Донские земли и Приазовье в переиод монголо-татарского владычества. Татарско-турецкий Азак и генуэзско-венецианская фактория Тана в XIII - XV веках.
Монголо-татарское нашествие, а позднее и военные походы азаитского эмира Тимура, можно назвать катастрофическими и, по сути своей, поворотными в последующей геополитической и этнокультурной истории Подонья и Приазовья. Степные пространства, от Волги до отрогов и гор Кавказа, включая всё Приазовье, стали почти на 200 лет частью огромного государства - Золотой Орды с новой столицей - г.Сарай (неподалёку от нынешней Астрахани, археологический комплекс, которой включён недавно в культурное наследие ЮНЕСКО). Как и в эпоху Великого переселения народов, кочевники-монголы и сопутстствующие им племена, занявшие регион, постепенно эмансипировались и ассимилировались с остатками местного половецкого, алано-славяно-русского этнического элемента. Наметилась тенденция перехода от кочевий к осёдлому образу жизни. В этом плане Золотая Орда отчасти повторяла синкретический опыт Хазарского каганата, используя труд и культурные достижения покорённых народов, которые, в свою очередь, перенимали отдельные элементы полтико-правовой и военной культуры завоевателей. В XIII - XIV веках большая часть населения концентрировалась на территориях Нижнего Дона, в Приазовьи, а так же в Верховьях Дона, у Червлёного Яра. Южные степи, от верховий Северского Донца до Приазовья, практически обезлюдели и стали использоваться только для проведения торговых караванов, на которые часто нападали отряды кочевников.
Важным новым центром, контролировавшим управление, сбор податей и налогов, всю торговлю на важнейшем перекрёстке восстановленного Великого шелкового пути в Приазовьи и Подоньи, стал татарский город Азак. Он возник на основе ряда крупных приазовских поселений в дельте Дона, радом с факторией генуэзских и венецианских купцов Таной. Это, важное для всей Средиземноморской торговли, портовое поселение было основано ранее, ещё в домонгольский период, в конце XII века, по договорённости с половцами, при военной и дипломатической поддержке Византии.
О периоде XIV – начала XV веков в истории Азака-Таны можно говорить, как о реальном расцвете торгового города-порта, центра не только региональной, но и мировой торговли между Востоком и Западом (Азовское море часто в источниках того времени называли «Маре ди Тана»). Тана при этом постоянно платила огромные налоги и пошлины татарам, но барыши покрывали все затраты. Золотоордынский Азак-Тана представляется, как своеобразный полиэтничный и многоконфессиональный (представлены почти все основные религии и церкви) по составу населения - «Донской Вавилон» той эпохи. Азак – Тана, по мнению археологов, стал одним из крупнейших городов геополитического перекрёстка Евразии, центром развитой торговли (в т.ч. работорговли) и ремёсел (в т.ч. собственного металлургического производства). По свидетельствам путешественников, город отличался красивой постройкой, а горожане высокой культурой. В Тане, окруженной отдельной стеной, было представительство италийского консула, итальянские кварталы и лавки располагались вокруг площади и церкви. Рядом находились кварталы веницианцев и греков, армян и иудеев, алан и черкес. В Азаке расположились кварталы татар-мусульман, половцев, арабских, кавказских и других восточных купцов, имелось несколько мечетей. В городе постоянно проживало и достаточно большое местное и торговое славяно-русске население, которое имело свою православную церковь.
В 1395 году Азак-Тана подвергся серьёзному разрушению в ходе военных походов эмира Тимура против Золотой Орды, практически всё немусульманское население было уничтожено или угнано в рабство. После этого город уже так и не смог восстановить своего былого могущества и процветания.
С ослаблением и распадом Золотой Орды, Большая и Ногайская орда уже не смогли удержать город под своим контролем. В борьбе с Константинополем и Татарией сильная Османская империя в ходе военной экспансии в Приазовьи, летом 1475 года, захватила Азак-Тану, построив позднее на её основании мощную военную крепость-порт (состоявшую из 3-х самостоятельных крепостей). Турецкий Азак (по русским источникам - Азов) стал самым северным форпостом Османской империи, центром Азовского санджака (терр.-адм. единица) во главе с наместником-правителем – санджак-беем. Азовское и Чёрное море фактически стали внутренними морями Турции, что принципиально изменило геополическую ситуацию во всём регионе. Азовский турецкий форпост, опираясь на поддержку вассально зависимого от Османской империи, Крымско-татарского ханства, оставался практически до середины XVIII-го века мощной базой турецкой, промусульманской экспансии в борьбе с Московским государством. Постоянно проводилась политика направленная на включение в «общемусульманский юрт» территорий Нижнего Дона, Подонья и Поволжья. В этот же период постзолотоордынские ханства «Великой Татарии» поделили территорию «Дикого Поля» - Подонскую степь вплоть до Верхнего Дона и Поволжья.
Крымское ханство установило контроль над правобережьем («крымская сторона»), а Ногайская Орда кочевала по левобережью в Задонских и Поволжских степях («ногайская сторона»). Укрепившееся и освободившееся от монголо-татарской зависимости в 1480г. Московское государство постепенно активизировало свой контроль, продвигая пограничные караулы на Верхний Дон и в Поволжье. На рубеже XV - XVI веков, в этих непростых условиях опасного Юго-восточного пограничного порубежья, стала формироваться новая этносоциальная общность региона – донское казачество.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1300;