Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека
Становление человека как личности и субъекта деятельности в конкретных социально-исторических условиях носит фазный характер: оно развертывается по определенным циклам и стадиям жизненного развития человека как индивида. Особое значение в этом отношении имеет онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человеческого мозга – материального субстрата сознания. Любая из этих функций имеет свою историю развития в онтогенетической эволюции мозга. Это не значит, однако, что весь ход и содержание психической деятельности человека обусловливаются такой эволюцией. Современная психология различает в психической деятельности разнородные явления: функции, процессы, состояния, свойства личности. Центральное значение для отражения объективной действительности, ориентации в ней и регуляции действий имеют психические процессы (восприятие, память, мышление, эмоции и т. д.), носящие вероятностный характер и зависящие от многих факторов, одним из которых является возраст.
Любой психический процесс формируется как определенная констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т. д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т. д.) и мотивации (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации). Из вышеперечисленных компонентов любого психического процесса действия и операции непосредственно вовсе не связаны с онтогенетической эволюцией, мотивация связана с ней лишь в самых общих и исходных своих формах (органические потребности и установки) и только психологические функции являются собственно онтогенетическими феноменами. Подобное различение психологических феноменов показано на модели перцептивного пространства, компонентами которого являются пространственно-различительные функции*. Экспериментальные исследования, выполненные в нашей лаборатории Е. Ф. Рыбалко, показали, что фактор возраста имеет разное значение для этих компонентов (табл. 3)**.
* Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964.
** Там же. - С. 244.
Таблица 3
Зависимость зрительных функций детей и подростков за период от 4 до 15 лет от возрастного и других факторов, % от общего компонента факторов
Факты | Поле зрения | Острота зрения | Глазомер |
Возраст Другие |
Поле зрения, обусловленное структурой проводящих путей и корковыми проекциями, в наибольшей степени зависит от процессов созревания и старения, как, впрочем, и от общего состояния нормы и патологии мозга взрослого человека. Не случайно топическая диагностика очаговых нарушений мозговой деятельности всегда включается в периметрию. В результате многолетних исследований в нашей лаборатории собран значительный материал для характеристики онтогенетической эволюции поля зрения. На рис. 9 сопоставлены данные, полученные Е. Ф. Рыбалко на детях, с данными, полученными М. Д. Александровой на стариках, по отношению к средним величинам схематизированного поля зрения взрослого человека.
Рис. 9. Сравнительная характеристика полей зрения ребенка, взрослого и старого человека: ----- границы поля зрения взрослого; - × - то же старого человека; - - - то же ребенка 6 лет
Возрастные изменения поля зрения типичны для онтогенетической эволюции психофизиологических функций. В связи с накоплением опыта наблюдения и воспитанием мышления формируется перцептивное поле со своей пространственной и смысловой организацией оптических сигналов. Непосредственно с перцептивным полем (и лишь через него с полем зрения) связаны объем внимания, столь важный для умственной деятельности, и объем оперативной памяти, зависящий от логических операций и задачи деятельности. Приблизительно по такому же типу зависимости строятся и другие психические процессы, связанные с ходом онтогенетической эволюции посредством функциональных механизмов.
Прежде всего отметим, что закономерность возрастной эволюции психических реакций является общей как для речевых (речемыслительных), так и для сенсомоторных реакций. Эта закономерность обнаруживается при сравнительно-возрастном сопоставлении данных об изменении времени реакций (ВР) различных видов (непроизвольных и произвольных, двигательных и речевых, простых реакций и реакций выбора на различные сигналы и т. д.). Благодаря обобщению этих данных в ценных исследованиях Е. И. Бойко, мы имеем возможность представить картину в целом (рис. 10)*.
* Рисунок заимствован из работы Е. И. Бойко «Время реакций человека» (М.: Медицина, 1964. – С. 301).
Рис. 10. Изменение времени реакции в связи с возрастом по данным различных исследователей
Комментируя эту общую картину, Е. И. Бойко пишет по поводу факта замедленного ВР у детей по сравнению со взрослыми следующее: «Казалось бы, он находится в противоречии с общеизвестной живостью и подвижностью детского возраста. Тем не менее общая закономерность состоит в постепенном и неуклонном укорочении ВР, начиная с 3 ½ лет и кончая студенческим возрастом, а затем (после 40 лет) сменяется еще более постепенным его удлинением по мере процесса старения организма. Всему этому предшествует наиболее длительный скрытый период непроизвольных двигательных реакций у новорожденных и.младенцев на тактильные, болевые и температурные раздражения»*.
* Там же; см. также его работу «Возрастные изменения времени реакций у детей и взрослых» (в сб.: Пограничные проблемы психологии и физиологии. – Изд. АПН РСФСР, 1961).
Такова общая картина постепенного укорочения ВР (начиная с 3 ½ лет), оптимум которого относится к юности и молодости («студенческим годам»). Эта общая картина проявляется в любых сопоставляемых смежных возрастах как в отношении сенсомоторных, так и речевых реакций.
Весьма показательны возрастные сопоставления этих видов реакций.
Раздельные реакции на звук и свет в двух вариантах (с предупреждением и без предупреждения) были получены Б. Филипом. Приводим сводку этих данных по возрастным группам (табл. 4)*.
* Заимствована из работы Бойко Е. И. «Возрастные изменения времени реакций у детей и у взрослых» (с. 163).
Таблица 4
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 850;