ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
1. Понятие философии.
Философия-(любовь и мудрость, греч.) – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействие с ним и его преобразование.
С самого начала возникновение философии не утихают споры о предмете философских размышлений, о назначении философии и ее соотношении с другими формами человеческой деятельности.
Философские вопросы — это вопросы не об объектах (природных или искусственных), а об отношении к ним человека
1. Что я могу знать
2. На что я могу надеяться
3. Что я должен делать
Все три вопроса складываются в один – что есть человек?
И. Кант - Две вещи удивляют меня — звездное небо над головой и мир внутри меня.
Источники философии: (не исключающие, а дополняющие друг друга):
· способность удивляться – Аристотель
· переживание конечности бытия – Сократ
На уровне обеденного сознания философию не редко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности, но это не так. У каждого человека есть свой взгляд на мир.
Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно, так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.
Мировосприятие — это пассивное созерцание чел-ком мира в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятие. Это “кривое зеркало” (Ф. Бекон) отражения мира.
Миропонимание — это более активная форма освоения мира, с учетом определенности, обусловленности и целостности.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир с целью определения своего места в нем.
Мировоззрение – духовная способность освоения мира под определенным углом зрения.
Мышление S O Бытие
Человек – разумное и волящее существо.
Отношения человека и мира:
Человек к миру относится: познавать и преобразовывать (±) (практическое и теоретическое).
Субъективное в схеме то, что определяется волей и сознанием людей.
Объективное то, что не зависит от вас и сознания человека.
Мировоззрение | ||
Мифология | Религия | Философия |
Мифология – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
- происхождение Вселенной, земли, человека,
- объяснение природных явлений,
- жизнь, судьба, смерть человека
- вопросы чести, долга, этики.
- Черты мифа:
- антропоморфизм – очеловечивание природы,
- синкретизм – наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком,
- Гилозоизм – одушевление
- Социальная некрофилия – любовь к мертвому. Страх перед миром.
- фетишизм – наделение предметов сверхъестесвенными свойствами.
- отсутствие абстрактных размышлений,
- дескриптативность – описательность мифа, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач,
- однообразие и поверхностность мифологических сюжетов, связь с магией,
- апелляция к прецеденту в объяснении событий,
- антиисторичность – время не понимается как процесс прогремссивного развития.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека. Исследует те же вопросы, что и мифология.
Основные религии
- христианство
- ислам мировые
- буддизм
- синтоизм
- индуизм национальные
- иудаизм
Отличие религии от мифа: отношения человека и бога строится не на принципах сродности или родства, а на основе господства и подчинения, вера обращается к духовным исканиям человека, существует молитва, одна из предпосылок религии – развитие мышления человека, когда общие понятия стали обретать в сознание бытие.
Функции религии:
- мировоззренческая
- объединительная (консолидирует общество вокруг какой-то идеи)
- культурологическая (распространение культуры и влияние на нее)
- нравственно- воспитательная.
- Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения, отличие от религии и мифа состоит в том, что:
- основано на знании
- логично
- опирается на четкие понятия и правила
Предпосылки возникновения философии
1. Социальная философия образуется только там, где есть свободный государственный строй (Гегель)
2. Религиозная – философия выросла из религии как теоретическая форма мировоззрения
3. Культурная противоречие между возросшим научным знанием и мифологически-религиозной формой.
На рубеже VI-VII в. в истории происходит интеллектуальный скачок. Исследователи связаны с экономич. и политич.
1. Переход от бронзы к железу.
Изменились технологии и повысилась технология труда.
2. Развивались товарно-денежные отношения. Знак абстракции – зарождение абстрактного мышления в экономике.
3. Выделение духовного производства. Развитие л. сознания. Человек жил по традиции. Сомнение к легендам. Противостояние к традиции. Путь к объективной истине.
Вывод: произошел переход от описательного к абстрактному мышлению. Описывать мир может любой человек.
Философия оперирует некоторыми абстракциями. В философии они называются категории. Впервые ввел Аристотель.
Самая высокая категория – сущность. – Что это за предмет?
Все остальные категории в иерархии уточняют свойства предметов.
Абстрактное мышление выражается в форме понятий, суждений, умозаключений.
Понятия – форма мысли при которой происходит отделение существенных общих свойств данного класса. Понятия не являются чувственным восприятием.
Понятиями охвачены явления, объекты и процессы.
Суждение – форма мысли, в которой утверждаются или отрицаются свойства предметов.
Умозаключение – такой тип рассуждения, при котором из одного или нескольких суждений получается новое. Развивается по принципам логики.. (тучи)
Принципы логического вывода:
дедукция – от общего к частному (формула);
индукция – от частного к общему.
Философия в своей деятельности пользуется процедурами абстрагирования – отвлечение, отделение свойств от конкретных предметов.
Рефлексирование – оборот мысли вокруг себя.
2. Функции и методы философии, стадии эволюции и развития.
Специфичные черты философии.
- двойственность – имеет очень много сходства с наукой, но в строгом смысле ею не является,
- предельное обобщение, интеграция всех знаний человека,
- имеет сложную структуру,
- носит предельно общий теоретический характер
- испытывает сильное влияние ранних доктрин, но в то же время очень обновляется и развивается,
- во многом субъективна, несет на себе отпечаток философа,
- опирается на категории – предельно общие понятия.
Функции философии:
- Мировоззренческая — способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
- Идеологическая - определяет идеологию
- Гносеологическая — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, т.е. механизм познания.
- Критическая — повергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, конечная задача данной функции: расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
- Методологическая — философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
- Аксиологическая — заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей, особенно аксиологическая функция усиливается в переломные моменты истории.
- Социальная — объяснить общество, причины его возникновения и эволюцию, современное состояние, структуру, элементы, движущие силы,, вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
- Воспитательно-гуманитарная — культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
- Прогностическая —на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы, общества.
- Мыслительно-теоретическая — философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Основные стадии эволюции и развития философии:
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил, - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрений, основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен средневековой Европе).
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы), современность).
Разделы философии
1. Онтология
2. Гносеология
3. Аксиология
4. Антропология
5. Социальная философия и философия истории.
Философия — это фундаментальный тип мировоззрения. Формирование индивидуального мировоззрения человека идет от фундаментального. В конечном итоге человек обретает достаточно четкие установки политического, правового, нравственного, эстетического и научного сознания. Эти установки обеспечивают человеку определенную направленность освоения мира путем удовлетворения его разнообразных потребностей и интересов — это главное значение философии для отдельного человека и человечества в целом.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)
ЛЕКЦИЯ 2
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 467;