А) Наиболее ранние формы аффективного реагирования

По-видимому, фобические реакцииявляются наибо­лее ранним защитным образованием (М. Klein, 1998). По мере развития ребенка содержание страхов меняется, однако реци-

дивы некоторых ранних страхов (ночные страхи — pavor noctur-nus, страх разлуки с близкими, страх одиночества, темноты) мо­гут возникать в течение всей жизни.

Реакция страха часто включает усиление воспринимаемой угрозы, боли, аггравацию (преувеличение) вреда, который несет в себе травматическое воздействие, и, следовательно, возраста­ющее чувство беспомощности у ребенка. Можно предположить, что адаптивный смысл такого избыточного реагирования состо­ит в стимуляции развития привязанности к матери (Bowlby). Из­вестно, что длительное изживание страхов, которое проявляется в многократном проигрывании первоначальной травмирующей ситуации, отмечается у тех детей, чей страх не только не был вовремя купирован матерью, но, напротив, использовался домаш­ними в воспитательных целях (связывался с наказанием за не­послушание (3. Фрейд, 1999).

В патологии возможны следующие варианты «запущенных» страхов.

Во-первых, любое, даже незначительное, препятствие может восприниматься ребенком как катастрофа и вызывать паничес­кую реакцию. Интенсивность любых неприятных ощущений (го­лод, усталость, дискомфорт, ограничение свободы движения) пе­реоценивается: Источники этих неприятных ощущений воспри­нимаются однозначно как угрожающие, разрушающие. Такой страх парализует активность ребенка, вызывая у него состоя­ние дезинтеграции.

Во-вторых, в патологии может увеличиваться количество сти­мулов, вызывающих страх, которые связаны с первоначальным источником страха по ассоциации (иррадиация страха — напри­мер, страх кошки переносится на страх всего пушистого, см.: Симеон, 1958).

В-третьих, возможна фиксация страха, когда его изживание принимает навязчивый, изнуряющий для ребенка и его окруже­ния характер.

Контакт с реальностью может нарушаться, если страхи но­сят генерализованный характер (страх «живого»); если они свя­заны с несформированностью ключевых новообразований (раз­деление «живое — неживое», например); если они питаются эн­догенной тревогой, диффузным чувством угрозы.

Гиперактивностьв раннем возрасте связана с хроническим перевозбуждением, которое, в свою очередь, часто является по­казателем сильной тревоги. ЭтолоГический смысл гиперактив­ности в раннем возрасте — поиск утраченного или несформи-рованного вовремя объекта привязанности. Как правило, гипер-

активность как неспособность выбрать какой-то предмет или иг­рушку и заняться игрой с этим предметом у детей второго года жизни и старше является следствием неспособности ориенти­роваться на эмоциональную оценку матери при определении аффективной валентности предметов.

В целом менее зрелые типы аффективного реагирования об­рывают или значительно сворачивают контакт ребенка с реаль­ностью, т. е. ограничивают или искажают работу перцептивной, когнитивной и других систем. Некоторые из них не способны предотвратить наступление истощения (например, многочасовой плач до состояния дезинтеграции, после которого ребенок засы­пает). Другие, например истериоформные, реакции (реакции «мнимой смерти» и двигательной бури) есть следствие растор-маживания примитивных автоматических механизмов с сильным регрессом Я, но без истощения, что позволяет ребенку много­кратно применять одну и ту же реакцию и выгодно избегать столкновения с неприятной, травмирующей ситуацией.

Истерические формы реагирования на аффективные труд­ности в раннем детстве чрезвычайно распространены (А. Фрейд, 1993; Симеон, 1929). С этологической точки зрения эти формы можно считать своеобразным сигналом SOS, демонстрацией бес­помощности .для стимуляции родительской заботы.

Аутизация с ее мнимой глухотой, слепотой и сопутствую­щими (и, вероятно, генетически близкими) истериоформными ре­акциями на любое препятствие по мощности защиты перекры­вает все другие способы защитного реагирования. В чистом аути-стическом состоянии ребенок полностью выпадает из контакта с реальностью, создавая себе эрзац-реальность из чистых сен­сорных ощущений и их причудливых сочетаний (аутостимуля-ция). Нечувствительность к боли распространяется не только на психические травмирующие влияния, но и на физическую боль.

Психогенная аутизация — это вторичное защитное образова­ние, возникающее после некоторого критического периода, в те­чение которого не -регулируемые из-за недостаточной привязан­ности страхи и тревога стремительно нарастали до полного ис­тощения аффективной системы (пресыщения). По крайней мере эксперименты с имитацией депрессивного состояния у матерей (Field, Баженова) показывают, что устойчивое избегание контакта с неотзывчивыми матерями у младенцев возникает только после периода сильного беспокойства и попыток привлечь мать криками.

В целом можно предположить, что более примитивные спо­собы аффективного реагирования используются, во-первых, в том случае, если специфическая травмирующая нагрузка носит хро-

нический характер и возможности саморегуляции исчерпаны (на­пример, сильные истерические реакции, наблюдаемые при потере внимания взрослого, у эмоционально депривированных детей начиная с первого года жизни и на протяжении всего периода детства). Во-вторых, если воздействие оказывается шо­ковым (сверхинтенсивным).








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1004;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.