Смог ли Н.Я. Данилевский преодолеть односторонность в понимании истории?
В своей книге Н.Я. Данилевский подвергает критике традиционное деление истории на «Древний мир – Средние века – Новое время», подразумевающее, во-первых, поступательность в развитии общества и, во-вторых, непрерывность истории. История у автора предстает в виде совокупности ряда замкнутых цивилизаций или культурно-исторических типов, которые имеют общность в том, что, подобно биологическим организмам, проходят одни и те же циклы: рождение, старение и умирание. Всего выделяется одиннадцать культурно-исторических типов, расположенных в хронологическом порядке: египетская, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древнесемитическая, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитическая, или аравийская и германо-романская, или европейская (см.: Данилевский Н.Я. Россия
и Европа. СПб., 1889). Помимо этих, Н.Я. Данилевский выделяет два американских типа: мексиканский и перуанский, которые погибли прежде, чем успели создать самостоятельную культуру.
В каждой из перечисленных цивилизаций возможны четыре аспекта в деятельности культуры, определяющих уровень их развития: религиозный, составляющий основу нравственной деятельности; культурный, охватывающий научное, эстетическое и техническое творчество; политический, охватывающий процесс создания государственности, и, наконец, общественно-экономический. Впервые религиозная деятельность возникает в качестве самостоятельной в еврейской цивилизации, а культурная – в греческой. Это одноосновные культурно-исторические типы. Основу европейской (романо-германской) цивилизации составляют два вида деятельности: политическая и культурная. Задача осуществления всех видов деятельности доступна, по мнению Н.Я. Данилевского, лишь славянским народам, ибо
к середине XIX века славянский культурно-исторический тип не достиг стадии цивилизации (см.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 556). Подобная славянофильская идея была сформулирована накануне первой мировой войны Н.А. Бердяевым в статье «Конец Европы».
В частности он писал: «Мы имеем все основания полагать мировую миссию России в ее духовной жизни... И если близится конец провинциально-замкнутой жизни Европы, то тем более близится конец провинциально-замкнутой жизни России. Россия должна выйти на мировую ширь. Конец Европы будет вступлением России и славянской расы на арену всемирной истории как определяющей духовной силы» (Бердяев И.А. Судьбы России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. С. 111–112).
Н.Я. Данилевский формулирует закон «сохранения запаса исторических сил», суть которого заключается в том, что, если народ растратил весь запас своих сил, то он должен неминуемо сойти со сцены. Благодаря этому закону народы делятся на передовые, прогрессивные и реакционные. Первые создают культуру и тем самым вносят вклад в развитие истории. Вторые, напротив, играют отрицательною роль. При этом «ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку».
Прогресс культурно-исторического типа заключается не в поступательном развитии общества, а в том, «чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить
в разных направлениях» (Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 90). Это означает, что каждая цивилизация проходит свой особый путь,
и сколько бы ни существовало на земле культурно-исторических типов, развитие человечества ни на шаг не продвинется вперед.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 621;