооружение.
В соответствии с планом фасады членятся по вертикали на неравные части, а пятиглавие, в котором барабаны восточных глав по своему диаметру уже западных, оказывается сильно смещенным к востоку, тем более что в западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой на хорах было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении. (Изначально в глухой теперь стене имелся дверной проем в северо-западном углу интерьера и, следовательно, существовал переход из храма на хоры, куда поднимались по винтовой лестнице.) Во всем этом уже не было той гармонической целостности, которая была достигнута Фиораванти.
Грановитая палата
Входила в обширный комплекс дворцовых царских палат, возведенных в конце XV - начале XVI в., и служила парадным тронным залом. Входила в обширный комплекс дворцовых царских палат, возведенных в конце XV - начале XVI в., и служила парадным тронным залом. Свое название Грановитая палата получила от применения граненого руста в облицовке главного фасада. До перестройки после пожара 1682 г. окна второго этажа были парными и меньшего размера, со стрельчатым завершением, верхние имели полуциркульное завершение; затем, в 1685 г., они были растесаны и обрамлены новыми наличниками, состоящими из резных колонок с раскрепованным антаблементом, опирающихся на консоли (выполнены О. Д. Старцевым). Тогда же (в 1684-1685 гг.) были произведены и другие строительные работы: над сенями сделан тайник для хранения ценностей, переложен карниз, а вместо медной установлена железная кровля.
Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—91 по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.Грановитая палата была переделана в 1684 году архитектором Осипом Старцевым. Сдвоенные стрельчатые окна были растёсаны и украшены нарядными белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой.Грановитая палата сильно страдала от пожаров, но сохраняла первоначальный вид до XVIII века, когда была совершенно переделана.
У начала Владимирского тракта по которому, гремя кандалами, шли в Сибирь каторжники, революционеры и не очень, но каждый из которых внес посильную лепту в дело расшатывания Российской империи, на высоком берегу Яузы стоит древний Спасо-Андрониев монастырь.
. Первый собор, с которого примерно в 1350-х началась закладка монастыря, собор Спаса, теперь самый старый из соборов Москвы. К 800-летию Москвы Сталин, призвав Чечулина, в то время главного архитектора Москвы, поинтересовался, где в Москве находятся наиболее древние постройки. Ему, конечно, не стали напоминать, что древнейший храм Спаса на Бору в Кремле снесен как раз по его указке. Чечулин указал на храм Спаса в Андрониковом монастыре, и работы по восстановлению начались. Собор к тому времени был обнесен более поздними пристройками, которые сильно изменили его облик и не в лучшую сторону. И вот, ударными темпами, красивейшему, строгому храму, выстроенному в редкой для Москвы северной манере, вернули первозданный вид.
Надвратная церковь Преображения Новодевичьего монастыря.
Древнейшая постройка монастыря - собор в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенный в 1524-1525 гг знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным. Над главным входом в обитель возвышается церковь Преображения Господня, построенная в 1683-1685 гг в стиле московского барокко. Над южными воротами - Покровская церковь (1683-1688 гг). Главная вертикаль архитектурного ансамбля монастыря - колокольня высотой 72 м (1690 г)
1-Преображенская надвратная церковь с Лопухинскими палатами (1687-1688гг); 2-Стены, башни стрелецкие караульни (80-е гг XVII в); 3-Колокольня (1689-1690 гг); 4-Смоленский собор 1524-1525 гг; 5-Успенская церковь с Трапезной палатой (1685-1687 гг); 6-Амвросиевская церковь, трапезная и Ирининские палаты (XVI-XVII вв); 7-Покровская надвратная церковь с Мариинскими палатами (1683-1688гг); 8-Кельи (кон XVII - нач XVIII вв.
Территория Новодевичьего монастыря окружена кирпичными стенами (конец 17 в.) с узорчатыми верхами. Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами. Ко времени основания монастыря относится сооружение Смоленского собора [1524-25; росписи 16 и 17 вв., 5-ярусный деревянный резной иконостас (1683-85, К. Михайлов и др.), с иконами С. Ф. Ушакова, Ф. Зубова, К. Уланова и др.]. Трапезная (1685-87), 6-ярусная, 8-угольная колокольня (1689-90), Преображенская и Покровская надвратные церкви и примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские жилые палаты (все 1683-88) - прекрасные образцы нарышкинского стиля.
Церковь Вознесения в селе Коломенском.
Гениальным архитектурным произведением шатрового типа является церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная Василием III в честь рождения долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного). В ней идеи единства, динамического нарастания и свободного взлета, скромно проявившиеся в сооружениях раннемосковской архитектуры, получили новое истолкование и законченное архитектурное выражение. Волей безвестного гения с крутого берега Москвы-реки взметнулся ввысь храм невиданной смелости и изумительной красоты. Возведена в Коломенском в 1532 году (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки в честь рождения Ивана Грозного.
При создании композиции церкви в Коломенском из деревянного зодчества была заимствована не только форма восьмигранной башни, увенчанной шатром. Очертания нижележащего объема имеющего в плане форму квадрата с выступами на каждой из четырех сторон, соответствуют плану срубной клети с прирубами – прием, свойственный деревянному культовому зодчеству. Все сооружение окружено «гульбищем» - террасой, устройство которой тоже соответствовало традиционной практике деревянного зодчества.
Церковь Покрова в Филях 1690-1693гг.
Построена в 1690—1693 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны), на месте построенной на 70 лет ранее церкви «Покрова» в ознаменовании победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
Храм Покрова в Филях считается образцом, эталоном московского, или, как его еще называют, "нарышкинского", барокко - архитектурного стиля, получившего широкое распространение в России в последней трети 17-го столетия. В эту эпоху русское зодчество все настойчивее включается в общеевропейское русло. Стиль барокко с его пышностью и велеречием главенствует в Европе. Но художественный гений каждого народа сохраняет в этом общем стиле свое лицо, сохранил его и русский художественный гений...
Это здание имеет башенно-ярусную композицию. Основной объем храма с приделами со всех четырех сторон окружен террасами с ведущими на них лестницами. Здание из красного кирпича богато декорировано резным белокаменным убором – наличниками окон, пристенными колонками, живописным кружевом парапетов, подчеркивающих очертания отдельных объемов и в то же время смягчающих переход от одного объема к другому.
Вывод:
Древнерусское искусство XVI века в своих устойчивых формах, кристаллизовавшихся в XVI веке, еще сохраняло очень высокий художественный уровень. В нем возникали и явления качественно новые, например, в архитектуре тип шатрового храма, возродивший давние традиции деревянного зодчества. Теперь, в условиях деспотичного царизма, когда нуждалась в прославлениях идея государственности, он послужил для создания храмов-монументов, воздвигаемых в память какого-либо события или военной победы. Ранний и самый лучший образец такого мемориального сооружения - церковь Вознесения в Коломенском, уникальный по своей пластической выразительности башнеобразный храм, «восьмерик на четверике», увенчанный мощным шатром. Шатровые постройки возводились впоследствии повсеместно, перешли и в архитектуру XVII века; островерхие шатры башен дорисовали силуэт московского Кремля.
Архитектуру XVII века, сравнительно с прежней, отличает чрезвычайная нарядность. Именно тут возникали затейливые формы, которые потом, уже с полной утратой чувства гармонии, перекочевали в стиль «рюсс»: все эти бочкообразные кровли, резные наличники окон, многоярусные кокошники, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики и богатый растительный орнамент, который расстилался по стенам и сводам подобно ковру. Пышнее всего этот узорчатый стиль проявился в светских зданиях-дворцах и теремах: в деревянном Коломенском дворце царя Алексея Михайловича, в Кремлевском теремном дворце.
Древнерусское искусство, подходя к своим последним рубежам, утрачивало былую монолитность стиля и эпическое величие. Эти оборванные и нити путеводные сплелись и затянулись в запутанный узел. Этот узел был смело и жестоко разрублен реформами петровского времени, откуда начинается уже другая, новая история русского искусства.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ И КЛАССЫ | | | Искусство Варварских королевств. Искусство романского периода. Искусство готического периода на примере Франции, Германии и Англии. |
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1677;