Перечень возможных тестовых вопросов по теме на ПГК. 1.Об античной философии. Ответ

1.Об античной философии. Ответ. Под античной философией понимается период развития философской мысли, в Греции начиная с середины VI в. до н. э. и Римской империи с I в. до н. э. – по VI в. н. э.

2. О Греческой античной философии. Ответ. Греческая античная философия своим характером и направленностью содержания, особенно, методом философствования отличается от других восточных систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Она стала классической системой генезиса философской мысли, и потому, в последующем, служила ориентиром для развития философии в других странах и регионах.

3. О периодах развития античной философии. Ответ.Развитие античной философии подразделяется на три этапа. Первый – это ранний, натуралистический, или досократовский период (6-5 вв. до н. э., милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики- эклектики). Второй – средний, классический период, или период расцвета (5-2 вв. до н. э., ). Он подразделяется на два этапа: а) гуманистический (софисты, Сократ); в) период большого синтеза идей Платона и Аристотеля. Третий – поздний, эллинистический период, период заката и упадка (2 в. до н. э. – 6 в. н. э.).

4. О предметной сфере и представителях основных философских школ.Ответ.Все основные школы Античной Греции и их предметная сфера представлены в материалах к курсу лекции. В качестве примера проиллюстрируем ответ на милетской школе: представители – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр; предметная сфера – вопрос о поиске первоосновы всего сущего («архэ»), вопрос о сущности мира.

5. О первом философе Античной Греции. Ответ.Первым философом Античной Греции считают основателя милетской школы Фалеса.

6. О пифагорейской школе как зачинателя идеалистического направления античной философии. Ответ. Исходной позицией философии пифагорейцев был тезис « Все вещи суть числа ». Выделяя только одну грань природных вещей и явлений, т. е. ее измеряемость числовым выражением (количественную сторону), они впоследствии мистифицируют эту сторону и превращают числа в самостоятельную метафизическую сущность. В этом и заключаются гносеологические корни идеалистических тенденции философии пифагорейцев.

7. О родоначальнике диалектики античной философии. Ответ. Речь идет о Гераклите, впервые рассмотревшим борьбу противоположностей как основу любого движения и развития. Его еще прозвали «темным» из-за сложности его идей, и «плачущим» - за пессимистический тон отдельных положений его учений.

8. О термине «Панта рея». Ответ.Этот термин впервые использовал Гераклит, и он буквально означает «Все течет…».

9. Об основателях Атомистской теории.Ответ.Основателями атомистского учения в античной философии считают Левкипа и Демокрита.

10. О софистах (представители и что представляли собой?). Ответ. Они были первыми платными учителями, учили население выступать на заседаниях эклессии, судов и т. д. Переориентировали предметную сферу философии от космологических проблем к человеку и обществу.

11. Об отличии Сократа от других философов. Ответ.Сократ, в отличие от других известных философов не имел школы, и не написал ни одного философского труда. О нем мы узнаем из трудов Платона и Ксенофана.

12. О содержании философии Сократа. Ответ.Философию Сократа относят к этическому рационализму. Главное место в философии он уделял этике, положил начало ориентации философии на знание и анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности.

13. Об основной задаче философии и познания. Ответ. Сократ видел основную задачу философии в обосновании религиозно-нравственного мировоззрения, а основную задачу познания в самопознаний. Исходя из чего, принципом его философии был тезис «познай самого себя».

14. О Диалогическом методе Сократа. Ответ. Метод Сократа был направлен на нахождение Всеобщего в нравственности. Основные составные части диалогического метода Сократа: «ирония» и «маевтика» (повивальное искусство) по форме; «индукция» и «определение» - по содержанию. Посредством иронии он пытался раскрыть противоречие в суждениях собеседника, а маевтикой находил истину для преодоления этого противоречия. Установление истины решается посредством «индукции» (путем анализа и сравнения частных добродетелей), и «Определения» - установление родов и видов, их соотношения и соподчинения.

15. О Платоне. Ответ.Платон был учеником Сократа. Платон, это не настоящее имя философа, так его прозвали за то, что он был очень рослым и широкогрудым мужчиной.

16. Об основных произведениях Платона. Ответ. Основные сочинения Платона изложены в форме диалога: «Государство», «Политик», «Законы» - социально-политическое учение Плутона; «Тимей» - космологическое учение; «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист» - учение о душе, вопросы познания.

17. О понимании Платоном философии как науки. Ответ. Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Тем самым, именно Платон первым представил философию как науку, получившую распространение на Западе.

18. О содержании философии Платона. Ответ. Платон понимал Философию как учение о сущем, то есть то, что является постоянным в окружающем мире. Основное содержание философии Платона раскрывается в его онтологическом учений, согласно которому, философию Платона относят к «объективному идеализму». В его философии реально бытийствует бестелесный «Мир идей», то есть сущее им понимается как миры, явления и сущности.

19. Об источниках философии Платона.Ответ. Источниками его философиивыступили: 1. Сократовский этический идеализм; 2. Элейское учение об истинном, едином и неподвижном бытии; 3. Пифагорейское учение о числах как истинных сущностях вещей.

20. О термине «Материя». Ответ. Терминматерию в Античную философию впервые вводит Платон. У него материя, лишенная качеств субстрат, из которого образуются любые тела.

21. Об онтологическом учений Платона. Ответ.Онтология Платона базируется на понятиях «Мир идей», «Мир чувственных вещей», «Материя», «Мировая душа», «Бог Демиург». Платон считал , что первичен именно мир идей, мир вещей вторичен. Идея – образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Кроме мира идеи и мира вещей есть еще материя. Мир идей – мужское, активное начало, материя – пассивное женское начало. Мир чувственных вещей – детище обоих. Платон вводит еще одно понятие – мировую душу, которая объемлет и связывает мир идей и мир вещей. Душа посредством собственных движений: желания, усмотрения, заботы, совета, правильного и ложного мнения, радости и страданий правит всем, что есть на небе, земле и море. Это первоначальное движение вызывает вторичные движения тел и ведут все к росту, либо уничтожению, к слиянию либо к расщеплению и сопровождает все это к теплу и холоду, тяжести и легкости и т. д. Пользуясь всем этим, душа, в облике вечного божественного ума, пестует все и ведет к истине и блаженству. В конце его учения на авансцену выходит Бог Демиург, который с помощью мировой души создает космос.

22. Об идеалистической системе Платона. Ответ. По онтологии Платона материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», где первоначальное движение инициируется «Миром идей». Это приводит к вторичному движению, которое и придает «идее» оформленность и вещественность. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы.

23. О гносеологии Платона.Ответ. Отправным пунктом его гносеологического учения является отрицание роли чувств как источника знания, метафизическое противопоставление теоретического мышления и чувственного восприятия.

24. О теории воспоминания. Ответ. Платон видел источник истинного знания в воспоминании бессмертной душой того, что она знала в прошлом. Души – идеи первоначально находились в идеальном мире и созерцали сущности – идеи всех предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося познать сущее. «Теория воспоминания» есть ядро его гносеологического учения. Но для этого нужно побудить душу к чистому мышлению, суть которого: возбудить в душе воспоминания об идеях и созерцать их.

25.О диалектике Платона. Ответ.Платон понимал ее как метод сопоставления противоречивых тезисов, способствующий достижению истины. У него диалектика это умение задавать вопросы и отвечать на них для разрешения философских проблем, и способность «различать все по родам». То есть, основная проблема платоновской диалектики – это вопрос о роли общих понятий в познании истины, которая достигается правильным соединением и разъединением понятий. Диалектик тот, кто сможет доказать сущность каждой вещи.

26. Об антропологическом учений Платона. Ответ.Философ, убежденный дуалист, традиционно выделяя душу и тело в человеке. По нему тело смертно – душа бессмертна. Душа – это «эйдос», сущность человека. Назначение тела – быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей.

27. О социально-политических взглядах Платона. Ответ. Платон – первый философ, создавший социальную утопию. Основные положения его учения об обществе изложены в концепции об «Идеальном государстве». Его идеальное государство основано на рабском труде («Законы»), и есть идеализация кастового строя Египта. Его «Теория происхождения государства» носит потребительский характер. Главная причина – решение вопросов жизнеобеспечения сообща. Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он, первым в истории общественной мысли называет частную собственность.

28. Об Аристотеле.Ответ.Аристотель – древнегреческий философ и энциклопедиче­ский ученый, ученик Платона, основоположник логики и ряда отраслей специального знания. Он автор следующих философских произведений «Органон», «Метафизика», «О душе». Маркс называл его «Александром Македонским Греческой философии» и «величайшим мыслителем древности». Ему принадлежит известная фраза: «Платон хотя и друг мне, но истина дороже».

29. О школе Аристотеля. Ответ.Школа Аристотеля называлась Ликеем. Это было общественное здание, предназначенное для гимнастических игр, которую Аристотель приспособил для учебных занятий. В последующем его учеников называли «Перипатетиками», то есть в Ликее Аристотеля укрепилась метода, согласно которой занятия в школе проводились в тенистых аллеях сада во время прогулки.

30. О классификации наук. Ответ.Аристотель подразделял науку на три группы:1. Теоретические науки, где познание ведется только ради него самого; 2. Практические науки дают руководящие идеи для поведения человека; 3. Творческие науки, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. Теоретические науки он делить на три группы: 1.на первую философию, которая обнаруживает неизменные «начала» сущего; 2. далее идет физика, которая изучает состояние тел в природе и определение материи; 3. и, наконец, математика – изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. При этом, он внес общие правила исследования для всех наук: на первом плане должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».

31. Об изданных трудах Аристотеля. Ответ. Труды Аристотеля были изданы главой Римской аристотелевской школы Андроником Родосским в 1в н. эр. С учетом классификации самого Аристотеля, изданные труды были разделены на 4 группы: 1. Соч. по логике («Органон»); 2. Произведения по первой философии, объединенные А. Родосским в одно сочинение под названием «Метафизика»; 3. Естественнонаучные работы; 4. Исторические, политические, этические и эстетические сочинения, рассматривающие общество, государство, права и обязанности гражданина.

32. О философии. Ответ. Касательно философии Аристотель писал, что философия всегда терпела поражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракции, фантазии, религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где философия обращалась к реальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев достигала значительных научных результатов.

33. Об онтологии Аристотеля. Ответ. Аристотель признавал четыре причины бытия:1) материю, или пассивную возможность становления, 2) форму (сущность бытия), действитель­ность того, что в материи дано лишь как возможность, 3) начало движения и 4) цель. Вся природа рассматривает­ся у Аристотеля в виде последовательных пере­ходов от «материи» к «форме» и об­ратно.

34. О формальной логике Аристотеля. Ответ. Формальная логика Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, т. к. в логических формах Аристотель видел вместе с тем формы бытия. Считается, что Аристотель первым сформулировал логическую систему дедукции (Силлогистику), т. е. заложил основы логики как науки. Силлогизмсостоит из трех терминов, составляющих попарно три суждения субъектно – предикативной структуры: двух посылок и заключения.

35. Окосмологии Аристотеля. Ответ. Аристотель отвергает учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую сис­тему, сохранившую власть над умами вплоть до появления гелиоцентриче­ской системы Коперника.

36. Обэтике Аристотеля. Ответ. Высшей добродетельной деятельно­стью Аристотель признал созерцательную деятель­ность разума. В этом сказалось харак­терное для рабовладельческой Греции презрение к физическому труду рабов, в отличие от которого, умственный досуг считался привилегией свободных. Высшее благо и счастье, доступное человеку, - в совершенствовании себя как человека. Подлинное счастье – в разумной деятельности, сообразной с добродетелью. Нравственность тесно связана со свободным выбором.

37. Об учении Аристотеля об эстетике.Ответ.Аристотельрассматривает искусство как деятельность человека.«Через искусство возникает то, формы чего находятся в душе».Важная особенность искусства – подражание (мимесис).

38. О социально-политических взглядах Аристотеля. Ответ.В учении об обществе Аристотель доказывал, будто отношения рабовладения укоренены в самой природе. То есть рабство и частная собственностьрассматривается им как необходимое и вечное явление. Причиной возникновения государства является естественное стремление людей к совместной жизни. Первый результат проявления политической сущности человека – есть образование семьи. Аристотель разделяет государства на правильные и неправильные. К правильным он относит – монархию, аристократию и политию. К неправильным тиранию, олигархию и демократию. Человека он определяет как «политическое животное».

39. Об эллино-римской философии позднеантичного периода. Ответ. Эллино-римская философия позднеантичного периода в целом подразделяется на два периода: первый – носила этико-антропологический и антирелигиозный характер; второй – мистико-религиозный характер.

40. О представителе киников, прославившийся как философ-чудак. Ответ.

Прославил киническую школу эпатировавший (поражавший людей своими скандальными выходками, нарушением общепринятых норм и правил) людей своим поведением и презрением к жизненным радостям Диоген Синопский. Его жизнь – образец жизни кинического мудреца. Диоген низвел до крайности потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Жил он в большой круглой глиняной бочке для вина (пифосе). Приучал он себя и нравственным унижениям, чтобы быть внутренне независимым от людей и их мнений. Философ просил подаяния у статуй, чтобы приучить себя к отказам. Именно он при дневном свете искал с зажженным фонарем «Человека» (а не раба наслаждений) и он ответил Александру Македонскому, предложившего ему выполнить любую просьбу – «не заслонять солнце».

41.ОбЭпикуре. Ответ. Эпикур был представителем атомистического материализма, атеизма и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им школы – «сад Эпикура». Его учение возникло в противовес платоновскому абстрактному идеализму, представлявший спиритуалистический и религиозно-этический объективизм в понимании человека.

42. О представителях философских школ Древнего Рима. Ответ.Видными представителями философских школ в Древнем Риме были Тит Лукреций Кар, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.

43. «О природе вещей» Тита Лукреция Кара. Ответ. Тит Лукреций Кар в своей знаменитой философской поэме «О природе вещей» дает яркое изложение концепции Левкиппа – Демокрита – Эпикура. Выступает против бога, отстаивает эпикурейский принцип спокойной и счастливой жизни.

 








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 678;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.