Философия досократиков
Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками». Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло.
Термин «досократики» – совокупное обозначение натурфилософских школ:
Ø Ионийской – Фалес, Гераклит, Анаксимандр,
Ø Пифагорейской – Пифагор, Архит, Филолай
Ø Элейской – Парменид, Зенон, Мелисс,
Ø Физиологов – Эмпедокл, Левкипп, Демокрит,
Ø Софистов – Протагор, Гиппий, Горгий.
Главное в различии школ – общее направление идей и проблем. До Сократа философские школы в центре внимания держат чувственно-материальный космос, размышляют о сущности и первоначалах мира.
Особенности досократических школ:
Ø Ярко выраженный космоцентризм,
Ø Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы,
Ø Поиск первоначала, породившего все сущее,
Ø Гилозоизм (одушевление неживой природы),
Ø Доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Милетская или ионическая школа.
Ø Материалистические позиции,
Ø Занимались точными и естественными науками
Ø Пытались объяснить законы природы (школа физиков),
Ø Искали первоначальную субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес Милетский (640-560 г.г. до н.э.).
Ø Первоначало всего вода (архе),
Ø Земля – плоский диск, который покоится на воде,
Ø Неживая природа, вещи имеют душу,
Ø Допускал наличие множества богов,
Ø Центр Вселенной – Земля,
Ø Математические открытия, астроном (продолжительность года – 365 дней).
Анаксимандр – ученик Фалеса (610-540 г.г. до н.э.)
Ø Первоначало всего сущего – вечная, неизмеримая, бесконечная субстанция, из которой все состоит и в которую все возвратится – апейрон,
Ø Вывел закон сохранения материи – предвосхитил атомарное состояние вещества,
Ø Первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.
Анаксимен – ученик Анаксимандра.
Ø Первопричиной всего сущего считал воздух,
Ø Все вещества на земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается в воду, затем в ил, почву, камень),
Ø Выявил и проводил параллели между душой человека (психэ) и воздухом, душой космоса (пневмой),
Ø Отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения, заменив человекоподобных богов изнутри присущим всему существующему источником. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. «Из чего все?» — вот вопрос который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. При этом они понимали первовещество как мертвую и косную материю, а как вещество живое и в целом и в частях, наделенное душой и движением.
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен сочетали философское исследование с вопросами и задачами разносторонней практической деятельности. Впервые в Древней Греции они разработали научные догадки в области математики, физики, биологии, сконструировали первые научные приборы (солнечные часы, модель небесной сферы).
Пифагор, пифагорейцы (вторая половина VI - начало V веков до н.э.).
Пифагорейцы – мощное религиозное движение, орден. Свято хранили предания о своем основоположнике – Пифагоре, сыне Гермеса. Все члены общины – математики, хранители тайн, и акусматики – послушники, знающие внешнюю сторону доктрины.
Школой Пифагора (VI—V вв. до н. э.) и был сделан первый шаг от материализма к идеализму. Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. Достаточно вспомнить: два деленное на квадрат гипотенузы — золотое сечение. По крупному счету, заслуга эта еще значительней: введение математических доказательств сыграло решающую роль б утверждении типа рационального мышления, которое характеризует западную философию.
Ø Практиковали аскетический образ жизни, следовали пищевым запретам и этике, учению о надлежащем, о правиле, о пределе, который нельзя переходить,
Ø Добродетель – контроль над страстями, мера, отсутствие меры – безмерность,
Ø Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей, число – первопричины сущего, всю окружающую действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа,
Ø Выступали за познание мира через число, считали это познание промежуточным между чувственным и идеалистическим познанием,
Ø Единица – мельчайшая частица всего, дискретная и множественная, двоица – противоположность, различие,
Ø Душа бессмертна,
Ø Демос подчиняется аристократии.
Гераклит (VI – V в.в. до н.э.)
Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь, так как из четырех стихий огонь наиболее подвижен и изменчив. Мысль о субстанциональности огня Гераклит выражает в сравнении его с золотом, а вещей — с товарами: «Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото».
Гераклит видел в огне не только то, что лежит в основе всего сущего, но и то, из чего все возникает. В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно жиьым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений огня строится космология Гераклита. Трактат «О природе» – три части: о боге, о Вселенной, о государстве. Считают основоположником диалектики и наивного материализма.
Ø Первоначало всего сущего – огонь, весь мир – огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий (космос - огонь – море – семя – земля, небо и все остальное),
Ø Вывел закон единства и борьбы противоположностей – борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе по необходимости,
Ø Считал, что весь мир находится в постоянном движении, все изменчиво, ничего нет неизменного – в одну и ту же реку нельзя войти дважды,
Ø Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории,
Ø Признавал относительность окружающего мира,
Ø Логос – Мировой разум – всепроникающее божество,
Ø Был сторонником чувственного познания окружающей действительности,
Ø Выступал за материальность души
Демокрит (460 – 370 г.г. до н.э.).- школа физиологов или атомистов.
Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита (460— 370 гг. до н. э.) Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения. Исходная мысль этого учения: «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разрршается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом». Философское учение Демокрита — это сформировавшийся, развитый в основных своих положениях античный материализм.
Много путешествовал, растратил отцовское имущество, вернулся на родину бедняком, но потом заслужил уважение сограждан, в конце жизни ослепил себя, чтобы зрение не мешало рассуждать о сущности вещей, около 70 трудов, был учеником Левкиппа, поэтому их учения разделить сложно:
Ø Весь материальный мир состоит из атомов, атом не делим, вечен, тождественен самому себе, но мир текуч и изменчив,
Ø Атомы однородны, бесконечны, лишены чувственных свойств, между атомами находится пустота, атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света,
Ø Атомы находятся в вечном движении, сталкиваясь друг с другом, они изменяют направление движения,
Ø Атомы образуют одушевленные и неодушевленные тела, сцепление атомов в одушевленных телах имеет тонкую структуру,
Ø Существует круговорот атомов, атомы невозможно увидеть путем чувственного познания,
Ø Мир вещественен, его первооснова – атом (а не вода, огонь и пр.),
Ø Не различает материальное и идеальное как две полностью противоположные сущности,
Ø Тело человека возникает из воды и грязи (как и тело животных), но отличается лишь тем, что получило больше теплоты, следовательно, человек – это животное, но с рассудком.
Элейская школа.
Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий — воды, воздуха, земли, огня — к бытию как таковому. Центральное понятие их философии — бытие. По словам Парменида, единственно истинным является положение: «Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать». С этим связано утверждение Парменида, что «мыслимо только сущее». Ибо «нельзя отыскать мысль без бытия, в котором осуществлена эта мысль». Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и из небытия, так как небытия нет. Если бытие есть, о нем нельзя сказать, что его не было раньше, то есть что оно возникает. Если оно есть, то нельзя сказать также, что оно будет, что оно останется бытием. Следовательно, бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественны м и всегда равным самому себе.
Ø Изучали проблемы познания,
Ø Жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное,
Ø Были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала,
Ø Считали все сущее материальным выражением идей – были предвестниками идеализма.
Парменид:
Ø Бытие есть, а небытия нет, бытие и небытие не тождественны,
Ø Бытие и мышление тождественны и как процесс и как результат,
Ø Абсолютная неизменность мира.
Зенон – учение Парменида.
Ø Апории – Ахиллес и черепаха, стрела,
Ø Бесконечность неисчерпаема и неисчислима,
Ø Движения вообще не начнется, следовательно, движения вообще не существует,
Ø Нужно быть очень внимательным, чтобы выразить мысль, а с помощью мысли отобразить реальные процессы.
Софисты и Сократ
Школа софистов существовала в V – IV веках до н.э., представители данной школы выступали не столько в качестве философов – теоретиков, сколько в качестве философов – педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусств уи другим видам знаний:
Ø Критическое отношение к окружающей действительности,
Ø Стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли,
Ø Отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании,
Ø Восприятие норм морали как предмета критики, а не как абсолютной данности,
Ø Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительно существует только в мыслях человека.
Софизм – логический прием, благодаря которому правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Главная заслуга софистов: сместили центр тяжести философии в область антропологии, указав на относительность норм нравственности, неопределенность и непознаваемость мира.
Рога: Ты имеешь то, что не потерял, ты не потерял рога, значит ты рогат.
Ложь: Говорить ложь, значит, говорить то, чего нет; говорить то, чего нет; невозможно, значит я не лгу, да и никто не лжет.
Сократ (469 –399 г.г.до н.э.) – жил так, как учил, ничего не писал, вообще высказывался против письменности, письмена мертвы, предпочитал вести беседы. Сведения о нем из диалогов Платона, имел много учеников, но в отличие от софистов не брал денег.
Обвинение: сбивает с истинного пути молодежь Афин и опровергает богов, казнен.
Девизы:
Ø Познай самого себя,
Ø Я знаю только то, что ничего не знаю,
Ø Не слушайся ничьих советов, в том числе и этого,
Ø Нельзя лечить тело, не леча душу.
Метод Сократа: майевтика (родовспоможение) – благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Особенности:
Ø Официально не принадлежал к софистам, но разделял их многие идеи, использовал софистику в практической деятельности, софисты были практическими философами, их высокие космологические теории не интересовали (только как можно применить в практике),
Ø В центр философии ставит проблему человека как морального существа,
Ø Занимался природой нравственности человека, определением добра, зла, справедливости, любви – того, что составляет суть души,
Ø Не дает определений, спрашивает, но не отвечает,
Ø Сторонник этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания,
Ø «народник» философии,
Ø познание – главная цель и способность человека, т.к. в конце познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, что и составляет цель философии.
Структура диалогического доказательства Сократа:
1. Формулирование вопроса.
2. Проблемная ситуация.
3. Обзор примеров.
4. Принятие на вооружение логики оппонента.
5. Построение рассуждения.
6. Формулирование вывода, который принимает обе стороны.
7. Обнаружение противоречия.
8. Возврат к исходному тезису.
9. Опровержение исходного тезиса.
10. Отказ от логики оппонента.
11. Формулирование прямо противоположного значения.
12. Постановка нового вопроса и поиск раскручивается по спирали.
Методы диалога Сократа - идеалистическая диалектика понятий, искусство раскрывать противоречия во взглядах собеседника путем столкновения точек зрения, использовал составные части:
1. Ирония – приведение собеседника в противоречие с самим собой,
2. Майевтика,
3. Индукция – способствовала отысканию общего в частных добродетельных поступках,
4. Определение (по содержанию) – возводило единичные понятия под общие.
Школы Сократа.
Академия Платона – просуществовала 1000лет.
Киники (циники) – Диоген Синопский – позван Платоном «Сократ, сошедший с ума».
Ø А. Македонскому – Отойди, не загораживай мне солнца,
Ø Лозунг – без общины, без дома, без отечества,
Ø Вывел понятие гражданин мира – космополит,
Ø Отвергал брак,
Ø Высмеивал сторонников традиционного образа жизни,
Ø Не признавал никаких законов, кроме законов природы,
Ø Идеализировал жизнь первобытных людей и животных,
Ø Гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством,
Ø Восхвалял физическую и духовную бедность.
Киренская школа – Аристипп из Кирены, ученик Сократа
Ø выступал против изучения природы,
Ø высшим благом считал наслаждение,
Ø цель жизни – наслаждения, счастье – совокупность наслаждений,
Ø богатство – средство для достижения наслаждения.
Мегарская школа – Евклид из Мегары
Ø Существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию – Бог, разум, жизненная энергия,
Ø Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует,
Ø Вели практическую деятельность – практически занимались софистикой,
Ø Евбулид – автор известных апорий «КУЧА» и «ЛЫСЫЙ».
Ø С помощью апорий пытались понять диалектику перехода количества в качество.
4. Платон
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Фе-
дон", "Государство", "Законы".
Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: "единого"; "ума"; "души".
«Единое»: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
"Ум": происходит от "единого"; разделен с "единым"; противоположен "единому"; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего'живого на Земле.
"Душа": подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "-чистые идеи"; "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса"); "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно' только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).
Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются: монархия - справедливая власть одного человека; тирания - несправедливая власть одного человека; аристократия - справедливая власть меньшинства; олигархия - несправедливая власть меньшинства; демократия - справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану: все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; философы (мудрецы} - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности; жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие; допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, до, пустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
Историческое значение философии Платона в том, что: впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материалистической "линии Демокрита"); впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.); была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).
Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).
Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
5. Аристотель
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
• 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
• 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
• 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская полития", "Поэтика".
Философию Аристотель делил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия"); практическую - о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи ( окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.; индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) - вторичной.
Поскольку бытие не есть"чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого - высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики.
Данными категориями являются: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя?
По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).
Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.
Философ выделяет три уровня души: растительная душа, животная душа, разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек: по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество - потребность жить в коллективе - приводит к возникновению общества - большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д.) является государство.
Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия), полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях"; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения).
6. Римский стоицизм
Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Сенека (5-65г. н. э.), Марк Аврелий (121-180г. н. э.)
· главная задача философии исцеление нравственных недугов
· главная проблема – проблема морали
· влияние оказали начала христианства
· совесть – главное у человека
· человек всегда греховен
· благородство душа зависит только от человека
· главная ценность – любовь к другим людям
Для философии римского периода было характерно: взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию; влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); небольшое внимание к проблемам окружающей природы; повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека); расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости); преобладание идеализма над материализмом; все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 5604;