Концепция педагогики сотрудничества

v Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

v Концепция технологии, называемой «педагогика сотрудничества», в первоначальном варианте была опубликована в виде манифестов – групп тезисов-идей в «Учительской газете».

I. Манифест «Педагогика сотрудничества» (Учительская газета, 18.03.86)

1-1. Отношения с учениками. В условиях среднего всеобуча отношения учителя с учениками являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса: это должны быть отношения сотрудничества, создающие у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в школьном учении, общении, труде.

1-2. Учение без принуждения. Педагогика сотрудничества предполагает исключение авторитарных методов, принуждающих к учению, как негуманных и не дающих результатов в современной школе. Вместо них широко применяются методы положительного стимулирования, требовательность, основанная на доверии, активности, сознательности, влияние на ученика через коллектив товарищей.

1-3. Идея трудной цели. Сотрудничество учителей и учащихся возможно лишь при наличии и осознании общей, большой, общественно значимой, а потому трудной цели и веры в ее достижение.

1-4. Идея опоры. Для того чтобы каждый, даже слабый, ученик имел возможность свободно участвовать в общей работе класса, необходимо предоставить ему достаточную ориентировочную основу - опору, подсказку, помощь.

1-5. Опорные сигналы Шаталова. Систематизирующие схемно-конспективные структуры учебного материала, учитывающие особенности ассоциативной памяти учащихся и играющие роль опор, могут значительно повысить эффективность процессов усвоения знаний, умений, навыков.

1-6. Оценка работ. В основе оценки работ учащихся должны лежать понимание детского незнания, щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.

1-7. Идея свободного выбора. Возможность свободного выбора ряда элементов (объектов, направлений, составляющих) учебной деятельности есть необходимое условие развития инициативы и творческого мышления (поведения) учащихся.

1-8. Идея опережения. Для возможно более полного и глубокого усвоения знаний большое значение имеет их «вызревание» в сознании, которому способствует опережающее программу знакомство с учебным материалом.

1-9. Идея крупных блоков. Способ подачи учебной информации укрупненными дозами (блоками) дает возможность использовать резервы абстрактного мышления ребенка и приводит к улучшению результатов обучения.

1-10. Идея соответствующей формы. Дидактическая форма подачи учебного материала должна быть адекватна его содержанию.

1-11. Идея самоанализа. Каждое школьное дело, достижение, результат работы и поведения ученика должны быть проанализированы коллективом и самим учащимся с целью формирования правильных оценок, самооценок и взглядов личности.

1-12. Интеллектуальный фон класса. Сила и эффективность учебно-воспитательного воздействия на учеников определяются во многом качествами учебного коллектива: его идейно-нравственным уровнем, интеллектуальным фоном, развитостью коллективистских отношений.

1-13. Коллективное творческое воспитание. Эффективнейшим средством осуществления принципов коллективного воспитания в современных условиях является включение детей в коллективную творческую деятельность по улучшению и совершенствованию окружающей их жизненной обстановки, обучение их коллективному общественному творчеству.

1-14. Творческий производительный труд. Производительный труд ребят должен быть обязательно творческим, т. е. направленным на улучшение, обновление, совершенствование окружающего мира.

1-15. Творческое самоуправление. Воспитание коллективов и коллективистов подразумевает участие ребят во всех делах и общественной жизни класса, школы вместе со взрослыми, на творческих началах соуправления.

1-16. Сотрудничество с родителями. Дружелюбные, товарищеские, взаимоуважительные и доверительные отношения учителей с детьми в школе должны быть перенесены и в сферу семейных отношений. Необходимо сделать семью союзником в воспитании и обучении детей.

1-17. Личностный подход. Основным принципом отношений учителя с учеником должен являться личностный подход, основанный на гуманистических идеях деятельной любви к детям, веры в их творческие силы, духовной близости воспитателя и воспитуемых.

1-18. Сотрудничество учителей. Осуществление идей педагогики сотрудничества в детском коллективе предполагает наличие адекватных отношений творческого сотрудничества на уровне педагогического коллектива школы.

II. Манифест «Демократизация личности» (Учительская газета, 17.10.87)

2-1. Процесс демократизации. Только демократизацией школы, ее атмосферы и каждой личности можно добиться сотрудничества; только сотрудничество может сформировать людей, способных жить и работать в подлинно демократическом обществе.

2-2. Развитие личности. Педагогика сотрудничества, признавая ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, должна обеспечить свободное развитие личности - всех ее способностей и душевных сил.

2-3. Содержание личности. Особой заботой педагогики сотрудничества является нравственное (с акцентом на созидающие личность понятия - совесть, честь, достоинство, стыд), культурное (гуманитарное, эстетическое и этическое воспитание), политическое (на базе нравственного, культурного и профессионального кругозора) и мировоззренческое содержание личности учителя и личности каждого ученика.

2-4. Способности творческие и исполнительские. Во всей многообразной работе с детьми необходимо четко выделять развитие исполнительских и творческих способностей детей и заботиться о развитии вторых не меньше, чем первых.

2-5. Зона ближайшего развития. Совместная работа с детьми имеет наивысший результат, если она проводится не в зоне уже достигнутых ими возможностей, а в зоне их ближайшего развития, т. е. там, где учитель нужен ребенку, где без учителя ученик не справится, где работа представляется ученику притягательным испытанием.

2-6. Детская половина дня. Решать проблемы на уроке, учить главным образом на уроке, не быть зависимым от домашних уроков - вот чего должен добиваться учитель, оставляя вторую половину дня детям, их занятиям по интересам.

2-7. Идея ответственности. Основа демократической личности - диалектическое единство свободы и ответственности, которое формируется сочетанием личностного и коллективного подходов, воспитания и самовоспитания, управления и самоуправления.

2-8. Идея самоуважения. Самоуважение, положительное отношение к себе и адекватная оценка себя являются необходимыми условиями правильного формирования личности.

2-9. Идея саморегуляции. Процесс саморегуляции личности, выводящий ее на уровень осознания собственного достоинства, чести, долга, наиболее эффективно происходит в условиях предоставления самостоятельности и инициативы, на основе правила «от работы к поведению», а не «от поведения к работе».

2-10. Идея уникальности. Личность - уникальное явление мира, поэтому она достойна уважения, даже если не является примером.

2-11. Отпор или диалог. Чтобы вести учеников к социальной, политической зрелости, учитель должен овладеть искусством долгого убеждения - демократическим диалогом с учениками.

2-12. Молодежная философия. В общении с детьми необходимо соединить линию марксистско-ленинской философии с сегодняшними заботами и конкретными трудностями молодых.

2-13. Игра как средство демократизации личности. Игра должна занять в школе место как одна из основных форм учебно-воспитательного процесса: в игре, без административного давления дети развиваются наиболее естественно и успешно.

2-14. Школа и общественные отношения. Школа и школьный коллектив не могут быть демократизированы, если не будут налажены прочные связи и взаимодействие с, обществом, общественными организациями, предприятиями, колхозами и совхозами.

2-15. Без компромиссов. В воспитании нельзя идти ни на какие компромиссы за счет детей.

2-16. Идея выбора. Сегодня учитель должен выбрать: либо он за педагогику сотрудничества и демократизацию, либо - против, третьего не дано. В процессе общественного обсуждения идей, высказанных на встречах учителей-экспериментаторов, к ним добавились еще две яркие идеи.

III. Манифест «Методика обновления» (Учительская газета, 19.03.88)

3-1. Идея воодушевляющего управления. Руководители народного образования всех рангов своей деятельностью должны воодушевлять подчиненных на отношения сотрудничества и творчества, сплачивать коллективы на принципиальной педагогической основе, не отступать от единства слова и дела.

3-2. Идея гармонизации и гуманитаризации образования. Содержание среднего образования должно быть приведено в соответствие с основной целью коммунистического воспитания - формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

3-3. Идея реализма целей воспитания. Всестороннее развитие учащихся есть идеальная цель школы; реальной целью на сегодня является воспитание социалистической личности и разностороннее развитие с учетом ее способностей и интересов.

3-4. Идея совместной жизнедеятельности детей и взрослых. Подлинной сутью воспитания является не назидательное воздействие взрослых на детей, а процесс их совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества.

3-5. Идея самоопределения. Важнейшая цель воспитательной работы есть формирование культуры жизненного самоопределения человека.

3-6. Идея личностной направленности воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны быть не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша.

3-7. Идея добровольности. Без собственной доброй воли, желания детей не могут быть осуществлены ни идея развития (преодоление, возвышение себя), ни идея сотрудничества.

3-8. Идея коллективной направленности. Предстоит восстановить в школе коллективы высокого уровня развития, соответствующие макаренковским требованиям воспитания «в коллективе, через коллектив и для коллектива».

IV. Манифест «Войдем в новую школу» (Учительская газета, 18.10.88)

4-1. Переломная точка. Наступило время, когда никакие «усилить» и «повысить» не помогают школе; ей необходимо глубокое и принципиальное качественное обновление.

4-2. Концепция новой школы. Концепция новой школы строится на основе педагогики сотрудничества и развития, отделяющей старую школу застоя от обновляющейся школы эпохи перестройки.

4-3. Человечность во все века. Школа - не подготовка к жизни, а сама жизнь ребят, во многих отношениях более богатая, чем жизнь взрослых; именно в ней рождаются потребность в добре, справедливости, красоте. Новую школу и должны одухотворять эти человеческие, во все века живые добродетели.

4-4. Педагогика развития. Приоритетная задача школы - развить ребенка, чтобы он мог и хотел добывать (а не только получать) знания, умения и навыки.

4-5. Непрерывное образование. Новая школа будет не просто учить, не только учить добывать знания, а еще прививать личности потребность в постоянном совершенствовании, без которой немыслимо никакое дальнейшее непрерывное образование.

4-6. Условия развития. Развитие - не только приращение знаний и умений личности, а превращение их в способности, в возможность свободной деятельности; оно происходит в поисках, сомнениях, творчестве, что и должно составлять основу новых методик.

4-7. Развитие культуры. Знание могут передать и технические средства, культуру же – только человек; учитель должен быть наиболее развитым, образованным, культурным, гуманным человеком в окружении ребенка.

4-8. Художественное развитие. Качества личности столько же определяются ее эмоциональным, сколько и интеллектуальным развитием. Поэтому одна из главных особенностей новой школы - забота об эстетическом, художественном развитии детей, гуманитаризация всего учебно-воспитательного процесса.

4-9. Разделение учащихся по интересам. Без такого разделения невозможно развивать детей, для его осуществления школа должна обеспечить широкие возможности выбора различных вариантов и направлений учебной и клубной деятельности детей.

4-10. Трудовое развитие. Задачи трудового воспитания учащихся, очевидно, могут быть решены на путях организации самостоятельной производственной деятельности школы (на принципах хозрасчета и кооперации).

4-11. Школьный клуб. Клубная, добровольная форма школьной жизни предоставляет широкие возможности для развития живой пионерской и комсомольской работы, перестраиваемой на принципах коммунарской методики.

4-12. Новая школа и наука. Научно-педагогические исследования должны сопровождаться разработками методическими, оказывать непосредственную помощь учителю, воспитателю, руководителю.

4-13. Школа и народовластие. Школа должна освободиться от авторитарности, широко привлекать к управлению общественность, родителей, использовать возможности самоуправления учащихся.

4-14. Реализм целей. Новая школа реальна и жизненна, так как она ставит цели и называет средства: гуманизация, сотрудничество, развитие, демократизация.

V. Манифест «Поворот» (Бухара, апрель 1990 г.)

5-1. Поворот к сообществу. Теперь мы должны учить детей мир­ному сосуществованию самых противопо­ложных взглядов и идей.

Да, сегодня школе нужен не коллектив с единой волей, единым агрессивным орга­ном управления, лишь по недоразумению называемым органом самоуправления, а мирное школьное сообщество, в котором равноправно объединяют свои усилия дети разных национальностей, разных способно­стей, разных убеждений, если они есть, ве­рующие в Бога и неверующие, придержива­ющиеся разных религий, активные по харак­теру и пассивные. Сообщество, которое обеспечивает каждому свободу от насилия, разврата и наркотиков. Сообщество, цель которого – справедливость, культура раз­витие. Сообщество для сотрудничества.

5-2. Поворот к вечным ценностям.При всех обстоятельствах мы обязаны сохранить в се­бе и передать детям ценности, которые помо­гали и помогают человечеству выжить. Вду­маемся в библейские заповеди: даже те, кто никогда не читал священных книг, знают, что нельзя убивать, красть, лгать, прелюбодей­ствовать, желать чужого, лжесвидетельствовать, молиться ложным богам.

И есть вечные общественные ценности — стремление нации, народа, человечества к свободе, равенству в правах, братским от­ношениям, к справедливости и законности.

Есть нерушимые права взрослого и праваребенка.

5-3.От принуждения к побуждению. Сегодня хороший учитель тот, кто овла­девает искусством мотивации. Педагогика сотрудничества – это комплекс методов и методик, побуждающих детей учиться и в учении сотрудничать с учителем. Пусть слова «мотивация», «побуждение» станут одними из главных слов на педагогических советах.

5-4. Поворот к труду. Мы утверждаем, что учение – это прежде всего труд.

Попробуем в беспорядке перечислить главные мотивы труда: любовь к труду, не­обходимость зарабатывать на жизнь, любовь к деньгам – жадность, чувст­во мастерства, привычка к труду, любовь к красивому, стыд пока­заться лентяем, соревнование, по­требность в самоутверждении и са­мореализации, желание помочь людям, желание добиться успеха, желание научиться, обогатить се­бя, чувство долга, желание быть в первых – это с одной стороны. Принуждение – с другой.

5-5.Поворот к себе. Школа для ребенка – и школа ПРО ребенка. Школа для тебя – и школа про тебя. Труднейшая из педагогических задач препода­вать так, чтобы каждый предмет и каждая тема раскрывали ребен­ку самого себя соединяли его с са­мим собой. Чтобы была математи­ка про тебя, история про тебя, био­логия про тебя, искусство про тебя и чтобы труд раскрывал ребенку, на что же он способен.

5-6.Поворот в программах. Учитель должен получить и право на программу. Мировой опыт показывает, что по своим программам учитель учит лучше, чем по чужим, даже если чужие лучше, чем свои.

Программа – последний якорь педагогической административно-командной системы.

5-7.Поворот в предметах.Школьные предметы не­обходимо повернуть, как и всю школу, к ребенку. Учитель должен создавать картину мира, в котором живет ребенок. Что бымы ни преподавали, пусть всю­ду присутствует одна мысль: как красиво устроен наш мир, как в нем все связано, все необычно, как противоречив он, как трудно людям его понять и как много еще непонятного и неузнанного.

5-8.Поворот к доступности.Демократическая школа доступна всем, она принимает всех детей и учит их бесплатно.

Ключ к доступности – ясность. Практически всякий материал, необходимый для дальнейшего из­учения предмета может быть из­ложен ясно.

5-9.Поворот к практикам.И. Волков постоянно проводит мысль настолько же очевидную, сколько и пренебрегаемую: по складу ума и характера дети делятся на теоретиков и практиков, причем практиков значительно бо­льше, чем теоретиков.

Как подвести практика к успехам и в теории? Дать детям возмож­ность работать в мастерских, в ко­оперативах – это один путь; вов­лечь их в изготовление школьных пособий – другой; объединить практиков и теоретиков в одни группы для совместного изучения материала – третий.

5-10.Поворот к методикам. Не­смотря на то, что свобода в мето­дах преподавания повсюду провоз­глашается, учитель по-прежнему не имеет возможности пользоваться новыми, более эффективными методиками. Школа должна предоставить ему эти возможности и средства.

VI. Манифест «От ученика к личности» (Первое сентября. – 3.09.1996. – № 83)

6-1. Вписаться в жизнь. Как воспитывать современного ребенка в школе так, чтобы он мог вписаться в жизнь.

6-2. Цель образования определяется философией образования.

6-3. Приспособленец или… Иногда высказывают мнение, что надо рас­тить людей, которые могли бы приспособить­ся к новым условиям жизни, но не приспособленца.

6-4. Вырастить личность. Мы должны стараться каждому ребенку помочь стать личностью, не мешать ему становиться личностью, поддерживать его собственные усилия стать личностью.

6-5. Современное воспитание – это воспитание личности. Вот наша цель, вот наш долг, вот что нуж­но и человеку, и стране- личность. Просто личность.

6-6. Личность самостоя­тельна. Личность независима; она не подчиняется нелепым, неразумным требованиям, чаще идет на конфликт, умеет отстоять себя, обычно имеет свое мнение и сохраняет его.

6-7. Личность независима, можно сказать – автономна, самостоятельна, и в то же время именно личности притягивают к себе лю­дей и умеют находить об­щий язык с людьми.

6-8. Личность воспитывается. Воспитанием или самовоспи­танием. Как правило, человек становится лич­ностью своими собственными усилиями, если он вырастает в благоприятной обстановке.

6-9. Отношение воспитывает личность. Ребята с сильным характером и большими способностями вырастут и станут замет­ными личностями без на­ших усилий.

Поэтому мы должны стараться; чтобы не только отдельные выдаю­щиеся ученики выходили из школы личностя­ми, но и каждый из наших питомцев был хоть в какой-то степени личностью.

6-10. Ученик или личность? Взгляд на ребенка как на ученика принципиально отлича­ется от взгляда на того же ребенка как на личность.

Мы должны научиться не просто доброму отношению к детям, не просто уважительному, а какому-то особому отношению, которое мы всегда про­являем ко взрослым людям, когда чувствуем в них личность.

6-11. Воспитание и академические успехи. Если вдуматься, то отношение к ребенкукак к ученику и как к личности – не просторазное, но противоположное. Воспитание личности почти не имеет отношения к школьным академическим успе­хам.

6-12. Личность – это духовность. В школе должен быть такой настрой, иду­щий от дирек­тора, при котором все относятся к детям не как к учени­кам только, а как к личностям.

В воспитании личности важно не только то, чего нельзя делать – уни­жать, оскорблять и прочее. Нужны какие-то особые действия, от учителя требуется что-то, что помогало бы детям увидеть мир, состоящий из личностей. Нужно что-то, что наполняет и возвышает душу.

VII. Манифест «Человек свободный»(Первое сентября. – 1.09.1994. – № 83)

7-1. Высшая ценность. Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит высшая ценность. По нашему мнению, такой высшей ценностью явля­ется то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого пони­мания – СВОБОДА.

Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО.

7-2. Что такое свобода. Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения, и есть«свобода-для» – внутренняя свобода человека для егосамоосуществления.

Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает аб­солютной. Но внутренняя свобода может быть беспре­дельной даже при самой трудной жизни.

7-3. Что такое внутренняя свобода. От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего – от страха перед людьми и перед жиз­нью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрес­сивных устремлений.

7-4. Что такое совесть? Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть то,что соединяет людей.

Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом.

Никакого госзаказа на воспи­тание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

7-5. Свободный ребенок. Внутренняя свобода – это природный дар, это осо­бый талант, который можно заглушить, как и всякий дру­гой талант, но можно и развить.

Вос­питание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее под­держке и охране.

7-6. Свободный учитель. Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой сво­бодных людей, и в первую очередь – свободного учи­теля.

Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.

7-7. Свободная школа. В свободной школе свободные дети и свободные учи­теля.

Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоя­тельность, уважение к учителю.

7-8. Путь к воспитанию свободных.Свобода – это и цель, и дорога.

Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – возможно полное избавление от страха.

Человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 3448;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.