Установление отцовской власти
Надо различать три способа установления отцовской власти: законнорожденность, узаконение и усыновление.
1. Законнорожденность. Вопрос о законности рождения всегда обращал на себя особое внимание законодателя. Тут сталкиваются самые разнообразные интересы. Общая формула, конечно, никогда не возбуждала сомнений: законнорожденными признаются in dubio все дети, родившиеся во время существования законного брака между их матерью и мужем ее. Pater est is, quem nuptiae demonstrant. Но муж не всегда склонен признать родившихся во время брака детей своими. То же следует сказать о лицах, являющихся претендентами на могущее остаться после него наследство. Спрашивается, кто может возбудить спор о законности рождения, на кого ложится onus probandi и т. п.
При разрешении этой проблемы закон устанавливает, с одной стороны, известные презумпции законности рождения, с другой стороны, по возможности суживает круг лиц, могущих возбудить спор о законности рождения.
В частности, законнорожденными считаются все дети, родившиеся по истечении 181 дня после заключения брака. Чтобы опровергнуть эту презумпцию, необходимо обратиться с надлежащими доказательствами в суд, который в таком случае постановляет окончательное решение по вопросу; простое же непризнание ребенка со стороны презумптивного отца само по себе не имеет никакого значения. Важнейшими доказательствами незаконнорожденности служат, с одной стороны, продолжительное отсутствие мужа; с другой - неспособность его к брачному сожительству. Сверх того, законнорожденными считаются также дети, родившиеся не позже 300 дней после прекращения брака. И тут допускается судебное опровержение этой презумпции. Что касается детей, родившихся в браке раньше истечения 181 дня, то они считаются законными, если будут признаны мужем их матери за собственных детей.
Что касается, наконец, вопроса о том, кто может оспорить законность рождения ребенка, то при жизни мужа это право принадлежит только ему. После его смерти спор может быть возбужден и третьими заинтересованными лицами, но только в том случае, когда муж не признал законности рождения.
II. Узаконение. Внебрачные дети могут приобрести права законных путем узаконения - legitimatio. Классическое римское право не знало этого института. Он составляет продукт позднейшего императорского права. Узаконение допускалось в двух главных формах: a) legitimatio per subsequens matrimonium через последующее вступление родителей в брак, встречается со времен Константина Великого; однако таким путем могли быть узаконяемы не все внебрачные дети, а только те, которые происходили от конкубината; каноническое право и позднейшая практика распространили это правило на всех внебрачных детей; b) legitimatio per rescriptum principis, узаконение на основании особой грамоты императора, по ходатайству отца ребенка, введено Юстинианом; такое узаконение допускалось только, если женитьба представлялась невозможной или неуместной; притом требовалось, чтобы отец не имел законных детей. Результатом узаконения является приобретение узаконенным всех прав законнорожденного. Однако patria potestas устанавливается только с согласия самого узаконяемого.
III. Усыновление. Римское право различает две формы усыновления: arrogatio, или усыновление personae sui juris и adoptio, или усыновление подвластных детей. 1) Arrogatio в древнем праве происходило в народном собрании, в позднейшем праве per rescriptum principis; рескрипт издавался по ходатайству усыновителя и с согласия усыновляемого. В древнем праве не допускалось arrogatio малолетних и женщин. В императорском праве она возможна. При этом было установлено, что для усыновления малолетнего требуется предварительная causae cognitio, в частности, справки относительно личности и образа жизни pater arrogator (cujus vitae sit); arrogator должен предъявить особое обеспечение (satisdatio), и наконец, за impubes arrogatus при известных условиях признается право на получение четвертой части имущества pater arrogator (так назыв. quarta Divi Pii). - 2) Для adoptio в древнем праве существовала очень сложная и искусственная форма: относительно подвластных сыновей требовалась сначала троекратная манципация (приводящая к прекращению существующей отцовской власти), а затем реманципация отцу и, наконец, in jure cessio (отец и усыновитель являлись к претору и тут усыновитель утверждал, что усыновляемый - его сын, отец не возражал и претор аддицировал усыновляемого усыновителю); по отношению к подвластным дочерям и внукам довольствовались одной манципацией, за которой следовала реманципация и in jure cessio. В юстиниановском праве вместо этих сложных формальностей, требовалось только соответствующее личное заявление родного отца и усыновителя пред судом в присутствии усыновляемого, который не должен возражать против усыновления.
Условия усыновления. По общему правилу, усыновлять могли только мужчины, а женщины только ad solatium liberorum amissorum. Усыновитель должен быть 18 годами старше усыновляемого, а если усыновляется самостоятельный человек, то усыновитель должен иметь по крайней мере 60 лет от роду. Не допускалось включение условий и сроков.
Последствия усыновления. В древнем праве всякое усыновление влекло за собою переход усыновляемого под отцовскую власть усыновителя и, вместе с тем, между ними устанавливалось агнатическое родство. В юстиниановском праве это правило сохраняется относительно arrogatio; что же касается adoptio, то только усыновление данного лица родным асцендентом (напр., дедом, прадедом) влекло за собою эти последствия, так назыв. adoptio plena. Во всех остальных случаях усыновляемый становился только законным наследником усыновителя, так назыв. adoptio minus plena.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 441;