Современная религиозная философия
Современная религиозная философия существует и развивается в лоне христианской религии. Наиболее авторитетным направлением является философия неотомизма (нео – новый, Томас – латинская транскрипция имени Фомы Аквинского, средневекового философа-теолога). Неотомизм получил статус философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879 г. энциклики папы Льва XIII.
К числу крупных центров, ориентированных на разработку
и пропаганду неотомизма относятся: Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пуллахский институт (близ Мюнхена), университет Нотр Дам (США) и др. Ведущие представители неотомизма – Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция), Э. Корет,
И. Меснер (Австрия), Ю. Бохеньский, В. Бруггер, А. Демпф,
И.Б. Лотц, М. Мюллер, Й. Пипер, К. Ранер, Й. де Фриз (ФРГ), Д. Мерсье, А. Дондейн, Ж. Ладрьер, Л. де Реймекер, Ф. Ван Стеенберген (Бельгия), К. Войтыла, М. Кромпец (Польша), Ф. Ольджати, У. Падовани, К. Фабро (Италия).
Предметом философии неотомизма является бытие Бога.
В основе существующего лежит тотальность чистого божественного бытия, порождающего все многообразие сущего.
Центральным принципом неотомизма является принцип гармонии веры и разума, который направлен на то, чтобы примирить основы христианской веры с требованиями мыслящего разума, согласовать положения религии с помощью рационально-логической силы знания и науки. Ведь вера без разума, уверяли неотомисты, превращается в слепое поклонение, суеверие (фидеизм), а разум без веры впадает в гордыню заносчивости (атеизм, скептицизм, научный рационализм). Они полагают, что этот принцип позволяет им подняться над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. Материя предстает в философии неотомизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия духовной формы.
Бог же, созидающий мир из ничего, вливает в него полноту собственного существования и одновременно строит его с определенными сущностными образцами. Несмотря на то, что творец противоположен миру, его творение позволяет судить о нем самом. Доказательству принципа аналогии бытия мира бытию Бога служат пять обоснований бытия Бога, изложенные Фомой Аквинским в работе «Сумма теологии». Неприкосновенность основоположений философии Фомы Аквинского была в некоторой степени снята после
II Ватиканского собора (1962–1965), который санкционировал курс католического «обновления». В рядах католических философов началось тяготение к возрождению идей представителя средневековой патристики философа Августина (Блаженного) Аврелия. Это отчетливо проявилось в католическом экзистенциализме Г. Марселя, а также в современном персонализме.
Особое место в современной религиозной философии занимает тейярдизм. Основателем этого направления является выдающийся французский палеонтолог и антрополог Пьер Тейяр де Шарден. За религиозное инакомыслие, вольное обращение с каноническим текстом Священного писания он был выслан из Франции и лишен права читать лекции, публиковать философско-теологические произведения. Однако, после смерти его произведения «Гимн Вселенной»
и «Феномен человека» приобрели особую популярность. В них он постарался согласовать религиозное мировоззрение с достижениями современной науки. Центральным методологическим принципом современного мышления он провозглашает эволюционизм. Отказавшись от ветхозаветного положения об одноактном сотворении мира Богом, Тейяр де Шарден выдвигает теорию космогенеза, в которой основными в развитии Вселенной выступают такие три этапа: «преджизнь» (физическая оболочка), «жизнь» (органическая оболочка)
и «мышление». На этапе мышления появляется человек, который концентрирует в себе психическую энергию, создает ноосферу, персонализирует мир. Такая деятельность в итоге ведет к формированию «сверхжизни». На этом уровне возникает высшая форма развития мира – духовная оболочка. Руководят космическим процессом не естественные законы, изучаемые наукой, а сверхкосмический Бог, которого Тейяр де Шарден назвал «точкой Омега». В «точке Омега» подытоживается и накапливается в совершенстве и целостности большое количество радиальной энергии – духовной силы. «Сверхжизнь» знаменует состояние единения душ людей после завершения истории в космической «точке Омега», как центре Вселенной, символизирующей собой Христа, сопричастного ко Вселенной и одновременно трансцендентного к ней. Тейярдизм довольно влиятелен среди «левых» католиков, пытающихся обосновать это учение как «новое мировоззрение», которое, по их мнению, указывает пути объединения науки и религии. Основными тенденциями современной религиозной философии являются: во-первых, поворот от теоцентризма
к антропоцентризму и признание ценности человека; во-вторых, попытка скорректировать религиозную философию и науку; в-третьих, признание важности сохранения гуманистической направленности культуры; в-четвертых, экуменистическое сближение религий для смягчения социальных противоречий современности.
Наряду с указанными выше имеется ряд других школ современной западной религиозной философии. К католическим относится «Философия освобождения», философия максимального раскрепощения человека, распространенная в странах Латинской Америки. К школам протестантской ориентации относятся: либеральная теология (Гарнап, Трельч, Шлейермахер), экзистенциальная теология (Тиллих), теология кризиса (Барт, Нибург), «демифологизированное христианство» (Бультман), «безрелигиозное христианство» (Бельофьерр).
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Социальная природа методологии. Философские направления.
Проблемы знания, методологии и языка науки. Методология неопозитивизма. Логический и семантический позитивизм. Логика развития науки. Социальный либерализм. Герменевтика. Экзистенциализм. Философская антропология. Теистическая философия. Французский персонализм. Проблема философского обоснования истории. Футурология. Современная религиозная философия. Философия неотомизма. Тейярдизм
Литература
Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. М., 2006.
Введение в философию. М., 1990. Ч. I. Гл. IV. М., 2005.
Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.
Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. 2007. № 1.
Западная философия от истоков до наших дней. Т. I, II. М., 1994.
Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999, Гл. X, XI.
Муравьев Ю.А. Введение в философию истории. М., 1999.
Основы социального психоанализа. М., 1996.
Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М., 1992.
Рассел Б. История западной философии. М., 2000.
Современная западная философия. Словарь. М., 1998.
Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
Современная философия науки Хрестоматия. М., 1992.
Солодков Г.П. Позитивизм и диалектика у входа в XXI век. Ростов н/Д, 2000.
Философия как история философии. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2006. № 3.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 848;