Община в догосударственный период
Лекции по древневосточному государственному праву
Лекция № 1. Причины и исторические условия возникновения государства: причины существования общины в догосударственный период, родовая община охотников, собирателей, рыболовов (охотничья группа), переход от присваивающего к производящему хозяйству, родовая община земледельцев и скотоводов, управление родовой общиной земледельцев и скотоводов (вождь, совет общины, народное собрание), экзогамия - родовая община земледельцев и скотоводов и род
Возникновение государства являлось длительным историческим процессом. Современный человек появился около 40 тысяч лет до н.э. Первые же государства возникли в IV - III тысячелетиях до н.э почти одновременно в двух местах - в долине реки Нил (Египет около XXXIII в. до н.э.) и в Междуречье Тигра и Евфрата (Шумер в середине XXVIII в. до н.э.). Период постепенного формирования государства охватывает время с VIII - по конец IV тысячелетий до н.э. Государству предшествовали такие объединения людей как семья, род, община, этнос. Они сохраняются и с появлением государства.
Община в догосударственный период
Образованию государства предшествовал догосударственный период, когда государства не существовало, первобытнообщинный строй, структурообразующим элементом которого являлась община. Община представляет собой исторически сложившуюся определённую группу лиц, которые обычно живут в одном месте и находятся в непосредственном общении друг с другом. Община выступала в качестве условия и способа выживания людей. Причинами существования общины в догосударственный период являлись:
1. Общинная организация давала хозяйственные преимущества через кооперацию в добывании продуктов питания, страховала общинников от временной нетрудоспособности или от всякого рода несчастий через взаимопомощь и дарообмен. Первоначальное освоение земли - расчистка участков от леса, осушение болот или наоборот строительство каналов, дамб, плотин для ирригации - системы искусственного водоснабжения и орошения - требовало коллективных усилий. В рамках общинной организации происходило совершенствование специализации и разделения труда.
2. Коллективных усилий требовала и защита земли и людей от посягательств иных общин. Кроме общины, защитить людей тогда было некому. Вне общинного коллектива человек оказывался беззащитным. Его любой, кто сможет, мог убить, отобрать у него имущество, обратить в рабство.
3. Община служила средством социального контроля за поведением своих членов. Угроза изгнания из общины рассматривалась как самая серьезная санкция, направленная на соблюдение социальных норм.
4. Община обеспечивала сохранение и развитие культурного наследия предков. Культура есть опыт деятельности людей, имеющий жизненное значение для данной общности людей2. Этот общезначимый опыт жизнедеятельности людей находит внешнее проявление в таких явлениях как язык, произведения словесности (пословицы, сказки, мифы, легенды, повести, романы и т. п.), музыка, живопись, наука, социальные нормы, в различного вида созданных человеком материальных вещах (орудия, сооружения и т. п.). Культурным является человек, который в достаточной степени усвоил накопленный предшествующими поколениями и его собственным общественно значимый опыт, некультурным - тот, который к нему не приобщился. Овладение культурой означает приобретение не только и не столько знаний, сколько умений. Например, мало знать, как нужно вести себя, нужно уметь вести себя соответствующим образом.
Культура не только передается от одного поколения к другому, но обогащается и развивается. Однако никакое обогащение, никакое развитие культуры невозможно без передачи опыта от поколения к поколению. Всякое новое открытие слагается из элементов уже существующих культурных ценностей, согласно принципу «из ничего ничто не происходит». Культура всегда включает в себя как опыт, полученный от предшествующих поколений, то есть традиции, так и собственный опыт нового поколения, то есть инновации.
Культурное наследие предков (знания, трудовые навыки, обычаи, обряды, мифы, предания, легенды) необходимо было сохранить, передавать его от поколения к поколению в процессе непосредственного общения друг с другом, и главным образом между людьми разных поколений. Люди старшего поколения могут передавать потомкам не сами предметы материальной культуры (хижины, топоры, горшки, которые недолговечны и быстро изнашиваются от употребления), а только знание и умение их изготовлять и пользоваться ими. В ещё большей мере это относится к духовной культуре: мифам, преданиям, легендам, музыке, обрядам, обычаям. Поэтому люди старшего поколения, пожилые члены общины, знатоки и умельцы передавали молодым ценное наследие предков, обучали их всему, что понадобится в жизни.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1460;