Христианская философия зрелого и позднего средневековья. Фома Аквинский и другие представители поздней схоластки

Главными систематизаторами схоластики в 13 в. были Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот. Альберт Великий (р. Между 1193-1207 гг., умер 1280 г.), нем. философ, естествоиспытатель и теолог. Боролся против истолкования аристотелизма в духе аверроизма, и передовых школ схоластики. В соч. «Сумма теологии» использовал аристотелевские идеи для выработки единой философско-теологической системы схоластики. Фома Аквинский(1225,26-1274 гг.), монах-доминиканец, ученик Альберта. Церковь наиболее высоко оценила деятельность и учение Фомы Аквинского: причислило его к кругу своих «святых», а в 1879 г. объявило его учение своей официальной философской доктриной (Неотомизм). Основные соч.: «Сумма против язычников» и «Сума теологии». Его объективно-идеалистическая философия сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, и приспособления его к христианскому вероучению. Понимает бытие бога в духе христианской религии, признает творение мира из ничего и бессмертие человеческой души. Человек является частицей установленного богом миропорядка и занимает заранее отведенное ему там место. Он подобен маленькому миру, микрокосмосу. Как и всякое явление вселенной, ее определенная частица, он также нуждается в своем «двигателе». Им выступает человеческая душа. Она служит формой тела, своим присутствием и воздействием «актуализирует» человека, определяет его сущность и специфику. В противовес Августину, Фома рассматривает человека как единство тела и души. С этой целью он вводит понятия неполной субстанции, случайной причины, которые позволяют ему, с одной стороны, «доказывать» самостоятельность и бессмертие души, с другой – трактовать человека как некое конкретное, индивидуально-телесное существование души. Душа самостоятельна и способна существовать без материи, но не равна чистым духам. Человек – промежуточное существо, находящееся между миром животных и ангелов. С чистым духом человека роднит первая функция интеллекта, его разумность, с животными – чувственность.

Выступил против распространившейся в христианском богословии положения о противопоставлении духа и природы, что вело к отрицанию земной жизни и всего, что с ней связано («дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп (тело) – это не человек, но и привидение (дух) - тоже не человек». Человек – это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал бог и в ней он отражается, так же как и в человеке. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому блаженству. Источник свободы воли человека он видит в интеллектуально-познавательных способностях человека, в разуме. В отличие от Августина он провозглашает примат интеллекта над волей. Только благодаря разумным суждениям, познанию добра человек может поступать морально. Казалось бы, свобода воли тем самым ограничивается лишь интеллектом и представляет собой бесспорное достоинство человека. Но это свобода по нему определенно ставиться в зависимость от бога. У него бог остается первоисточником всякой сущности и бытия, он есть творец и добра, и зла, и вообще всякого смысла бытия. Отрицается свобода воли человека, его способность выбирать между злом и добром, определять свою собственную судьбу.

Основой принцип философии Аквинского – гармония веры и разума. В предшествующей философской мысли существовали три позиции: 1)полное отрицание ценности разума и науки (Тертуллиан); 2) концепция двойственной истины – вера и разум имеют разные предметы, и каждая сохраняет ценность в своей области (авероисты); 3) рационалистическая точка зрения – предлагалось подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины и заблуждения (Абеляр). Фома же полагает, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. В споре об универсалиях занимал позиции «умеренного реализма» (Реализм средневековый). Он признавал универсалий трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Учение об иерархии бытия у него оказалось универсальной, включающего в себя также все сферы материального мира, общества и человека, и в целом отражало церковную организацию феодальной эпохи. Классы и сословия, положение и место каждого человека в обществе – все это есть замысел бога, служащий целям высшей гармонии. Фома Аквинский выдвинул 5 онтологических доказательств существования бога. То есть, существование бога выводится из существования окружающего мира как божественного творения. Первое, движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим следует из первичного двигателя всего - бога. Второе, причина. То есть,все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего бытия – бог. Третье, случайность и необходимость. В мире, все случайное, зависит от необходимого, следовательно, есть первоначальная необходимость – бог. Четвертое, степени качества. Все, что существует, имеет различные степени качества: лучше, уже, больше, меньше и т. д. Следовательно, должно существовать высшее совершенство – бог. Пятое, цель. Все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл, значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - бог.

Главным предметом спора двух основных направлений средневековой философии – реализма и номинализма был вопрос о соотношении божественной обусловленности человеческого бытия и свободы индивидуальной воли. Это сказывалось, в частности, в том, какой из душевных способностей человека придавалось большое значение: воле или рассудку (разуму). Номиналисты Дунс Скотт, Уильям Оккам и др. в противоположность Фоме Аквинскому ставят деятельность рассудка в зависимость от воли.

Дунс Скот Иоанн (1265,66-1308 гг.) – монах-францисканец, родился в Шотландии. По словам Маркса, Дунс Скот «заставлял саму теологию проповедовать материализм». Выступил с резкой критикой томизма. В отличие от Фомы, пытался отделить философию, доказывал невозможность рационалистического обоснования идеи творения из ничего, признавал зависимость разума от воли. Принудительный характер указаний рассудка исключает произвольность волевых действий. Фома ставит истину, к которой стремится интеллект, выше добра, являющегося предметом воли. К богу это означало, что божественная воля определяется стоящей выше ее мудростью бога. Дунс, напротив, доказывал приоритет добра перед истиной, подчиненное положение разумной деятельности. Он считал, что мир создан по абсолютно произвольному желанию бога. Отсюда необязательность существующих форм действительности, а также понятий добра и зла. Мир мог бы быть создан богом совершенно в иных формах, и добро могло бы быть другим, поскольку оно определяется не разумом, а беспричинной волей. Ничто не является само по себе греховным, лишь божественной заповедью устанавливается добро и зло. Тем самым, бог в его понимании – это абсолютная свобода. Для примата единичного он изобрел термин («этость») в смысле индивидуального отличия, в логику ввел понятия «интенция», «умопостигаемый вид», впервые противопоставил конкретное значение (его термин) абстрактному. Установил также известное в современной математической логике положение: «Изо лжи следует все что угодно». В логике отличал два квантора общности: 1) всякий (omnis), в смысле «каждый» - беря все подряд; 2) любой (unusquisque) , в смысле «что бы мы ни взяли» (более высокий вид абстракции). Если у Фомы богословие оставалось спекулятивной наукой, опирающейся на рациональное познание, то для его противников оно становилось уже практической дисциплиной. Они подчеркивают «аффективный» характер богословия.

В 13 в. одновременно с тремя систематизаторами схоластики действовали и некоторые видные философы. Крупнейшим среди них был Роджер Бэкон(ок. 1214-92 гг.), английский мыслитель, провозвестник опытной науки Нового времени. В его учении уже звучит протест против социальных основ феодального общества, его нравов, идеологии и политики. Осуждая схоластическое начетничество и слепое преклонение перед авторитетами, призывал обновить науку на основе эксперимента и математики. Цель наукиувеличить власть человека над природой. По нему богословие основывается на авторитете божественной воли, в то время как другие науки – на разуме или опыте. Главное соч.: «Большой труд» (Opus majus).

Развитие в средневековье (13в.) городов, ремесла и торговли, торговых путей, усилившиеся в ходе крестового похода на Восток, привели к некоторому подъёму философии, и в частности номинализма. Крупнейшим теоретиком средневекового номинализма стал английский философ-теолог Уильям Оккам(ок. 1285-1349 гг.), а затем и его последователи в парижской школе оккамизма. Был идеологом светских феодалов против папских притязаний на мировое господство церкви. Наряду с Дунсом Скотом один из лидеров схоластической оппозиции томизму. Придерживался концепции двойственной истины: бытие бога и другие религиозные догматы не могут быть доказаны с помощью разума и основаны исключительно на вере; философия, в свою очередь, должна освободиться от теологии. Он наносит серьезный удар потустороннему миру всеобщих сущностей христианской философии. Ему принадлежит знаменитый тезис: «Сущностей не следует умножать без необходимости» (так называемая бритва Оккама). Она снимала ряд схоластических противоречий и проблем, например разграничение сущности и существования и приписывание сущности особого бытия. В этой связи Оккам говорил, что поскольку реально существуют только единичные вещи, то вне их нет никакой сущности и допущение такового их существования должно быть отброшено.

Идейная борьба в средневековой философии была не только борьбой внутри схоластики. Самой схоластике противостояла мистика, которая ставила авторитет церкви и её учения ниже, чем свидетельство личного чувства и субъективного сознания. В духовной жизни феодального общества мистика нередко становилась формой оппозиции официальному и обязательному вероучению: личные отношения верующего к богу переходило в критику и даже в борьбу против феодальной идеологии и феодальной общественной системы. Они отказывались от латыни и стремились писать на национальных языках, отказываются от сложного логического аппарата схоластики, и обращаются не к разуму, а к сердцу, чувству. В целом мистика (греч.mystikos - таинственный) – это религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Мистика обязательно сопровождается обрядами, в ходе которого человек общается с богом, или с другими таинственными существами. Подобное общение достигается через озарение, экстаз, откровение.

Наиболее известным мистиком этого периода был Иоганн Экхарт («Майстер Экхарт», ок. 1260-1327 гг.). Монах-доминиканец, полагал невыразимость бога и рациональную непостижимость божества. Провозглашает тождество бога и глубин человеческой души. Чтобы душа познала бога, она должна находиться вне времени и пространства, а сам человек должен очиститься от грехов. Тогда в основе души человека воссияет небесный свет и в этом свете бог откроется человеку, душа как бы растворится в боге. В этом – цель мистической жизни. Но в мистике было и реакционное крыло – Бернар Клервосский, Бона Вентура и др. В 13 в. в средневековой философии возникло сильное антисхоластическое движение, оплодотворённое учением Ибн Рушда о смертности личной души и об общем для всех вселенском разуме. Его идеи мужественно развивал борец против схоластики в парижском университете Сигер Брабантский(ок. 1235-ок. 1282 гг.), видный представитель латинского авероизма. Полагал, что только рациональное познание является единственно возможным и достоверным средством миропонимания. Этому, по нему, мешает теология. Придерживаясь концепции двойственной истины, считал, что религия не должна вмешиваться в дела научного познания. Отрицал творение из ничего, считал, что мир и его движение «совечны» богу. В отличие от Фомы, скептический относился к чудесам. Важным пунктом разногласий с Фомой был вопрос о пониманий души. Он различал чувственную (телесную) и разумную (не являющуюся таковой) души. В отличие от чувственной, разумная душа не разрушается с разрушением тела. Но с другой стороны, она никогда всецело не отделена от тела, ибо всегда соединена с некоторым количеством индивидов, в которых она осуществляет свою деятельность. Индивидуальная душа не может быть бессмертной, ибо только всеобщий разум бессмертен. Разговоры о загробной жизни…пустые басни. Интеллект вечен, но без материи он не действителен. Тем самым, он посягнул на священный и неприкосновенный догмат о бессмертии индивидуальной души, о ее загробной жизни. В 1227 году Сигер был предан суду инквизиции и убит своим секретарем.

Уже в начале 12 в., в целях подавления еретических, антицерковных выступлений и борьбы с новыми философскими идеями были учреждены монашеские ордена доминиканцев и францисканцев. Именно представителями этих орденов был осуществлён в 13 в. проект папы Григория 4 «Исправить в интересах католической идеологии учения Аристотеля», в котором важную роль сыграли Альберт Великий и Фома Аквинский. Несмотря на относительный подъем средневековой философии в 13 в., результаты её более чем тысячелетнего развития оказались скудными как для философии, так и для науки. Ибо, даже самые крупные мыслители того периода искали не столь истину, сколько способы обоснования веры, а духовный режим средневекового общества сковывал инициативу и полёт мыслей тех, кто дерзал выйти за пределы этой задачи. Лишь в области формальной логики был достигнут некоторый, хотя и скромный прогресс, а также номинализм своим вниманием к индивидуальным, конкретным формам, в том числе и к индивидуальному человеческому бытию, был направлен вместе с тем и к развитию конкретной опытной науки. Только возникновение нового, капиталистического способа производства и нового понимания практических и теоретических задач науки постепенно освободило мысль передовых людей западноевропейского общества из плена средневековой философии.

4.Ислам и его значение в становлении Арабо – мусульманской философии средневековья. Особенности Арабо – мусульманской философии

Арабо-мусульманская философия – это совокупность философских учений, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком. Новая религиямусульманство («муслим» - покорные Аллаху) – возникла в условиях столкновений кочевников бедуинов с горожанами, пробуждением арабского национального самосознания в необходимости объединения разрозненных племен для борьбы с персами и абиссинцами. Победа ислама позволила объединить разрозненные племена арабов, найти компромисс между кочевниками и городской беднотой с одной стороны, и аристократией Мекки, с другой. Аристократии удалось стать во главе широкого народного движения и направить его на внешнюю экспансию. Ее первыми объектами стали Иран и Византия. Во второй половине 7 в. под знаменем ислама развертываются грандиозные завоевательные войны, и к концу первой трети 8 в. образуется огромный Арабский халифат, куда вошли Аравия, Иран, Армения, Северо-западная Индия, Сирия, Египет, Палестина, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров. В 8-9 вв. на Востоке процветает мощная и своеобразная арабская культура. В начале 9 в., в годы правления халифа Аль-Мамуна, Багдад становиться крупным научным и культурным центром. В 10 в. создается второй центр арабской культуры в Кордове на Пиренейском полуострове. Происходит разветвление арабской культуры на две ветвивосточную и западную. В 12 в. начинает преобладать западная ветвь, а развитие восточной ветви было приостановлено нашествием монголов. В этих условиях, предпосылкой для возникновения арабо-мусульманской философии был «калам» - дискуссии по обсуждению догматов Корана. Оно было направлено против метафизики философии, языческой мудрости и античной философии. Приверженцев калама называли мутакалимами.

Возникновение арабо-мусульманской философии было непосредственно связано с деятельностью мутазилитов («обособившихся, отделившихся от традиционной веры») – ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших некоторые её догматы. Коран и Библия. Отличие: в Коране нет последовательного изложения, суры часто повторяют одно и то же, описания отрывочны и не всегда понятны. Али, зять Мохаммеда писал, что в Коране нет ни одного стиха, не имеющего эзотерического, экзотерического, мистического и раскрывающего божественный смысл значений. Схожесть: в Коране также говориться о сотворении мира, что Аллах един, что он ниспослал Тору и Евангелие, рассказывается о Моисее, исходе евреев из Египта. В Коране неоднократно выдвигается требование веры в Аллаха. Его следует использовать как очередную логическую задачу. В Коране предписывается возмездие за убитого: « свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину». Вводятся ограничения на употребление свинины, вина. Кроме того, во многих местах Корана встречается призыв к мусульманину: «Нельзя брать в друзья иудеев и христиан». Тем самым, данный призыв также представляет собой очередную логическую задачу. В исламе не было организованной, централизованной церкви, иерархизированного духовенства, церковных соборов. Потому здесь быстро наметились различные толкования Корана, одним из которых и были мутазилиты. Они отрицали множественность атрибутов бога, хотя, по подсчетам мутакалимов, в Коране говориться о 99 именах бога и его характеристиках. Единственная функция бога, творца – это наделение материи, уже обладающей всеми атрибутами, еще одним – существованием. Все наблюдаемые в материальном мире явления носят причинно обусловленный характер и имеют свое основание в природе вещей. Исходя из чего, мир познается разумом, и скептическое отношение к познанию истины через откровение. Коран они считали не откровением Аллаха, а как обычное литературное произведение. Вместо рока и судьбы, проповедовавшие мутакалимами – они полагались на неограниченность свободы воли человека. В годы правления халифа Аль-Мамуна (813-833 гг.) мутазилизм был объявлен официальной доктриной государства Аббасидов.

Против мутазилитов выступил Аль-Ашари (873-935 гг.) и его последователи (ашариты), стремившиеся возвратить и укрепить ортодоксальную веру. Они утверждали, что Аллах не только создал мир, но и постоянно воздействует на все явления. Поэтому явления основаны на воле бога, в том числе и жизнь человека. Нет никакой неограниченной свободы воли. После длительной борьбы, учение ашаритов стало господствующей в исламе. В этот же период в арабском мире возникает движение мистиков – суфитов (на араб. суф означает шерсть, следовательно суфий – носящий шерстяной плащ). Они занимали позицию аскетизма и крайнего мистицизма. Признавая реальным только бога, а окружающие вещи и явления – его эманацией, то есть происхождение мира объясняют путем мистического истечения творческой энергии бога. Суфиты объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с богом, требуя отрешения от всего земного. Это соединение происходит в экстазе, до которого мусульманин должен довести себя.

Постепенно и параллельно наряду с теологией развивалась арабо-мусульманская философия. Главная характерная особенность арабо-мусульманской философии: отношение к религии как к практическому искусству, призванному регулировать межчеловеческие отношения; религия вне постижения истины; область истины – компетенция науки. В русле общего политического и культурного подъема, переживаемого арабским миром, арабо-мусульманская философия преимущественно интересовалась логикой, естествознанием, математикой, медициной. В этом ее отличие от западной средневековой философии, которая была тесно связана с религией. Учитывая, что арабо-мусульманская философия во многих случаях не сочеталась с содержанием Корана, арабские аристотелианцы стремились, насколько это, возможно, примирить философию с догмами ислама. Они говорили, что Коран обладает истиной, но эта истина облечена в образы, так как народу истина доступна только под покровом чувственных образов. Религия предназначена для народа. Задача же философии – совлечь с истины образную оболочку и посредством разума возвыситься до познания истины в ее совершенной чистоте. Если какое-то положение философии противоречит Корану, то оно истинно только с позиции разума, а с точки зрения Корана оно ложно. Среди философов на Востоке выделялись – Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина; на Западе – Ибн-Баджа, Ибн-Туфайль и Ибн-Рушд.

6.Основные направления генезиса арабо-мусульманской философии: универсализм, энциклопедизм,пантеизм, перипатетизм. Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Баджа, Ибн-Туфайль и Ибн-Рушд

В 9 в. происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших её комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. «Неоплатонизированный» аристотелизм лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой арабо-мусульманской философии восточного Перипатетизма (Перипатетики от греч. peripatetikos – совершаемый во время прогулки, последователи Аристотеля). Родоначальником этого направления считается Аль Кинди(ок. 800-ок.870) – арабский философ, астролог, математик и врач. Получил почетное прозвище «философа арабов», ввел в обиход основные концепции аристотелизма, написав комментарий к соч. Аристотеля «Органон» и др. Написал более 200 работ, большая часть которых не дошла до нас. В основу своего учения положил идею всеобщей причинной связи, в силу которой всякая вещь, если только она осмыслена до конца, позволяла, как в зеркале познать в ней всю вселенную. Он с исключительным уважением относился к сокровищам прошлой мудрости, особенно греческой. Скептический относился к Корану, признавал приоритет пророческого знания в нем, и считал не допустимым иносказательное толкование Корана. В онтологии не отрицал сотворенности мира во времени, но в дальнейшем полагал, что природа развивается сама по себе. Вместо 10 категории Аристотеля, предложил 5 прасубстанции: материю, форму, движение, пространство и время. Придерживался концепции двойственной истины, призывая отделить философию от богословия. Признавал 4 вида разума: вечно действующий, «активный» разум; «пассивный», или «страдательный» разум; «приобретенный» и «демонстративный» разум. Большое значение для арабского перипатетизма имела его схема научного познания: «Дабы познать что-либо, следует ответить на четыре вопроса: Есть ли это? Что это? Каково это? Почему это?». Сам процесс познания проходит три ступени: первая – логика и математика; вторая – естественные науки; третья – метафизические проблемы. Ортодоксы смотрели на него как на еретика.

Дальнейшее развитие восточного перипатетизма связано с именами Аль-Фараби (870-90), Ибн – Сины(Авиценны, 980-1037 гг.). В противоположность Аль-Кинди, эти философы доказывали вечность мира. Свою основную задачу они видели в очищении философии от мистических и теологических наслоений, а также от извращенных толкований, которые были распространены на Востоке. Они были деистами, выступали против астрологических и иных суеверий. Признавали существование Бога в качестве безличной первопричины мира, потом развивающегося по своим собственным законам. Считали, что космические и природные явления не зависят от божественного промысла, т.к. знание бога простирается лишь на универсальные, общие идеи. Оно имеет троякое бытие: в божественном разуме, в вещах и в человеческом интеллекте. Материя лишь предрасположена к принятию форм, но получает их извне; «дарителем форм» для «подлунного мира» выступает так называемый «деятельный разум», порождающий также человеческие души, которые бессмертны. Высшая цель человеческого бытия заключается в познании этого разума.

Второй крупный мыслитель арабского Востока – Аль-Фараби (870-950 гг.) имел разнообразные труды. Ему еще при жизни присвоили почетное звание «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля). Он прокомментировал многие работы Аристотеля, и, кроме того, создал ряд оригинальных работ. Наибольшей известностью пользовалось его сочинение «Жемчужина премудрости» - небольшой трактат, излагающий в сжатой форме его учение. Утверждает абсолютную необходимость логики для человека, разрабатывает свою квалификацию науки. Она начинается с метафизики и заканчивается юриспруденцией и догматическим богословием. Философия призвана дать теоретические основы не только естественным наукам, но и политике, и способствовать преобразованию общества. Его онтологическая концепция состоит из 6 понятий: божественный принцип, или первая причина; вторичные причины, или небесные сферы; активный интеллект; душа; форма; абстрактная материя. Говорит о единстве человеческого разума и деятельного разума: мы не можем видеть предметы, пока они не освещены солнцем, и человеческий разум бессилен, пока не озарен искрой активного разума. Когда достигается единство, то достигается блаженство, причем на земле. Загробная жизнь – это пустые фантазии. Он первым среди арабских философов обратил внимание на проблемы общественной жизни. Его идеал – добродетельный город, где его части подобно органам человеческого тела помогают друг другу. Путь к счастью видел в просвещении. Деятельность Аль-Кинди и Аль-Фараби подготовили появлению крупнейшего представителя восточно-арабской культуры Авиценны. Абу Али Ибн-Сина, таджикский философ, врач и ученый сыграл большую роль в распространении среди арабов, а через них в Западной Европе философского и научного наследия античности. Также активно способствовал утверждению рационального мышления, пропаганды естественных и математических знаний. В своем философском учении он сохраняет материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля. И только в некоторых вопросах отступает от аристотелизма в сторону неоплатонизма. Основ. соч.: «Книга знания» («Даниш-намэ») – содержит сжатое изложение логических и физических взглядов Ибн-Сины. Широкую известность получили его «Книга исцеления», «Медицинский канон» и др. Параллельно с перипатетизмом Аль-Фараби и Ибн-Сины шло развитие и некоторых других философских течений, враждебных ортодоксальному исламу, представленных, в частности тайной организацией «Чистых братьев». Другой формой оппозиции ортодоксальному исламу, равно как и рационалистической философии, было мистическое течение суфиев (суфизм), чьи теософские доктрины обнаруживают влияние гностицизма (гностики), неоплатонизма и некоторых восточных религиозных течений. В основе этих доктрин лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от уз материального мира. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов, занимались представители позднего калама – мутакаллимы, последователи Аль-Ашари (874-93). Для доказательства догматов о божественном провидении, сотворённости мира и возможности чудес они использовали атомистику.

Представителем религиозно – идеалистического направления был Аль-Газали(109-1111), подвергший критике натуралистические и рационалистические элементы философии вост. перипатетиков на основе синтеза концепций мутакаллимов и суфиев. Дальнейшее развитие арабо-мусульманской философии продолжается в Андалусии и Северной Африке, где восточная перипатетическая школа была представлении Ибн Баджей (ок. 1070-1138), Ибн Туфайлем )1110-8) и Ибн-Рушдом (Аверроэсом). Ибн-Баджа занимал высокие правительственные посты в Гренаде и Сарагосе, был обвинен в ереси, заточен в тюрьму и отравлен. Ибн-Баджа считал, что мир есть простое живое существо, не нуждающийся ни в чем постороннем. В книге «Образ жизни уединившего» показано развитие человеческой души не через мистическое просветление, а путем интеллектуального совершенствования через знание. Представил контуры идеального государства, где нет врачей – потому, что люди правильно питаются, нет судей – ибо люди в своих отношениях руководствуются любовью, и там не бывает раздоров и разногласий. Ибн-Туфайль – врач, математик, философ и поэт. Современники дали ему прозвище «учитель нечестия». В философском романе «О Хайе, сыне Яззана» описывается саморазвитие «естественного человека», когда ребенок на необитаемом острове (мать лань) от чувственного познания доходит до понимания общего начала вещей. Этим началом выступает бог, который хранит этот мир и придает ему движение. В книге он пишет о происхождении живых организмов из не живого, об эволюции человека и его познавательных возможностях, о возможности познания истины без религиозного откровения. Творчество Ибн-Рушда составляет вершину средневековой арабо-мусульманской философии. Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наслоений, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму.Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Авэрроэс - Аристотеля». В книге «Опровержение опровержения», направленного против Аль-Газали, Ибн Рушдобосновывал превосходство разума над верой и доказывал неправомочность богословов заниматься философскими проблемами. Вместе с тем он призывал философов не разглашать свои учения перед «широкой публикой», поскольку это может лишить её религиозных убеждений, а, следовательно, и нравственных принципов. В онтологии различает сущность и существование, первый предшествует второму. В единичных субстанциях они находятся в единстве. Материя – объективное вечное начало. Мир един и целостен, и в нем объективно существует причинная связь. Это и есть объективная предпосылка познания мира, признавал только научное познание. Развивая основные идеи Аристотеля о душе, он не признает индивидуального бессмертия души. Между живой и косной материей нет непроходимой грани, даже в минералах теплиться некое подобие жизни. Утверждает соотносительность зла и добра: так, огонь полезен, но он губит животных и растения. О свободе воли. В исламе существовало два направления: абсолютная не свобода, только божественное предопределение; другая – полная автономность воли человека. Был против фатальной предопределенности судьбы, одни люди предрасположены к добру, другие к злу, и на это влияют множество причин (Н. Д. – психосоциальных). Благо или счастье возможны тогда, когда рациональная душа контролирует животные потенции. Был за идеальное государство и профессиональную специализацию в ней. Как и Платон выступал за три сословия. О трех обманщиках. Его также как и Боккаччо, Макиавелли, Кампанеллу, Дж. Бруно, Гоббса, Спинозу и др. считают автором этого произведения. Но более точные сведения говорят, что это учение исходит от секты карматов (9-10 вв.). Один из вождей карматов говорил, что три человека внесли в человечество порчу: пастырь (Моисей), лекарь (Иисус) и погонщик верблюдов (Мохаммед). Они считали их как учения, построенных на преднамеренном обмане людей. Логика обоснования в следующем: приверженцы каждой религии утверждают, что ошибались два других пророка, кроме своего, следовательно, была обманута большая часть человечества. При таком обоснований не исключено, что ошибались все три пророка, тогда было обмануто все человечество. Учение Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие философского свободомыслия в средневековой Западной Европе (Аверроизм). В 13 в. активность разработки философских проблем в арабском мире значительно снижается. В последующие столетия в духовной жизни народов мусульманского Востока во всё возрастающей мере консолидировались силы догматической теологии и мистики. Борьба, с ними была возобновлена лишь в конце 19 века. Исключением является творчество североафриканского историка Ибн-Халдуна (1332-1406), одним из первых выдвинувшего требования об общих закономерностях исторических явлений и создавшего собственную социологическую теорию.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем объяснить успешное распространение христианства?

2. В чем заключается метод аллегорического толкования?

3. Что такое апологии, и как апологеты относились к античной философии?

4. Как в патристике рассматривалось соотношение веры и разума?

5. В чем заключаются концепции теоцентризма, креационизма, персонализма, провиденциализма в патристике?

6. Какова причина зла в мире согласно Августину Блаженному?

7. Как решалась проблема универсалий в реализме и номинализме?

8. Чем отличаются катафатическое и апофатическое богословие?

9. Какие доказательства существования Бога предложил Ансельм?

10. Как обосновывалось бытие Бога в философии Фомы Аквинского?

11. По каким вопросам Сигер и Дунс Скот полемизировали с Фомой?

12. В чем отличие мистики от схоластики?

13. Раскройте особенности арабо-мусульманской философии средневековья.

14. Какие взгляды проповедовали мутакалимы, мутазилиты и ашариты?

15. Какие взгляды проповедовали представители восточного перипатетизма?

16. Что представляло собой движение суфитов?

17. Каковы основные философские взгляды Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авицена) и Ибн-Рушда (Авэроэса)?








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1236;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.