Развитых стран в мировом промышленном производстве
Годы | Англия | Франция | Германия | США | Россия |
31,4 | 10,3 | 13,2 | 23,3 | 4,0 | |
19,5 | 7,1 | 16,6 | 30,1 | 5,0 | |
14,0 | 6,4 | 15,9 | 35,8 | 5,3 |
В 1914 г. доля промышленности и транспорта в национальном доходе России составила 32 %, но наиболее крупными отраслями промышленности по-прежнему оставались текстильная и пищевая, а свыше половины потребности в станках, машинах и оборудовании наша страна удовлетворяла за счет импорта. Огромное влияние на экономический рост оказывало государство, однако отсутствие внятной экономической политики серьезно тормозило развитие рыночной экономики.
Развитие аграрного сектора. Россия была мировым лидером по общему объему сельскохозяйственного производства: 24,8 % пшеницы, 47,5 % ржи, 35,4 % ячменя, более 80 % льна выращивалось в начале века на ее полях. Однако аграрная система страны переживала глубокий кризис, главной составляющей которого принято считать аграрное перенаселение центральных губерний Европейской России. Причины кризиса носили комплексный характер. Так, позднее вступление страны на путь индустриализации привело к тому, что в начале XX в. доля сельского населения составляла 87 %, а на доходы от земледелия и животноводства жили 92,8 млн чел.
По подсчетам экономистов того времени, при рациональной организации сельского хозяйства России было бы достаточно 20–25 % от числа реально занятых в аграрном секторе работников. Но для достижения такого показателя требовались десятилетия устойчивого индустриального развития, радикальное повышение уровня технической оснащенности сельскохозяйственного труда и агрокультуры.
Между тем рост численности сельского населения и внутрисемейных разделов обусловили сокращение земельных наделов и количества рабочего скота до уровня, не позволявшего обеспечить прожиточный минимум крестьянской семьи. Расчеты по величине посева и числу рабочих лошадей показывают, что в начале XX в. до 50 % крестьянских дворов в центральных губерниях и до 40 % – на окраинах не могли обеспечить свои потребности, занимаясь сельским хозяйством. С учетом отходного промысла, других сторонних заработков эту долю следует понизить, но даже в урожайные годы от 15 до 30 % крестьян России жили на грани голода. Именно они и составляли ядро крестьянского движения.
Справка: Размер душевого крестьянского надела к 1905 году составлял в среднем 2,6 десятины. Из 85 млн крестьян 70 млн были безземельными или малоземельными, 16,5 млн крестьян имели наделы от 0,25 до 1 десятины, а 53,5 млн – от 1 до 1,75 десятины на душу. Зажиточные крестьяне (кулаки) составляли 1/6 часть дворов. На них приходилось 38 % валового сбора хлеба, но только 34 % товарного хлеба.
Дореволюционные исследователи и земские специалисты полагали, что при интенсивном земледелии (использовании техники, удобрений, севооборотов, урожайных сортов и т.п.) имеющейся у крестьян земли было вполне достаточно для ведения хозяйства и обеспечения прожиточного минимума семьи. Однако предлагаемые ими меры требовали огромных государственных субсидий для кредитования крестьян. Государство же, проводя политику индустриализации, все средства вкладывало в промышленность. К тому же большинство крестьян и не могло бы получить новый кредит, поскольку продолжало погашать выкупные платежи за землю по реформе 1861 г.
К 1901 г. недоимки по этим платежам составили 120 млн руб. В целом хронический дефицит крестьянских бюджетов и отсутствие государственной поддержки обусловили экстенсивный характер и примитивную технику земледелия. В начале века отношение технической силы к живой в сельском хозяйстве России составляло 24 %, в Англии – 152 %, в США – 420 %.
Анализ крестьянских выступлений за пореформенный период свидетельствует, что с рубежа 70–80-х гг. главным требованием крестьян было увеличение земельных наделов.
Переселенческая политика правительства (в 1871–1895 гг. за Урал выехало 3 815 тыс. чел.) не решала проблемы, так как чистый ежегодный прирост сельского населения Европейской России примерно в 10 раз превышал среднегодовые темпы переселения. Остроту аграрного вопроса усиливало сохранение крупных помещичьих имений, использующих архаичные методы ведения хозяйства (издольщина, отработки). Огромные средства, полученные помещиками в виде выкупных платежей, кредитов под залог земли, арендных платежей, были использованы неэффективно.
Производство товарного хлеба в помещичьих хозяйствах за полвека сократилось вдвое и составило в начале века 25 %. За 1887–1905 гг. дворяне продали 11,7 млн десятин земли и около 20 млн десятин сдавали в аренду. Покупали и арендовали эти земли зажиточные крестьяне, что еще больше обостряло малоземелье большинства крестьянского населения.
Весомый вклад в углубление аграрного кризиса вносило господство в деревне общины, которая была составной частью системы административного управления империи на волостном уровне. Община диктовала севооборот, привязывала крестьян к земле и месту жительства. Без ее согласия крестьянин не мог выйти из сельского общества. Почти 90 % крестьянского земельного фонда в России регулировалось по правилам общинного землепользования.
На основе представлений, что земля – Божья и должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает, подогреваемых с начала ХХ в. пропагандой леворадикальных партий, крестьянское недовольство малоземельем все больше и больше нарастало и принимало активные формы. В начале XX в. число крестьянских выступлений стало стремительно увеличиваться: 119 – в 1901 г., 358 – в 1902 г., 533 – в 1903 г. Ряд уступок царя: отмена круговой поруки (1903 г.), отмена недоимок по внутренним платежам (1904 г.) лишь на время снизил накал крестьянского движения.
Русско-японская война. Необходимость ускорения модернизации, повышения военно-экономического потенциала страны наглядно продемонстрировала война с Японией. С 90-х гг. XIX века Россия значительно активизировала дальневосточное направление своей внешней политики. На арендованном у Китая Ляодунском полуострове была создана российская военно-морская база Порт-Артур, от Читы до Владивостока через китайскую территорию построена Китайско-Восточная железная дорога.
В 1900 г. русские войска были введены в Маньчжурию. Свои интересы в этом регионе преследовала и Япония, которая на основе бурного экономического подъема модернизировала армию и флот.
Войну начала Япония. Ее расчет строился на превосходстве в силах и средствах над русскими войсками на театре военных действий и поддержке США и Англии. В ночь на 27 января 1904 г. японские миноносцы внезапно атаковали русскую эскадру на рейде Порт-Артура и повредили три корабля. Утром того же дня атаке 6 крейсеров и 8 миноносцев в корейском порту Чемульпо подверглись крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». После многочасового боя, когда возникла угроза захвата кораблей противником, русские моряки взорвали канонерку и затопили крейсер.
В сухопутных сражениях из-за нерешительности русского командования (генерал А.Н. Куропаткин) японские войска овладели инициативой и отрезали Порт-Артур от основных сил русской армии. Героической обороной крепости руководил генерал Р.И. Кондратенко. Осажденный гарнизон выдержал шесть штурмов, но в декабре 1904 г., после гибели Кондратенко, из-за трусости коменданта генерала Стесселя (впоследствии приговорен к расстрелу) и вопреки мнению военного совета, крепость была сдана. Японцы получили возможность усилить свои войска в Маньчжурии и добиться успеха в сражении под Мукденом (февраль 1905 г.).
Действия русского флота с самого начала войны приняли оборонительный характер. План назначенного командующим эскадрой вице-адмирала С.О. Макарова по прорыву кораблей во Владивосток после его гибели (март 1904 г.) реализован не был. Последним событием войны стал разгром в Цусимском морском сражении (май 1905 г.) русской эскадры адмирала З.П. Рожественского, укомплектованной устаревшими кораблями Балтийского флота. В числе главных причин военного поражения России были: военно-техническое отставание; удаленность театра военных действий; слабая подготовка командного состава; устаревшая тактика ведения боевых действий. По заключенному в августе 1905 г. в Портсмуте (США) мирному договору Россия уступила Японии южную часть Сахалина, Южно-Маньчжурский участок КВЖД и права аренды Ляодунского полуострова.
Поражение в войне было воспринято в русском обществе как национальный позор, привело к падению авторитета самодержавной власти, росту оппозиционных настроений и сыграло значительную роль в развитии революции 1905–1907 гг. Война наглядно показала необходимость неотложных мер по укреплению армии и восстановлению боевого состава флота.
Вопросы и задания
1. Каковы особенности развития российской экономики в начале XX в.? Почему государственный и аграрный секторы экономики препятствовали ее модернизации?
2. В чем заключалось своеобразие социальной структуры российского общества на рубеже XIX–XX вв.?
3. В чем состояли задачи демократизации политического строя Росcии? Была ли Россия готова к демократии?
4. Чем можно объяснить причины поражений в русско-японской войне?
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 752;