Преимущества и ограничения полевой работы 5 страница
Первые предприниматели не осознавали, что они способствуют совершению важных перемен в обществе; прежде всего их вдохновляли религиозные мотивы. Аскетический стиль самоограничения жизни пуритан впоследствии стал существенной частью современной цивилизации. Как говорит Вебер,
Пуритане хотели работать по зову свыше, в то время как мы работать вынуждены. Когда аскетизм был вынесен из монашеских келий в обычную жизнь и начал доминировать в мировой морали, он внес свою долю в строительстве гигантского космоса современного экономического порядка. С тех пор как аскетизм предпринял попытку изменения мира и возрождения своих идеалов, материальные блага стали приобретать (и в конечном счете приобрели) такую непреклонную власть над жизнью людей, какой не существовало ни в один предшествовавший период истории. Идея долга, заключающегося в призвании человека, закрадывается в нашу жизнь подобно призраку умерших в нас религиозных убеждений. Там, где исполнение призвания не может быть прямо связано с высшими религиозными и культурными ценностями, или когда нет причин ощущать его просто как экономическую необходимость, индивид, как правило, вовсе отказывается от попыток его оправдания. В стране высокого уровня развития, в Соединенных Штатах, погоня за богатством, лишенная свойственного ей религиозного и этического смысла, постепенно оказывается связанной в основном с чисто мирскими страстями...
Теория Вебера критиковалась со многих позиций. Некоторые, например, утверждали, что тот взгляд на мир, который он называет “духом капитализма”, можно заметить уже в культуре итальянских торговых городов, задолго до того, как впервые услышали о кальвинизме. Другие считали, что ключевое для Вебера понятие “работа по призванию”, которое он связывал с протестантизмом, уже существовало в католицизме. И все же главные положения концепции Вебера до сих пор принимаются очень многими, а предложенные им идеи и сегодня остаются столь же смелыми и содержательными, как в то время, когда он сформулировал их впервые. Если Вебер прав, то современное экономическое и социальное развитие в первую очередь сложилось под влиянием, которое на первый взгляд представляется относительно далеким: влиянием набора религиозных идеалов.
Теория Вебера соответствует ряду важных критериев теоретической мысли.
1. Онаконтринтуитивна — предлагает интерпретацию, расходящуюся с предложениями здравого смысла. Таким образом, данная теория предполагает новое видение решаемых ею вопросов. Большинство авторов до Вебера не придавали должного 661 значения тому, что религиозные идеалы могли играть фундаментальную роль в возникновении капитализма.
2. Эта теория не является ни чисто “структурной”, ни чисто “индивидуальной”. Развитие капитализма было непреднамеренным следствием того, к чему стремились предприниматели-пуритане, — жизни в полном соответствии с божественной волей.
3. Эта теория придает смысл явлению, которое в другом контексте представлялось бы весьма загадочным: желанию вести скромную жизнь тех людей, которые предпринимали колоссальные усилия для приобретения богатства.
4. Эта теория способна объяснить обстоятельства, выходящие за рамки ее первоначальных задач. Вебер подчеркивает, что он лишь пытался проследить истоки современного капитализма. Тем не менее, есть основания предполагать, что ценности, сопоставимые с ценностями пуританизма, могут проявиться и в других ситуациях успешного капиталистического развития.
5. Хорошей теории недостаточно быть только справедливой. Она должна быть плодотворной в отношении новых идей и стимулировании дальнейшей исследовательской работы. В этом плане теория Вебера оказалась чрезвычайно удачной: она стала своеобразным трамплином для огромного количества будущих теорий и исследований.
Теоретическая мысль в социологии
Оценка теорий и особенно теоретических подходов в социологии — это грандиозная и дерзкая задача. Теоретические дебаты по определению более абстрактны, чем дискуссии эмпирического характера. Тот факт, что в социологии не существует единого доминирующего теоретического подхода, может показаться признаком слабости предмета, но это ни в коем случае не так. Наоборот, столкновение соперничающих теоретических подходов и теорий является выражением жизнеспособности социологии. При изучении человеческих существ — нас самих — разнообразие теорий спасает от догматизма. Человеческое поведение — явление сложное и многоплановое, и вероятность того, что одна-единственная теоретическая перспектива могла бы охватить все его аспекты, чрезвычайно мала. Отсутствие единства в теоретической мысли является богатейшим источником идей, полезных для любого исследования, оно стимулирует наше воображение, столь важное в процессе социологической деятельности.
_______________________________________________________________________________________
Краткое содержание
1. В социологии, как и в других социальных дисциплинах, имеется множество различных теоретических подходов. Причина этого вполне объяснима: разрешить теоретические споры трудно даже в естественных науках, в социологии же мы сталкиваемся с затруднениями особого порядка, вызванными тем, что предметом изучения является наша собственная деятельность. 662
2. Важнейшими фигурами раннего этапа становления социологии были Огюст Конт (1789-1857), Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Карл Маркс (1818-1883) и Макс Вебер (1864-1920). Многие их идеи и сегодня сохраняют свою важность для социологии.
3. Важнейшими теоретическими подходами социологии в настоящее время являются функционализм, структурализм, символический интеракциониэм и марксизм. В некоторой степени они дополняют друг друга; однако, между этими подходами существуют также и серьезные различия, бесспорно, оказывающие влияние на способы разрешения соответствующих теоретических вопросов авторами разной ориентации.
4. Одна из важнейших теоретических дилемм в социологии связана с проблемами соотношения человеческого действия и социальной структуры. Являемся ли мы создателями общества или созданы им? Выбор между этими альтернативами отнюдь не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд; фактически проблема заключается в том, как связать два указанных аспекта социальной жизни вместе.
5. Другая дилемма связана с тем, являются ли общества упорядоченными и гармоничными, или их следует рассматривать как арену постоянных конфликтов. И вновь два указанных подхода не являются абсолютно противоположными, и мы должны показать, какова взаимная связь консенсуса и конфликта. При решении этой задачи полезно обратиться к понятиям идеологии и власти.
6. Третий пункт постоянных дебатов в социологии — анализ современного социального развития. Формируются ли процессы перемен, происходящих в современном мире, прежде всего под влиянием капиталистического экономического развития, или основное влияние оказывают другие, неэкономические факторы? Позиции, занимаемые в этой дискуссии, определяются в известной степени политическими взглядами и ориентациями различных социологов.
7. Четвертая дилемма связана с тем, как рассматривать проблему гендера в рамках социологического анализа. Феминистские организации бросили социологии вызов, который был, хотя и с опозданием, принят на уровне эмпирического исследования: сегодня работ, посвященных проблемам и мировоззрению женщин, имеется значительно больше, чем когда-либо ранее. Однако само по себе это не решает вопроса, как наилучшим образом анализировать гендер и его связь с традиционными подходами в социологии.
8. В поисках того, что определяет ценность теории, полезным примером является веберовское положение о влиянии пуританизма на современное экономическое развитие. Идеи Вебера не лишены противоречий, однако, его теория открыла новые перспективы для целого ряда направлений и тем самым стимулировала многие позднейшие исследования.
Основные понятия
теоретический подход конфликт
консенсус теория
Важнейшие термины
разделение труда латентные функции
аномия семиотика
материалистическое понимание истории символ
капитализм марксизм
бюрократия теоретическая дилемма
символический интеракционизм социальные ограничения
функционализм рационализация
структурализм относительная депривация
явные функции контринтуитивное мышление
Дополнительная литература
Roslyn W. Bologh. Love or Greatness: Max Weber and Feminist Thinking – a Feminist Enquiry. London, 1990. Феминистская критика Макса Вебера.
Alan Swingewood. A Short History of Sociological Thought. London, 1991. Отчет о развитии социологической теории от классических до настоящих времен.
Bryan S. Turner. From History to Modernity. London, 1992. Очерки о вкладе Макса Вебера в обсуждение модернизма и пост-модернизма.
1) Monter Е. William. The pedestal and the stake: courtly love and witchcraft. In: Renate Bridenthal and Clauetia Кмщ. Becoming Visible: Women in European History. Boston, 1977.
2) Evans-Pritchard Е. Е. Witchcraft, Oracles and Magic Among the Azande. Oxford, 1950.
3) Cockerham W. С. Medical Sociology. New Jersey, 1986.
4) Foucault Michel. Discipline and Punish. Hannondsworth, 1979.
5) Lafland John. The dramaturgy of the State executions. In: Horace Bleackley and John Lofland. State Executions, Viewed Historically and Sociologically. New Jersey, 1977.
6) Mills С. Wright. The Sociological Imagination. Hannondsworth, 1970.
7) Habermas Jurgen. Communication and the Evolution of Society. Cambridge, 1979.
1) Worsley Peter. The Trumpet Shall Sound: A Study of “Cargo Cults” in Melanesia. London, 1970.
2) Pagden Anthony. The Fall of Natural Man. Cambridge, 1982. P. 23.
3) Hirst Paul and Wooley Penny. Social Relations and Human Attributes. London, 1982.
4) Wilson Edward О. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge, 1975; Wllson Edward 0. On Human Nature. Cambridge, 1978.
5) Sahlins Marshall. The Use and Abuse of Biology. Michigan, 1976; Cap/an Arthur L. (ed.). The Sociobiology Debate: Readings on Ethical and Scientific Issues. New York, 1978; Montagu Ashley. Sociobiology Examined. Oxford, 1980; Wiegele Thomas C. (ed.). Biology and The Social Sciences: An Emerging Revolution Benlder, 1982; Kitcher Philip. Vaulting Ambition: Sociobiology and The Quest for Human Nature. Cambridge. 1985.
6) Tinbergen Niko. The Study of Instinct. Oxford, 1974.
7) Suttles Gerald. The Social Order of the Slum. Chicago, 1968.
8) Miner Horace. Body ritual among the Nacirema // American Anthropologist, 58. 1956.
9) Oswall Wendell Hillman. Other Peoples, Other Customs: World ethnography and its History. New York, 1972; Friedl John. The Human Portrait: Introduction to Cultural Anthropology. New Jersey, 1981; Hiebert Paul G. Cultural Anthropology. Philadelphia, 1976.
10) Murdoch George Peter. The Common Denominator of Cultures. In: Ralph Union (ed.). The Science of Man in a World of Crisis. New York, 1945.
11) Gardner Beatrice and Gardner Alien. Teaching sign language to a chimpanzee // Science, 165. 1969; Gardner Beatrice and Gardner Alien. Evidence for sentence constituents in the ealy utterances of child and chimpanzee // Journal of Experimental Psychology, 104. 1975.
12) Linden E. Apes, Men and Language. Harmondsworth, 1976; Seidenberg M. S. et al. Signing behaviour in apes: a critical review // Cognition, 7. 1979.
13) Gelb I. J. A Study of Writing. Chicago, 1952.
14) Leach Edmund. Culture and Communication: The Logic by which Symbols are Connected. Cambridge, 1976.
15) Harris Marvin. Cannibals and Kings: The Origins of Cultures. London, 1978.
16) Wolf Eric R. Europe and the People Without History. Berkeley, 1983.
17) Bicchieri M. G. (ed.). Hunters and Gatherers Today. New York, 1972; Diamond Stanley. In: Search of The Primitive. New Brunswick. 1974; Schrire Carmel (ed.). Past and Present in Hanter Gatherer Studies. New York, 1984.
18) Turnbull Co/in. The Mbuti Pygmies: Change and Adaptation. New York, 1983; Mair Lucy. African Societies. Cambridge, 1974.
19) Sahlins Marshall. Stone Age Economics. Chicago, 1972.
20) Evans-Pritchard Е. Е. The Nuer: A Description of the Modes of Livelihood and Political Institutions of a Nilotic People. Oxford, 1940.
21) Newman Philip L. Knowing the Gururumba. New York, 1965.
22) Burns E. M. and P. L. Ralph. World Civilizations. New York, 1974.
23) Eisenstatd S. N. The Political System of Empires. Glencoe, 1963; Claessen Henri J. M. and Peter Skalnik. The Early State. The Hague, 1978; Kautsky John J. The Politics of Aristocratic Empires. Chapel Hill, 1982.
24) Kramer S. N. History Begins at Sumer. New York, 1959.
25) McNeill William H. The Pursuit of Power: Technology, Armed Force and Society since AD 1000. Oxford, 1983; Mann Michael. The Sources of Social Power. Vol. I. A History of Power from the Beginning to 1760. Cambridge, 1986.
1) Shattwk Roger. The Fortidden Experiment: The Story of the Wild Boy ofAveyron. New York, 1980. P. 69; Lane Harlan. The Wild Boy ofAveyron. Cambridge, 1976.
2) Curtis Susan. Genie. New York, 1977.
3) James William. Principles of Psychology. New York, 1890.
4) Ainsworth M. D. S. Infancy in Uganda. Baltimore, 1977.
5) Fraiberg Selma. The Magic Years: Understanding and Handling the Problems of E.i-,\ Cniidhood. New York, 1959.
6) Parten Mildred. Social play among preschool children // Journal of Abnormal and Social Psychology, 27. 1932.
7) Harlow Harry F. and R. R. Zimmerman. Affectional responses in the infant monkey // Science. 130. 1959; Harlow Harry F. and Margaret K. Harlow. Social deprivation in monkeys // Scientific American. 1962; Novak M.A. Social recovery of monkeys isolated for the first year of life: II. Long-term assessment Developmental Psychology, 2. 1979.
8) Bowlby John. Maternal Care and Mental Health. Geneva, 1951. P. 62.
*) Здесь и далее автор имеет в виду свою позицию.
9) “I” и “Me” — две подсистемы в системе социального Я индивида. “Me” представляет собой свойственную данному индивиду совокупность установок “других”, т.е. интернализованную структуру групповой деятельности. “I”, напротив, имеет автономный характер, является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакций индивида на социальные символы. Щит. по: Ионин Л. Г. Современная западная социология. М., 1990. С. 187.)
*) Игра слов: for the present (англ.) — пока; дословно — "для подарка".
10) Donaldson Margaret. CMldren's Minds. New York, 1979.
11) Bettelheim Bruno. The Informed Heart. Harmondsworth, 1986. P. 14.
12) Sargant William. Battle for the Mind. London, 1959. P. 192.
13) Aries Philippe. Centuries of Childhood. Harmondsworth, 1973.
14) UNICEF. The State of the World's Children. Oxford, 1987.
15) Suransky Valerie P. The Erosion of Childhood. Chicago, 1982; Winn Marie. Children Without Childhood. New York, 1983.
16) Elkind David. All Grown Up and No Place to Go: Teenagers in Crisis. Reading, 1984.
17) Kubbler-Ross Elisabeth. Living with Death and Dying. London, 1987
1) Goffman Ervins. Interaction Ritual. New York, 1967; Goffinan Ervrng. Relations in Public: Microswdies of the Public Older. London, 1971.
2) Goodwin Charles. Conversational Organisation: Interaction Between Speaker and Hearers. New York, 1981.
3) Ekman Paul and W. V. Friesen. Constants across culture in the face and emotion // Journal of Personality and Social Psychology, 17. 1971.
4) Eibl-Eibesfeldl I. Similarities and differences between cultures in expressive movements. In: Robert A. Hinde (ed.). Non-verbal Communication. Cambridge, 1972.
5) Garfinkel Harold. Studies in Ethnomethodology. Oxford, 1984.
6) Heritage John. Garfinkel and Ethnomethodology. Cambridge, 1984.
7) Molotсh Harvey and Deirdre Boden. Talking social structure: discourse, dominance and the Watergate hearings // American Sociological Review, 50. 1985.
8) Goffman Erving. Fonns of Talk. Philadelphia, 1981.
9) Freud Sigmund. The Psychopathology of Everyday Life. Harmondsworth, 1975.
10) Goffman Erving. Forms of Talk. Philadelphia, 1981.
11) Goffman Erving. Forms of Talk. Philadelphia, 1981. P. 214-221.
12) Goffman Erving. Behaviour in Public Places. New York, 1963. P. 156.
13) Goffman Erving. Tile Presentation of Self in Everyday Life. Hannondswoith, 1969. P. 128.
14) Henslin James M- W& Briggs Мае A. Dramatuigical desexualization: the sociology of the vaginal examination. In: Henslin (ed.). Studies in the Sociology of Sex. New York, 1971.
15) Hall Edward T. The Silent language. New York, 1959.
16) Janelle D G. Central place development in a time—space framework // Professional Geographer, 20. 1968.
17) Goffman Erving. The Presentation of Self in Everyday Life. Hannondsworth, 1969. P. 127.
18) Zerubavel Evialar. The standardization of time: a sociohistorical perspective // American Journal of Sociology, 88. 1982.
19) Hagerstrand Torsten. The domain of human geography. In: R. J. Charley (ed.). Directions in geography. London,1973.
20) Parkes Don and Nigel Thrift. Tunes, Spaces and Places. Chichester, 1980. P. 171-172.
21) Melbin M. The colonisation of time. In: Carlstein Т., Parkes D. and Thrift N. Human Activity and Time Geography. London, 1978. P. 100.
22) Lee R. В. !Kung Bushman subsistence: an input – output analysis In: A. P. Vayda (ed.). Environment and Cultural Behaviour. New York, 1969.
23) Carlstein Tommy. Time Resources, Society and Ecology. Vol. I. Preindustrial Societies. London, 1983.
24) Giddens Anthony. The Constitution of Society. Cambridge, 1984.
1) Atholl Justin. Shadow of the Gallows. London, 1954. P. 66.
2) Lombroso Cesare. Crime: Its Causes and Remedies. Boston, 1911.
3) Eysenck Hans. Crime and Personality. St Albans, 1977; Mednick S. A. et al. The Causes of Crime: New Biological Approaches. Cambridge, 1987.
4) Dugdale R. The Dukes: A Study in Crime, Pauperism and Heredity. New York, 1877.
5) Estabrook A. The Dukes in 1915. Washington, 1916.
6) Cowen P. An XYY Man // British Journal of Psychiatry, 135. 1979.
7) Mednick S. A. et al. Biology and violence. In: Martin E. Wolfgang and N. A. Wiener (eds). Criminal Violence. London, 1982.
8) Widom Cafhy Spatz and Jowph P. Newman. Characteristics of non-institutionalized psychopaths. In: David P. Farrington and John Gunn. Aggression and Dangerousness. Chichester, 1985.
9) Box Steven. Power. Crime and Mystification. London, 1983.
10) Sutherland Edwin H. Principles of Criminology. Chicago, 1949.
11) Gibbons Don. The Criminological Enterprise: Theories and Perspectives. Englewood Cliffs, 1979.
12) Merton Robert K. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1957.
13) anomie (англ.) — моральное разложение, падение нравов.
14) Cloward R. and L. Ohlin. Delinquency and Opportunity. New York, 1960.
15) Fine В. Labelling theory. In: Economy and Society, 4. 1977.
16) Farrington David, Lloyd E. Ohlin and James Q. Wilson. Umderstanding and Controlling Crime: Toward a New Research Strategy. New York, 1986.
17) Cornish D. B. and Clarke R. V. The Reasoning Criminal: Rational Choice Penpeetives on Offending. New York, 1986
18) Welsh Dermal. Heavy Business: Commercial Burglary and Robbery. London, 1986.
19) Feeney F. Robbers as decision-makers. In: Derek B. Cornish and Ronald V. Clarke (eds). The Reasoning Criminal: Rational Choice Perspectives on Offending. New York, 1986.
20) Clinard Marshall. Cities with Little Crime: The Case of Swit7erland. Cambridge, 1978.
21) Wolfgang Marvin. Patterns of Homicide. Philadelphia, 1958; Bohanman Paul (ed.). African Homicide and Suicide. Princeton, New Jersey, 1960.
22) Morris A. Women, Crime and Justice. Oxford, 1987.
23) Рассматривая поведение мужчин и женщин, социологи часто предпочитают использовать термин “гендер”, а не “пол”. “Пол” обозначает биологические/анатомические различия между мужчиной и женщиной; “гендер” — психологические/социальные/культурные различия между ними — различия между мужественностью и женственностью (см. главу 6, “Гендер и сексуальность”).
24) Flowers R. В. Women and Criminality: The Woman as Victim, Offender and Practicioner. New York, 1987.
25) Dobash R P; Dobash E. R. and Gutteridge S. The Imprisonment of Women. Oxford, 1986.
26) Farrington David and Kidd Д. Stealing from a “lost” letter: effects of victim characteristics // Criminal Surface and Behaviour, 7, 1980
27) Suckle A., Farrington D. P. An Observational Study of Shoplifting // British Journal of Criminology, 24. 1984.
28) Campbell Anne. The Girls in the Gang. Oxford, 1986.
29) Campbell A. Self-reporting of fighting by females // British Journal of Criminology, 26. 1986.
30) Carlen Pat et al. Criminal Women: Autobiographical Accounts. Cambridge, 1985.
31) Sutherland Edwin H. Principles of Criminology. Chicago, 1949.
32) Napes G. Unequal justice: a growing disparity in criminal sentences troubles legal experts. Wall street Journal, 9 September. 1970.
33) Hagen John. Structural Criminology. Cambridge, 1988.
34) Bequai A. Organized Crime: The Fifth Estate. Lexington, Mass., 1980.
35) Ianni Francis A. J. and Elizabeth Reuss-Ianni. A Family Business: Kinship and Social Control in Organized Crime. New York, 1973.
36) Shawcross Tim and Kim Fletcher. How crime is organized in London // Illustrated London News. October. 1987.
37) Scull Andrew. Decareeration: Community Treatment and the Deviant — A Radical View. Cambridge, 1984.
38) Rosenhan D. On being sane in an insane place // Science, 179, 1973.
39) Schaff T. Being mentally Ш. Chicago, 1966.
40) Smith Dorothy E. К is mentally ill: the anatomy of factual account // Sociology, 12. 1978.
41) Szasz Thomas. The Manufacture of Madness. London, 1971.
42) Cohen S. Visions of Social Control: Crime, Punishment and Classification. Oxford, 1985.
43) Dear Michael and Jennifer Wolch. landscapes of Despair. Princeton, 1987.
44) Т. е. Войной за независимость США.
1) Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным. Таким образом, существует два пола (мужской и женский) и два рода (мужественный и женственный). Слово “род” в русском языке имеет несколько значений. Во избежание разночтений при определении социальных и культурных характеристик рода при переводе используется понятие “гендер”.
2) Putter M. and H. Giller. Juvenile delinquency: trends and perspectives. Hannondsworth, 1983.
3) Money J. and Ehrhardt A. Man and woman / boy and girl. Baltimore, 1972.
4) Lewontin R. Human diversity. London, 1982. P. 142.
5) Will J., Self P., Datan N. Maternal behaviour and perceived sex of infan; // American journal of orthopsychiatry, 46. 1976.
6) Zammuner V. L. Children's sex-role stereotypes: a crosscultural analysis. In: P. Shaver, C. Hendrick. Sex and gender. London, 1987.
7) Weitzman L. Divorce revolution: the unexpected social and economic consequences for women and children in America. New York, 1985.
8) Statham J. Daughters and sons: experiences of non-sexist childraising. Oxford, 1986.
9) Chodorow N, The reproduction of mothering. Berkeley, 1978; Psychoanalytic theory and feminism. Cambridge, 1988.
10) Sayers J. Sexual contradiction. Psychology, psychoanalysis and feminism. London, 1986.
11) Gilligan C. In a different voice: psychological theory and women's development. Cambridge, 1982.
12) Homans H. Man-made myth: the reality of being a woman scientist in the NHS. In: In a man's world: essays on women in male-dominated professions. London, 1987.
13) Allman/manad statistik. Sveriges Officiella Statistik. Stockholm, 1987.
14) Wistrand B. Swedish women on the move. Stockholm, 1981.
15) Attwood L. and M. McAndrew. Women at work in the USSR. In: M. Davidson, C. Cooper. Working women: an international survey. Chichester, 1984. P. 269.
16) Hardyment С. Wow saved. Cambridge, 1987, Р. 6.
17) Kamarovsky M- Dilemmas of masculinity. New York, 1976.
18) Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Women. Hannondsworth, 1985. P. 67.
19) Rossi A. and A. Calderwood. Academic women on the move. New York, 1973.
20) Имеется в виду первый съезд женщин в г. Сенека-фолз, штат Нью-Йорк.
21) Banner L. and M, Hartman, Clio's consciousness raised: new perspectives on the history of women. New York, 1974.
22) Hooks B. Ain't a woman: black women and feminism. London, 1986.
23) suffrage (англ.) — право голоса.
24) Pahl J. A refuge for battered women. London, 1978. P. 32.
25) McKinnon С. Sexual harassment of working women: a case of sex discrimination. New Haven. 1979. P. 78.
26) Hall R., James S., KertesT. J. The rapist who pays the rent. Bristol, 1984. P. 20.
27) Fin Kelhor D., Yllo K. Forced sex in marriage: a preliminary report // Crime and delinquency, 28. 1982.
28) Amir M. Patterns in forcible rape. Chicago, 1971.
29) Estrich S. Real rape. Cambridge, 1987.
30) Griffin S. Rape. The power of consciousness. New York, 1978. P. 342.
31) Brownmiller S. Against our will: men, women and rape. London, 1975
32) Katz. S., Mazur M. Understanding the rape victim: a synthesis of research findings. London, 1979. P. 307.
33) Ford С, Beach F. Patterns of sexual behaviour. New York, 1951.
34) Feldman P., McCulloch М. Human sexual behaviour. Chichester, 1980.
35) Kinsey A. Sexual behaviour in the human male. Philadelphia, 1948; Sexual behaviour in the human female. Philadelphia, 1953.
36) Hyde H. М. The other love: an historical and contemporary survey of homosexuality in Britain. 1970; Katz G. Gay American history: Lesbians and gay men in the USA. New York, 1979; Greenberg D., Bystryn M. Capitalism, bureaucracy and male homosexuality // Contemporary crisis, 8. 1984.
37) Money J., Ehrardt A. Man and woman / boy and girl. Baltimore, 1972.
38) Davenport W. Sexual patterns and their regulation in a society of the South West Pacific. In: Sex and behaviour. New York, 1965.
39) Plummer K. Sexual stigma: an interactive account. London, 1975.
40) KinseyA. Sexual behaviour in the human male. Philadelphia, 1948.
41) Bertelson D. Snowflakes and snowdrifts: individualism and sexuality in America. Lanham, 1986.
42) Jowell Roger et al. British social attitudes: the nineteen eighty-six report. Aldershot, 1986.
43) Cruickshank М. Lesbian studies, present and future. New York, 1982.
44) Altman D. AIDS and new puritanism. London, 1986. P. 17.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 413;