В чем видит К. Ясперс единство истории?
В отличие от теорий локальных культур немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс в своей философии истории предпринимает попытку обосновать идею о том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, ибо «смысл мировой истории мы постигаем, только подчинив ее идее исторической целостности» (Ясперс К. Смысл и назначение истории М., 1991.
С. 31). Поэтому «при изучении истории в философском аспекте всегда ставился вопрос о единстве, посредством которого человечество составляет одно целое» (там же. С. 264).
Европейская философия истории от Августина до Гегеля рассматривает историю как единую линию, имеющую начало и конец. Естественно, отправным пунктом развития выступает Евангелистская идея явления Христа. Обращаясь к линейной истории, К. Ясперс пытается найти единую ось для всего человечества, а не только для христианства. Эту ось мировой истории, по мнению К. Ясперса, необходимо искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть, где формирование его бытия осуществлялось независимо от религиозного содержания, где были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Вопрос, следовательно, ставится так: возможна ли общая для всего человечества вера, которая не разъединяла бы, а объединяла людей различных регионов и различных вероисповеданий? Такую веру не смогли предложить мировые религии, ибо они часто служили, да и сейчас до сих пор служат, источником взаимонепонимания и раздора. Верой, объединяющей людей, должна стать, по мнению
К. Ясперса, только философская вера. Время формирования философской веры и есть «осевая эпоха», которая приходится на исторический период между 800–200 годами до новой эры. В этот период параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В этот период человек осознает хрупкость своего бытия
и создает образы, позволяющие ему жить в этом мире.
Таким образом, в этот период человеческое бытие обретает новое значение. «Осевое время» ассимилирует все остальное. Если отправляться от него, то мировая история обретает структуру
и единство, которые способны сохраниться во времени и тем более до настоящего момента. «Зеркало великого осевого времени человечества, – пишет К. Ясперс, – послужит, быть может, еще раз одним из существенных заверении в том, что в своем стремлении понять самих себя, мы должны обратиться к тем глубинам, откуда мы вышли» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 154).
Итак, концепция «осевой эпохи» К. Ясперса представляет собой обоснование философской веры в единый источник человеческой истории как основной субстанциональной предпосылки общеисторического бытия человечества. Поэтому проблема общности человеческих ценностей, открытости друг другу различных типов общества, народов, религий выступает жизненной необходимостью существования человеческой истории, которая продвигается к новому «осевому времени», способному породить основу подлинной человеческой истории, единства человечества, при котором взаимоотношения людей будут строиться на гуманистических принципах человеческого общежития.
Отсюда вытекает и особая роль философии в современном обществе, которая перестает быть делом только узких специалистов, кружков или университетских курсов. Она приобретает новую функцию – связать людей с помощью философской веры против «рационалистических» утопий, стремящихся к созданию «рая» на земле.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 2320;