Шрифты. Терминология. Классификация шрифтов

Графическая выразительность слова достигается образностью шрифта, ритмическим строем и целостностью шрифтовой композиции. Шрифт проходит через все средства наглядной агитации и в зависимости от тематики должен иметь такой рисунок, который наиболее точно передает настроение.

Письменность есть средство общения между людьми и служит для передачи мысли на расстояние и закрепления ее во времени. Письменность является частью культуры данного народа и культуры всего человечества.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма:

пиктографическое(картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей;

идеографическое(иероглифическое) – письмо ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма – идеограммы (иероглифы) представляют собой отдельные слова или даже целые понятия (см.Рис.15.1);

слоговое(один письменный знак – слог) – письмо некоторых народов Индии, в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;

буквенно-звуковое (фонетическое) – письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьировать (сравните: мел – мель, где буквы «е» и «л» звучат по разному). Так, например, русский алфавит состоит из 33 знаков, а фонематический строй языка содержит 39 фонем.

Буквенно-звуковая система письма является основой письма большинства народов мира. Знаки алфавита графически отличаются друг от друга, и в своем простейшем, скелетном начертании представляют графемы.

Современные алфавиты имеют двухвариантное графематическое выражение: 1 вариант более древний - маюскульный – в виде прописных (заглавных) букв; 2 - более поздний – минускульный – в виде строчных букв.

Первый буквенный алфавит появился приблизительно в 16 веке до нашей эры. Семитские племена (жившие на Синайском полуострове) переняли у египтян ряд знаков - иероглифов, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Финикийцы усовершенствовали его и послужили посредниками движения буквенно-звукового письма к грекам. Древнейшие греческие капитальные буквы получили относительную завершенность: графическую простоту и ясность – только в Iv веке до н.э.

Рисунок знаков (букв) претерпевал различные изменения во времени. Менялась форма и графическое начертание букв, возникали новые алфавиты, новые способы нанесения знаков на носитель. Этапы развития графики алфавитов можно представить как движение маюскульного письма к минускулу и далее к печатным (типографским) рисункам букв и типографским гарнитурам шрифта.

Типографские шрифты вобрали в себя все достижения рукописного, рисованного и гравированного шрифтов.

В современной полиграфии используются следующие основные понятия

ШРИФТ — комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит (латинский, русский, арабский, греческий и др.), а также цифры и знаки. Шрифты различаются характером рисунка (гарнитурой), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером.[21]

ГАРНИТУРА шрифта, характеризует рисунок шрифта. В данной гарнитуре шрифты могут отличаться размером (кеглем), начертанием (прямой, курсив и др.), насыщенностью (светлый, полужирный и др.)

КЕГЛЬ (кегель), в полиграфии — размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики (свободные пространства над и под очком). Измеряется в пунктах (в России 1 пункт = 0,3759 мм). Некоторые кегли имеют название: бриллиант, диамант, перл, нонпарель, миньон, петит, боргес, корпус, цицеро, миттель, терция, текст.

В практике принято классифицировать современные шрифты по группам в исторической последовательности, на примере создания типографских шрифтов, начиная с эпохи Возрождения.

На рисунке 15.2 показана классификация типов шрифтов в исторической последовательности, основанная на соотношении штрихов, наличию и форме засечек на примере начертание буквы «Н»:

1 — шрифты ти­па гуманистической антиквы (ре­нессанс-антиква);

2 — шрифты типа переходной антиквы (ба­рокко-антиква);

3 — шрифты типа новой антиквы (классици­стическая антиква);

4 — шрифты брусковые (типа египетского и его подвидов — кларендон, итальянский);

5 — шрифты руб­леные (типа гротеска);

6 — шрифты типа антиквы-гротеска;

7 — шрифты типа ленточной ан­тиквы;

8 — шрифты типа ан­тиквы пером;

9 — свободные шрифты: декоративные, калли­графические, кистью, имита­ционные и др.

 

15.2. Классификация шрифтов в России[22]

В настоящее время у нас в стране разработаны и широко применяются шрифты всех основных типов, которые объединены в следующие группы:

Группа рубленных шрифтов. Гарнитуры: журнальная рубленная, газетная рубленная, древняя, рубленная, плакатная, буквенная, Агат. К этой группе относятся шрифты, не имеющие засечек.

Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Гарнитуры: акцидентная Телингатера, Октябрьская. К этой группе относятся гарнитуры с несколько утолщенными концами штрихов (с некоторым подобием засечек)

Группа медиевальных шрифтов.Гарнитуры: литературная, заголовочная газетная, Банниковская, Лазурского, Ладогаю К этой группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающиеся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых элементов букв.

Группа обыкновенных шрифтов. Гарнитуры: обыкновенная новая, обыкновенная, северная, Елизаветинская, Бодони книжная, Казаняна, Байконур. К этой группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными, тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями.

Группа брусковых шрифтов. Гарнитуры: брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама. К этой группе относятся гарнитуры с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением.

Группа новых малоконтрастных шрифтов.Гарнитуры: новая газетная, школьная, Бажановская, журнальная, академическая, Пискаревская, Кудряшевская словарная, Кудряшевская энциклопедическая, Баченаса, новая журнальная, Малановская. К этой группе относятся гарнитуры, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением.

Группа дополнительных шрифтов. Гарнитура Рерберга. К этой группе относятся шрифты, построение и характер рисунка которых сильно отличается от шрифтов шести основных групп.

 

Литература

 

Агитационно-оформительское искусство. Материалы и техника. — М.: Плакат, 1978

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия, 2003

Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве. – М., Плакат, 1978

Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. Учебное пособие для вузов. М., Владос, 2004

Журналы «Наглядная агитация».

Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. - М., 1989

Рудакова Л.Н. Мастера советского политического плаката. Евгений Каждан. - М.: Плакат, 1988

Снарский О.В. Шрифт в наглядной агитации. Пособие для самодеятельных художников. -М.: Плакат, 1978

Советы художнику-оформителю. М.: Плакат, 1989

Соловьев С.А. Декоративное оформление. - М.: Просвещение, 1987

Учимся писать шрифты вместе с В. Васюком. – Минск: Попурри, 2001

Шрифты. Энциклопедическое издание, 1969

Шрифт и шрифтовой плакат. - М.: Плакат,1980









Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2542;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.