Славяне на Дону и в Приазовьи.

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Более поздние источники с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть с того времени, когда они начали активно выступать на исторической арене Европы уже как многочисленная, сложившаяся этническая общность.

Античные и византийские авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины, но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в «Естественной истории» Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен — ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, юго- восточные земли.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, раскрывая сведения о разных сторонах их жизни и быта.

Существенные сведения о славянах имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды - суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра. Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX - X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях. Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы, откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной, как «дунайская» или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились и далее на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII - VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной весьма интересной миграционной теории происхождения славян — «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана «Бавар­ской хроникой» XIII века, а позднее была воспринята многими западноевропейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер и гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась, растворилась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились далее.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное -местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также и значительная часть современной Украины, Белоруссии, Причерноморья и степного Предкавказья.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается с III по I тысячелетие до н. э. Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Считается, что значительная часть праславян была включена в орбиту скифо-сарматского и аланского влияния. В этот период в летописаниях появляются русы, росы. В VI -VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII - IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов. Особую роль в ней сыграли, по мнению целого ряда исследователей, сформировавшиеся на основе славянского, сармато-аланского и тюркского этнических элементов – донские словяно-русы, вятичи и северяне, беловежцы и бродники VIII - XIV в.в.

Ведущая роль в обобщении и современной научной оценке истории и культуры донских славян принадлежит исследованиям Д.И.Иловайского, Б.А.Рыбакова, В.В. Мавродина, М.И.Артамонова, Л.Н.Гумилёва, С.А.Плетнёвой, А.Н. Москаленко, В.К. Цечоева, Е.И. Дулимова и ряда других авторов.

В итоге учёные пришли к заключению, что славянское население в VIII - XII веках составляло важнейший этнический компанент, осваивавший и обживавший территории Подонья и Приазовья. Эти процессы проходили поэтапно, в VII - X в.в. шло продвижение славян на территорию Северского Донца, Дона, Хопра и Медведицы со стороны Днепра, откуда продвигались на приграничные с Хазарией терриоторией племена русов и северян. Со стороны Оки и Вятки расселялись вятичи, северяне и черняховцы. Уже с VIII-го века вятичи и северяне тесно сблизились с проживавшими здесь племенами болгар и алан, которые входили в состав Хазарского каганата, начался процесс синтеза культур (славяно-русы).

В итоге на Дону и Северском Донце оформилось 3-и крупных славянских родоплеменных центра – гнезда (из 3-х - 5-и поселений на расстоянии 15 км друг от друга). Административно эти центры подчинялись Хазарскому каганату, словяно-русы выполняли в каганате торгово-военные функции, служили важным звеном в торговле между Востоком и Западом, входили в армейскую гвардию кагана.

Ситуация изменяется достаточно серьёзно в IX – н.XII в.в. Ослабление Хазарского каганата в его борьбе с Византией, Киевской Русью и печенегами в итоге привели к его распаду. Укрепление позиций Древнерусского государства, успешные походы киевского князя Святослава на Дон и Кавказ, взятие крепости Саркел в 965 году, привели к постепенному включению территорий Подонья и Приазовья в состав юго-восточных территорий, подконтрольных Киевской Руси. В период с 965 по 1117г.г. донское славянство, а также остатки аланского и хазарского населения соподчинялись Киевской Руси и тяготели административно к Черниговскому и Тьмутараканскому княжествам, участвовали в противостоянии печенежским союзам племён, а затем и в борьбе с донскими половцами. В этот период славяно-русское население активно осваивает земли Приазовья и Нижнего Дона. Укрепляется и приобретает роль крупного самостоятельного центра Беловежское поселение (бывший Саркел), активнее распространяется христианство и его культурное влияние. В X - XI веках Киевская Русь, опираясь на собственные силы и местное славянское население, активно проводит торговую политику, используя контроль над частью Великого шелкового пути и Донского торгового пути, через Белую Вежу. Однако в условиях начавшегося распада единого Древнерусского государства на удельные княжества, донские славяне так и не создали своего отдельного, Беловежского княжества. Экономика и культура региона не достигла высот Киевской Руси XI -XII в.в., в том числе и в связи с постоянной угрозой войны с кочевниками Степи, печенегами и половцами.

В итоге, после прихода в донские степи кыпчаков-половцев в 1055г. и формирования 2-х крупных протогосударственных союзов Донского и Днепровского, славяно-русское население попало в весьма тяжёлое положение и постепенно, но неуклонно, было вынуждено в большинстве своём покинуть Дон и Приазовье. Большинство населения Белой Вежи и её славянской округи уходит на Русь, в Киевское и Черниговское княжество, к Червоноярцам. Небольшая его часть перемещается в славяно-аланские поселения Приазовья и в устье Дона, где ещё долгое время существовали христианские церкви и приходы. Как считают многие историки, остатки славяно-аланского населения Дона, подконтрольные половцам, а затем в монгольский период слившегося с ними, постепенно трансформировались в этнос бродников, вероятных предшественников «раннего» казачества.

Печенеги (печенези).Племенные союзы печенегов, представлявших этническую смесь тюркских, угро-финских, а позднее и сарматских этнических элементов, появились в Днепровско-Донском междуречье, перекачевав из степного Приуралья и Волго-Яицкого междуречья в IX - н. Х века. Они воевали с мадьярами, занимавшими западную часть Хазарского каганата, заставив их в итоге откочевать за Дунай, а затем, потеснив самих хазар и серьёзно подорвав экономическую систему Хазарии, заняли междуречье Дона и Донца, а также большую часть Приазовья. Печенеги подразделялись на 8-мь орд по 40 улусов. Основой их жизнедеятельности было кочевое скотоводство, военные набеги и продажа «живого товара» - рабов. Воевать с печенегами было достаточно трудно, так как они были необычайно подвижны и неуловимы. Каждый воин имел не менее 2-х лошадей, меняя их в походе и увеличивая тем самым дальность и быстроту передвижения. Легко поднимаясь в походы против любой страны, печенеги проявляли особую активность на юго-западе, против Руси и Византии. Первое столкновение Киевской Руси с печенегами произошло уже в 915 году, после чего был заключен мир. В 944 году князь Игорь привлек печенегов к совместному походу на Византию. Но чаще всего их использовали в своей дипломатии византийцы, хотя и им печенеги нередко серьёзно досаждали. По некоторым данным, печенеги участвовали в походе князя Святослава на Хазарию. Но, уже через 3 года после этого, византийцам удалось стравить печенегов с русскими. Затяжной конфликт привел к окружению печенегами отряда Святослава на днепровских порогах в 971 году, где князь Святослав и был предательски убит.

После этого наступление печенегов на Русь усилилось, началась долгая и изнурительная борьба. Печенеги весьма часто вмешивались в княжеские междоусобицы активизировавшиеся на Руси. Это длилось до 1019 года, когда Ярослав Мудрый нанес им ряд серьезных поражений. Напор печенегов после этого ослабел. В 1036 году Ярослав повторил и закрепил успех у стен Киева, фактически уничтожив гвардейские силы орды и ряд печенежких князей и военоначальников. Вместе с торками и берендеями печенеги практически стали вассалами Руси. В середине XII века эти три этноса объединились в союз, получивший в русских летописях имя «Черных Клобуков» (клобук – вид удленнённого головного убора). Нашествие новых, ещё более сильных кочевников – кыпчаков (половцев) привело к полной потере ими самостоятельного значения и поглощению другими народами. Попытки утвердиться в центральной Европе, не увенчались успехом. В 1091 г. у мыса Лебурн объединённые византийско-половецкие войска в решающем сражении практически полностью уничтожили печенежское войско. Гагаузы (современная народность) считаются потомками печенегов.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 735;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.