Правовое положение населения. Население Афин в V веке до н.э
Население Афин в V веке до н.э. делилось на полноправных свободных граждан (примерно 2/5 населения), и стоящих вне полиса метэ’ков (1/5 населения)) и рабов (2/5 населения), то есть 3/5 населения были свободными людьми.
Правом гражданства пользовался только тот, кто родился от полноправных граждан - афинянина и афинянки.
Первоначально афинским гражданином - афинянином или афинянкой считался законнорожденный ребёнок, то есть рождённый в браке, у которого отец был гражданином Афин. Однако по закону 451 года до н.э. афинскими гражданами стали считаться лица, рождённые в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином или гражданкой, то есть когда и мать, и отец были гражданами Афин.
Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нём стало врождённой привилегией. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. За совершённые против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии - лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия являлась следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, конечно же, в органы власти. Кроме полной, могла быть и частичная атимия – лишение части прав (например, вчинять иски).
Гражданское полноправие наступало с достижением возраста совершеннолетия - 18 лет для юношей. После этого наступала возможность пользоваться правами граждан:
1. Прежде всего, граждане Афин имели право собственности на землю (на земельный участок на территории полиса, а позднее – на территории военно-земледельческих поселений [клерухий] в полисах союзников из Афинского морского союза); так как в афинском праве было деление вещей на движимые и недвижимые, то право собственности на землю подразумевало наличие права собственности на строения и насаждения на этой земле.
2. Право собственности на движимые вещи.
3. Право совершать сделки; участвовать в гражданском и торговом обороте.
4. Граждане могли защищать свои интересы в суде (быть истцами и ответчиками); выступать свидетелями в суде.
5. Право на защиту афинских законов - защиту жизни, здоровья и имущественных прав.
6. Право вступать в брак; дети, рождённые в браке граждан – получали афинское гражданство.
7. Община–государство заботилось о том, чтобы не разорялись рядовые общинники. Это было необходимо для сохранения численности общинного ополчения. Поэтому граждане имели право на экономическую помощь от общины–государства в случае материальных затруднений.
8. После реформ Солона (594 года до н.э.) и проведения отмены долгов и недоимок (греч. сисахфии), долговое рабство для граждан было запрещено. Договор займа с личной ответственностью должника исчезает. Теперь существовал договор займа только с имущественной ответственностью должника. Поэтому гражданам гарантировалось право на свободу - право не быть рабом.
9. Право на почитание и защиту отеческих богов.
10. Кроме того, существовали политические права – право афинских – граждан-мужчин на участие в делах государства: право участвовать в народном собрании, принимать законы, избирать и быть избранным на государственные должности.
Права граждан проявлялись, прежде всего, в политической сфере, то есть в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. Изначально (когда существовал аристократический политический режим) право занимать должности имели только знатные граждане - из общинной знати. В результате реформ Солона 594 года до н.э. (когда установился олигархический [в форме тимократического] политический режим) право занимать должности получили богатые граждане. Имущественные цензы, установленные Солоном для разных категорий граждан, имели значение для записи в тот или иной род воинской службы и для доступа в число должностных лиц. Самые бедные граждане (феты) – находились в политически неравном положении: они не могли занимать должности, хотя их число составляло от 2/3 до 1/2 всего населения полиса. После реформ Эфиàльта (462 года до н.э.) и реформ Перùкла (443-429 года до н.э.) (когда установился демократический политический режим) все граждане получили равные политические права . Кроме того, каждый гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в особых случаях из общественных фондов.
С другой стороны, граждане подчинялись многим обязанностям. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:
1. Военная обязанность – юноши в течение двух лет с 18 до 20 лет обязывались пройти военную службу. Только после отбытия военной службы граждане получали право участвовать в работе народного собрания. Но оставалась обязанность защищать полис от врагов с оружием в руках. Граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет.
2. Помимо воинской, афинские граждане несли натуральные и денежные (налоговые) обязательства перед полисом.
3. Должны были беречь свое имущество и трудиться на земельном участке.
4. Должны были приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах.
5. Должны были повиноваться законам и избранным властям.
6. Должны были принимать активное участие в общественной жизни.
7. Должны были почитать отеческих богов.
Богатые граждане несли также повинность в пользу общины–государства – литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность: снаряжение корабля за свой счёт, устройство празднеств, состязаний. Если государство нуждалось в деньгах, состоятельные граждане облагались прямым налогом и делали добровольные взносы.
Метеки (или метойки; от греч. metoikos) как чужаки являлись свободными, но неполноправными субъектами права. Метеками становились поселившиеся в Афинах иностранцы, а также –вольноотпущенники (отпущенные на свободу рабы), не получившие гражданства.
1. Метеки не имели права собственности на землю и остальные недвижимые вещи (строения и насаждения на этой земле) и, поэтому, не были членами общины. Они ежегодно платили государству специальный налог. Однако прав самоуправления они не получали.
2. Не будучи собственниками земли, они занимались, главным образом, торговлей, ремёслами и ростовщичеством. Некоторые из метеков становились очень богатыми людьми.
3. Раз чужаки не являлись общинниками, то община никаких гарантий защиты их жизни, имущества не давала. Их интересы защищали и выражали покровители из числа общинной знати. Каждый метек обязан был иметь покровителя – гражданина полиса, который назывался простàт - “защитник”. Так в Афинах назывались граждане, которых метеки выбирали себе в качестве покровителей и посредников между ними и государством.
4. Они не имели права защищать свои интересы в суде граждан. Они очень редко призывались свидетелями в суды. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу – архòнту–полемàрху (досл. “главнокомандующего”). Этот факт указывал на то, что метеки имели статус лиц без гражданства. Раз они находились под судом военного руководителя , то это означало, что они рассматривались как покоренное население.
5. Хотя закон охранял жизнь, здоровье и имущество метеков, преступления в отношении их расценивались как менее опасные: так, за убийство метека полагалась не смертная казнь (как в случае убийства гражданина), а только каторжные работы.
6. Метеки не могли вступать в брак с гражданами - афинянами.
7. Метеки привлекались к несению военной службы во вспомогательных подразделениях – не в общинном ополчении.
8. Метеки не имели политических прав - не участвовали ни в народном собрании, ни в суде, не могли быть должностными лицами. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях - олимпиадах.
Часть населения полиса (2/5) была на положении рабов, составляла сословие несвободных. Рабы могли принадлежать как полису (общине–государству), так и частным лицам. К IV в. до н. э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами. Публичные (общинные) рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах, на рудниках, на торговых судах в качестве гребцов, на полицейской службе, в качестве помощников писцов и должностных лиц в разных учреждениях. Частные рабы, как правило, использовались в домашнем хозяйстве. В земледельческом или ремесленном производстве их, практически, не было, так как это требовало высокой квалификации труда. Рабский труд использовался на подсобных работах, как труд низко квалифицированных работников.
Источниками рабства в Афинах являлись:
1. Рождение от несвободных родителей в доме господина; дети рабов делались рабами того же господина. Дети свободного и рабыни также становились рабами. При Перикле ребёнок становился рабом, если хотя бы одна из сторон в браке (отец или мать - всё равно) были рабами.
2. Военный плен, морской разбой.
3. Наказание за тяжкое уголовное преступление - организованный, профессиональный грабёж и разбой.
Рабство свободных граждан за долги запрещалось Солоном.
Рабы могли получить свободу:
1. От государства, по постановлению народного собрания за исполнение военной службы, или за особо важные заслуги. Например, за донос о государственном преступлении. При этом их господа получали из казны стоимость освобождаемого раба.
2. От господина, который мог принять выкуп от зажиточного раба, или отпустить раба на свободу без всякого выкупа.
Рабы, в Греции, как и везде, рассматривались как имущество и не имели никаких прав.
1. Раб считался вещью, «одушевлённым орудием» и не имел никаких юридических прав. Господин мог отдать раба за долги, продать, подарить его.
2. Рабы не имели никаких имущественных прав.
Хозяин мог выделить рабу долю имущества для ведения самостоятельного хозяйства, то есть существовал рабский пекулий. В Греции такой раб назывался “раб на апофоре” [греч. “взнос”, который получал хозяин со своего раба]. Доходы пекулия, имущество пекулия, сам раб на пекулии – являлись собственностью господина, но раб имел относительную самостоятельность при ведении хозяйства, раб кормился с этого – долю урожая хозяин забирал, а другую оставлял на прокорм.
3. Соответственно, рабы не могли совершать сделки.
Если возникала потребность совершить сделку, то юридически сделка заключалась с господином раба. Откуда видно, что стороной в договоре считался господин, а не раб? Если возникали проблемы, то вторая сторона предъявляла претензии не рабу, а господину. Ответственность по договору несло лицо, заключившее договор. Если господин не хотел идти на рынок, то он мог дать рабу деньги, чтоб он их отнёс и отдал продавцу, а также забрал вещь. Юридический стороной в договоре выступал господин.
4. Рабы не могли защищать свои интересы в суде.
После 594 года до н.э. (реформ Солона) раб мог оказаться в суде только в одном случае – по вызову гелиэи (“суда солнца”) при даче показаний по государственным преступлениям и обязательно под пыткой, то есть показаниям раба не доверяли.
5. Закон не защищал жизнь и здоровье раба. В случае причинения вреда рабу, возмещение получал господин, а не раб, то есть потерпевшим считался господин. Значит, защищались имущественные права собственника. На поздних этапах существования права, в защиту имущественных интересов господина, был установлен запрет на жестокое обращение с рабами. Пресекалась излишняя жестокость господина. Хозяин мог наказывать раба, но не злоупотребляя этим – чтобы не убить и тем самым не потерпеть имущественный ущерб. В случае жестокого обращения со стороны господина раб мог бежать в храм и просить о продаже его другому господину.
6. Рабы в брак не вступали, а дозволялось лишь вступление в половую связь с разрешения господина.
Это видно из того, что дети, рожденные от таких связей, получали правовой статус матери, были рабами, не находились под властью отца и ничего не наследовали после смерти отца, то есть являлись внебрачными детьми и считались приплодом, полученным в собственность господина.
Народное собрание (экклéссия). Порядок
Законодательства
Афинская демократическая республика управлялась тремя органами: народным собранием (экклéсией), Советом пятисот (булé) и должностными лицами (магистратами).
Высшая государственная власть принадлежала народному собранию. В нём мог участвовать каждый полноправный афинский гражданин, достигший 20 - летнего возраста. Обычно посещали его 2 - 3 тысяч человек. Для самых важных решений (например, об остракúзме) требовалось присутствие не менее 6 тысяч граждан. Далеко не все граждане могли регулярно участвовать в заседаниях народного собрания, особенно крестьяне, жившие вдали от Афин. Большинство присутствующих являлись горожанами. Народное собрание собиралось четыре раза в месяц, примерно каждые 9 дней, 40 раз в году. Дела обычно решались открыто большинством голосов посредством поднятия рук. При этом каждый гражданин имел право взять слово и быть выслушанным. На собрании выступали ораторы, происходили дискуссии.
На народном собрании решались важнейшие дела государства: обсуждение и принятие законов, объявление войны, заключение мира, союзов и международных договоров, принятие и отправление посольств, выборы и отчёты должностных лиц, распределение государственных доходов по отраслям управления, введение налогов и освобождение от них, предоставление гражданства метэкам, остракизм, иногда суд по государственным преступлениям. В Афинской демократической республике руководящая роль принадлежала народному собранию не только формально - юридически, но и по существу - фактически.
В Афинах для лучшего обсуждения законопроектов существовал строго определённый и сложный порядок законодательства (принятия законов), чтобы они не заключали в себе чего - либо противоречащего народному благу. Пересмотр законов должен был совершаться не в любой момент, не по случайному настроению народного собрания, а лишь раз в году, в определённое время. Проект нового закона, предлагать который мог всякий гражданин, поступал на рассмотрение совета пятисот. Законопроект, одобренный советом пятисот, выставлялся на белой доске для всеобщего сведения на площади, и давалось достаточно времени для обдумывания решения.
Законопроект затем вносился в народное собрание, которое, приняв его, передавало для окончательного решения законодательной комиссии номофéтов из числа членов суда присяжных - гелиэи. Здесь законопроекты рассматривались в форме судебного процесса. Защитником нового закона являлся его автор. Старые законы защищались особыми официальными защитниками. Только в случае одобрения номофетами (обыкновенно 1 тысяча человек) проект получал силу закона. Таким образом, окончательное утверждение закона принадлежало не народному собранию, а особо избранной законодательной комиссии из лиц бóльшей частью зрелого возраста, связанных, притом, присягой.
Против законов, принятых номофетами, можно было подавать обвинение в противозаконности. С этим обвинением в течение года после принятия закона мог выступить каждый афинский гражданин против всякого закона, который, по его мнению, противоречит существующим законам и вреден для демократического государства. Обвинение рассматривалось судом присяжных - гелиэей. В случае признания обвинения основательным, закон отменялся. Автор его подвергался уголовному наказанию - денежному штрафу, а в особо важных случаях, даже смертной казни. Однако в случае признания обвинения неосновательным, чтобы обуздать злоупотребления, обвинитель подвергался значительному штрафу, если не получал в свою пользу даже пятой части голосов судей. Гелиэя тем самым играла роль «конституционного суда».
Таким образом, вместо полного господства случая и произвола в Афинах в период расцвета демократии постановления народного собрания не должны были стоять выше закона. Верховная власть афинского народа, выражающаяся в постановлениях народного собрания, ограничивалась законами. В связи с этим разделялись понятия псефúсма (постановление экклесии по конкретному вопросу) и нóмос (закон). Поэтому афинское государство иногда называют «правовым».
Закон имел общий характер, действовал долговременно и прилагался к различным ситуациям. Псефисма - постановление, выражающее волю демоса по конкретному вопросу. Закону обязывались подчиняться все. Именно он, а не демос - истинный господин государства.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 11381;