Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.

1. Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противо­положные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии- онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии зак­лючается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: по­знаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в филосо­фии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного воп­роса философии можно выделить такие направления, как: объективный идеализм; субъективный идеализм; материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм.

Гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм; идеализм; дуализм.

Материализм(так называемая "линия Демокрита")- направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует незави­симо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные француз­ские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма - опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая дока­зуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точ­ки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление - вульгарный материа­лизм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль мате­рии, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения фи­зики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был рас­пространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

Идеализм ("линия Платона")- направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали созна­ние (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно кон­цепции объективного идеализма: реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир'вещей"; "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Боже­ственном Замысле и т. д.); "мир вещей" - материальный мир не имеет самостоятельного суще­ствования и является воплощением "мира идей"; каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (на-пример, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т, д.); большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь иг­рает Бог-Творец; отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалис­ты (Беркли, Юм и др.) считали, что: все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяс­нения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в • конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновс­кой Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями филосо­фии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (ком­промиссные) течения - дуализм, деизм.

Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной); в человеке соединяются одновременно две субстанции - и материаль­ная, и духовная; материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм- направление в философии, сторонники которого (преимуще­ственно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномо­чий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли мате­рию и дух-(сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: эмпиризмом (сенсуализмом); рационализмом.

Основателем эмпиризмаявляется Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основоположником рационализма(от лат. ratio - разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, суще­ствуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм(Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внут­ренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что: Мир познаваем; Возможности познания неограниченны;

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): Мир познаваем; Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос "Философия Иммануила Канта").

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - "вещи в себе".

4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философиидостоверно не решен ни с онтологичес­кой, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В XX в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма,то есть проблема человека, его существования, уп­равления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри об­щества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

 

Тема 6.Даосизм – древнейшее философское учение Китая

1. Общее понятие даосизма,

2. Объяснение даосами образов-понятий «Дао» и «Дэ».








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 454;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.