ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
План лекции:
1. Общая характеристика христианской европейской философии.
2. Патристика
3. Схоластика
Общая характеристика христианской европейской философии.
1. Существует 1200 лет, сбросить со счетов такую мощную школу нельзя.
2. Христианская мысль – революция в европейской культуре, оказала огромное влияние на мышление.
3. Монотеистична, это чуждо античности, мифологии. Бог создает мир из ничего, бог причастен ко всему, на всем лежит печать божественного промысла.
4. Возникает новое понимание философии: философия есть знание о мире, но теология – это знание о Боге, и поэтому теология выше.
5. Спасение души важнее накопления знаний.
6. Возникает четкая иерархия в знаниях, в религии, во всем. Теология – философия - медицина; папа Римский, император – король, кардинал – рыцарь, монах – подлое сословие: крестьяне, ремесленники.
7. Философия выступает как некий подчиненный теологии свод знаний, теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог).
8. Ретроспективность и традиционализм. Истина находится в Библии, чем ближе к Библии, тем ближе к истине. Иерархия: Новый завет (что сказал Христос) – Ветхий завет (пророки) – послание апостолов - житие святых.
9. Повернутость в прошлое, оторванность от реального мира.
10. Экзегетика – толкование Библии, Библия иносказательна, поэтому ее толкуют по-разному:
Ø Этимологически или семантически – значение каждого слова,
Ø Концептуально – по смыслу или по духу,
Ø Спекулятивно - толкование текста, понимание, расшифровка, элементы герменевтики
11. Учительство. Огромное количество трактатов направлено на человека, они поучают, а не для того, чтобы исследовать проблему.
12. Откровенность. Пишут то, что чувствуют, от Бога не спрячешься.
13. Самоуглубленность, рефлексивность.
14. Универсальность знаний. Истинные знания – это знания о природе, о боге, о душе, о человеке. Библия – свод энциклопедических знаний обо всем.
15. Важен термин «благородство». Применяется ко всему: вода благороднее земли (земля проклята, на ней распяли Христа), воздух благороднее воды (по воде ходил Христос) и т.п.
Патристика
Этап патристики определяется 1 по 6 в.в н.э., т.к. разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени. Философия—служанка богословия, т.е. философия развивается с учетом основных религиозных догм.
Главные проблемы:
Ø Проблема сущности бога и его тройственности (тринитарная проблема),
Ø Мир конечен или нет, сотворен Богом или нет,
Ø Можно ли познать законы бытия, познание ограниченно сознанием или нет,
Ø Что есть время, пространство, бытие,
Ø Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников,
Ø Понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели,
Ø Свобода воли человека и возможность спасения его души,
Ø Проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог.
Августин Блаженный (Аврелий)
Принял христианство в зрелом возрасте, на него большое влияние оказывала мать – христианка, получил прекрасное образование, преподавал право и риторику в Карфагене, Милане, в 387 г после принятия христианства возвращается в Тагаст, основывает общину, становится епископом, погиб во время осады Гиппона (Сев.Африка) варварами.
Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного - "О граде Божьем" - на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который -опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики. Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".
Основные направления:
Ø Опирался на наследие Платона,
Ø Борется с арианством (Арий –константинопольский священник, призывал реформировать церковь, христианство похоже на язычество в Троице - многобожие - надо оставить одного Бога-отца, подрывал основы христианства).
Ø Уделял большое внимание истории и концепции исторического прогресса,
Ø Проблемы времени и бытия,
Ø Внимание человеку, личности как богоподобному,
Ø Заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства.
Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; все - материя, душа, пространство и время - является творениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного: ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств -Земного (грешного) и Божественного; Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; Церковь - единственная сила, способная объединить мир; бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Идеи о Боге:
Ø Бог существует, доказательство – его присутствие во всем, его совершенство,
Ø Материя, душа, пространство и время являются творениями Бога,
Ø Бог не только сотворил мир, но и продолжает его творить и будет творить,
Ø Высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании бога, вера и знание - одно и тоже.
Время, пространство, бытие:
Ø Бог сотворил мир из ничего, создав первоматерию, время,
Ø Бог пребывает вне времени, время субъективно, оно существует только в уме человека.
Ø Время социально,
Ø Пространство тоже социально, есть пространство бытия, интимное, личное, войны, культуры.
История и концепции исторического прогресса:
Ø История определяется божественным провидением,
Ø История имеет направленность, вектор, что выражается движением истории от язычества к христианству, исторический прогресс – организация общества по образцу христианской церкви,
Ø Ход истории, жизнь общества – борьба двух противоположных царств: земного и Божественного,
Ø История закончится вторым пришествием Христа.
Личность человека:
Ø Человек - разумная душа, которая пользуется грешным телом, цель человека – спасти душу,
Ø К Богу человек может прийти двумя путями: через веру и через познание разумом (богопознание) при помощи теологии и философии, в вере проявляется воля человека, поэтому воля и вера гораздо выше ума, но вера не вытекает из познания.
Ø Истину надо искать в Боге, а не в науках, разум сам истину обрести не может, истины ума ограничены, не полны.
Ø Человек свободен: может идти за Христом, а может и не идти.
Ø Наше сердце – поле битвы между Богом и чертом, мы ответственны за зло.
Общество:
Ø Земное царство воплощено в государстве, а божественное - в священнослужителях и Церкви,
Ø Земное царство погрязло в грехах, но будет рано или поздно побеждено божественным, поэтому короли и императоры должны выражать волю Церкви и ей подчиняться,
Ø Бедность, умерщвление плоти, возвышение духа, познание и полное подчинение Богу – высшее счастье человека.
Значение философии Августина Блаженного в том, что им: уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства); обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы -над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех); одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Схоластика
Это господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность. Занятия философией сводились к выработке пустых сети понятий, становились пустой игрой понятий.
Характерные черты:
Ø Название произошло от лат школа, поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в университетах Европы,
Ø Имела цель обосновать религиозное учение и догматы,
Ø Характерно восприятие библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.
Разделение знаний схоластами:
Ø Сверхъестественное, т.е. даваемое в откровении,
Ø Естественное, отыскиваемое человеческим разумом.
Направления схоластики:
Ø Реализм – подлинно существующим, подлинным бытием считались не сами вещи, а их общие понятии – универсалии. (Ансельм Кентеберийский).
Ø Номинализм - реально существуют лишь сами конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимаются как имена вещей. (Росцеллин)
Ансельм Кентеберийский (1033-1109)
Основные идеи:
Ø Мысль и бытие тождественны, что есть в мысли, то есть и в бытии – общие понятия «универсалии» тоже существуют реально. В мыслях есть общие идеи (как у Платона), общее существует реально,
Ø Совокупность сенсибилий дает универсалии.
Ø Проблема бога решается как проблема реалии: у человека есть мысль о высшем существе — если это наивысшее находится только в уме, то оно не наивысшее — мысли должны соответствовать реальные объекты — в реальности есть Бог.
Ø У человека изначально присутствует логический ход, если человек конечен, то есть бесконечные существа—ангелы, демоны и т.п.
Росцеллин (1050-1125),работы не сохранились, они известны по пересказам:
Ø В мире существуют только единичные вещи, а общее реально как вещь не существует,
Ø Универсалии – это общие понятия, это слова, сотрясение воздуха, имена (номена)
Ø Совокупность сенсибилий не дает универсалии
Ø Бог есть, но это реальный физический объект.
Ø Троица либо состоит из трех отдельных лиц, либо речь идет о трех разных названиях одного и того же лица
Ø Учение было объявлено еретическим.
Пьер Абеляр (1079-1142)
Ø Пытался примерить номинализм и реализм в своем новом учении – концептуализме.
Ø Общее не существует реально вне вещей, общее существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы рассматриваем вещи.
Ø Наш ум (концепт) порождает общее, и для нашего ума общее реально, дух есть мысль, мысль — реальна, значит, Троица – реальна.
Ø Совокупность сенсибилий дает концептуалию, которая реальна.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1554;