Генетическая связь между избегающим и амбивалентным типами привязанности
Мы рассматриваем соотношение избегающей и амбивалентной привязанности как проявление в первом случае значительного угнетения основной функции привязанности (функции обеспечения безопасности), во втором случае —ее хотя и усиленной, но искаженной работы: ребенок подает сигналы неблагополучия при отсутствии реальной угрозы либо намеренно создаёт угрожающие жизни ситуации для провоцирования материнской заботы.
Избегающая привязанность соответствует конечной стадии отделения от матери, по Bowlby18, и фазе хронической тревоги (фазе истощения) в модели реакции на стресс, по. Селье, в то время как амбивалентная привязанность соответствует стадии протеста, по Bowlby, и мобилизационной фазе, по Селье19.
Поскольку динамика развития «небезопасной» привязанности при раннем детском аутизме и эмоциональной депривации такова, что элементы избегания постепенно ослабевают, в то время
18 Bowlby выделяет три фазы в реакции ребенка второго года^жизни на отделение от матери: стадию протеста, на которой ребенок ищет мать и реагирует агрессией на ее возвращ'е'ние, тем самым наказывая ее; стадию отчаяния, на которой преобладают депрессивные реакции; стадию отделения, на которой восстановление привязанности между ребенком и матерью уже невозможно (Bowlby, 1979).
19 Ганс Селье выделяет три фазы общего адаптационного синдрома: на первой фазе, фазе тревоги, организм меняет свои характеристики: сначала уровень сопротивления уменьшается, после чего вновь начинает увеличиваться; на второй фазе реакции тревоги практически исчезают, а сопротивление организма достигает наивысших возможных значений; на третьей фазе истощаются запасы адаптационной энергии, тревога вновь появляется, но вызываемые ею изменения в организме уже необратимы (Селье, 1982).
как агрессия и негативизм усиливаются, то разделение между этими двумя типами небезопасной привязанности в известной степени условно.
Кажущиеся различными механизмы сохранения близости с матерью (подавление негативных сигналов при избегающей привязанности и провокации и требования при амбивалентной) на самом деле отражают уровень активности ребенка.
Механизмы защитного избегания доминируют в раннем детстве, когда ребенок ограничен в средствах реагирования на негативную стимуляцию со стороны взрослого (например, до 7 месяцев ребенок «игнорирует» выражение гнева на лице взрослого, по данным Изарда).
Усиливающиеся в ходе естественного развития ребенка или же специально стимулированные механизмы уровня аффективной экспансии включаются позже, на втором году жизни, и не только повышают устойчивость ребенка к негативным эмоциональным сигналам матери, но и делают привлекательной для ребенка ее интенсивную аффективную реакцию на его провокации.
Среди наблюдаемых нами детей с синдромом раннего детского аутизма, психологический возраст которых не превышает 2—3 лет, избегающая привязанность встречается чаще, чем амбивалентная.. В некоторых случаях у детей с РДА фиксируется самая ранняя форма симбиотической привязанности к матери, когда мать берет на себя основные психические функции ребенка, выполняя роль его Эго; вся связь с реальностью осуществляется через мать, ребенок не строит своих индивидуальных отношений с миром, не имеет собственных предпочтений и интересов, у него не сформированы навыки самообслуживания (собственные наблюдения). (В этих случаях рекомендуется разорвать эту симбиотическую связь через изменение среды, возможно госпитализацию, для того чтобы у ребенка появилась возможность образовать более зрелую привязанность, которая позволила бы ему развиваться.) Если сензитивный период развития привязанностей (первые 2—3 года) формально завершен, то попытка переключения ребенка с симбиотической связи на другой тип отношений со взрослым чрезвычайно болезненна для ребенка и чаще всего оканчивается неудачей.
Для детей с эмоциональной депривацией характерна недифференцированная поверхностная привязанность. Дети легко вступают в контакт с целью получения приятных ощущений, но сразу же прерывают его, как только взрослый предпринимает попытку установить какие-либо правила или определить границы поведения ребенка. (Эти дети очень сложны в индивидуальной
психологической работе, где они проявляют неконтролируемые ярость и агрессию. В то же время в группе они способны принять ограничения и правила, если они предлагаются и поддерживаются сверстниками, так как эти дети расширяют поведенческий репертуар реагирования на фрустрацию путем подражания ровесникам; паттерны поведения, предлагаемые взрослым, такой ребенок отвергает.)
В случаях тяжелой эмоциональной депривации (около 10% детей, живущих в детских домах), осложненной ранним болевым опытом, формируется привязанность избегающего типа; при правильно организованных на ранних этапах (первые два-три года) заботе и уходе она может превратиться в амбивалентную, в противном случае мы получаем устойчивые психогенные формы аутизма с избегающей привязанностью. Таким образом, по мере развития ребенка характер привязанности меняется: избегающая привязанность может трансформироваться в амбивалентную.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 738;