Культура как фактор формирования личности и социума
Культура (в переводе с латинского – "возделывание") – это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования. Иными словами, она воплощает в себе социально-прогрессивную деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания и характеризует процесс превращения богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, всемерно выявляя и развивая при этом его сущностные силы. Понятие это чрезвычайно многозначно, имеет множество подходов к его определению. В общем понятии культуры обычно выделяются культура материальная, духовная, политическая, социальная. Последняя представляет специальный предмет нашего анализа.
Говоря кратко, социальная культура – это сгусток исторического опыта, память многих поколений, запечатлевшая в себе тысячелетний опыт непрерывного воспроизводства социальных связей и отношений, трудовой деятельности и общения людей в конкретных исторических условиях. Будучи органическим элементом общей культуры, всей духовной жизни общества, социальная культура, впитавшая мудрость предшествующих поколений, является мощной силой защиты всего социума, надёжным регулятором взаимоотношений и поведения всех входящих в него субъектов.
Подводя итог сказанному относительной сущности понятия "социальная культура", можно утверждать и так: это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и общностей по совместной реализации своих потребностей в соответствии с социокультурными нормами, правилами, технологиями. В этом смысле содержательную характеристику данного феномена составляет широкая совокупность моральных идеалов, нравственных нормативов и ценностей в области социального поведения субъектов, а также регулятивно-правовые (законы, санкции), социально-психологические (традиции, обычаи, мода) механизмы непосредственного регулирования межсубъектных отношений. В таком случае можно говорить о социокультурном факторе как реально функционирующем в обществе социальном институте.
В современной социологической литературе культура, социокультурный фактор рассматриваются и в рамках более широкого понятия - социокультурной сферы, включающей весь социокультурный потенциал общества.[5] Эта сфера, как выражение социокультурной памяти общества, призвана реализовать ряд весьма важных функций:
- трансляционная функция (передача из прошлого в будущее социальных ценностей и норм, регулирующих социальное поведение, потребности субъектов, формирующих их представления об уровне и качестве жизни);
- селекционная функция (оценка и классификация наследуемых ценностей под углом зрения их места, роли, задач в современном обществе и стоящих перед ним новых целей и проблем развития);
- инновационная функция (обновление социальных ценностей и норм с учетом накопленного социального опыта и заимствований всего самого перспективного из других культур).
Социокультурная сфера, таким образом, выступает как особое духовное образование, идеально и нормативно отражающее процессы социальной практики, функционирования социальной сферы в обществе как реального пространства воспроизводства социальных субъектов, их взаимодействия и развития. Значение социокультурной сферы особенно возрастает в условиях радикальных социально-экономических и политических преобразований в обществе. Рассмотрим в качестве примера влияние социокультурного фактора на трудовую деятельность человека.
Труд как целесообразная деятельность человека по созданию необходимых материальных и духовных благ представляет собой важнейшую предпосылку всестороннего удовлетворения его потребностей. В этом смысле суверенным субъектом труда выступает не только личность, но и общество в целом. Однако у труда есть и еще одна не менее важная функция – воспроизводство самого человека как труженика. Еще К. Маркс отмечал, что человек, воздействуя в процессе труда на внешнюю природу, в то же время изменяет и свою собственную природу, развивая дремлющие в ней силы и подчиняя игру этих сил своей собственной власти ( см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. .т. 23, с.188). К этому следует добавить, что труд, обладая изначально общественной, коллективистской природой, играет роль стимулятора социальной активности и сплочения людей, формируя в их сознании мотивы взаимопомощи, сотрудничества, ответственности и дисциплины. Иными словами, трудовая деятельность выступает как форма самоутверждения личности и её интеграции в социуме.
Научный анализ этих процессов осуществляется на "пересечении" двух отраслей социологического знания – социологии труда и социологии социальной сферы. Если первая имеет своим предметом исследование собственно трудовых процессов, то вторая концентрирует внимание на изучении проблем становления человека как труженика, самореализации его творческого потенциала, защите его социальных интересов и прав. Раскрытие сущности социокультурных влияний на этот процесс позволяет оптимизировать формирование тех социальных институтов, которые повышают эффективность стимулирования трудовой и социальной активности личности, коллектива.
Отсюда с непреложностью следует вывод о необходимости скорейшей разработки концепции, методологических основ, всей парадигмы современного социального знания.Вне всякого сомнения, речь сегодня нужно вестио принципиально новом этапе теоретического осмысления социальной реальности, о комплексном исследовании проблем социализации личности в условиях трансформации общества.
Отличительной особенностью переживающей ныне период своего обновления социальной науки является исследование социальных знаний и качеств личности, живущей в пространстве новых для неё рыночных отношений, новых правил и стереотипов трудового и потребительского поведения, новой культуры социального самосознания. Последнее трактуется в социологии как целостная совокупность представлений личности о своей общественной ценности, своём личном и социальном долге, характере и направленности общественного поведения. Культура социального самосознания выступает как важнейшая духовная предпосылка адекватного выбора человеком своей жизненной позиции, моделей поступков и действий в конкретных жизненных ситуациях. Формулирование общих требований и принципов, на которых строится культура самосознания личности на нынешнем этапе развития общества, составляет стратегическую задачу всей социальной науки, в частности, социологии управления. И это понятно: социальное самосознание представляет собой духовный стержень самоопределения личности в нынешнем крайне противоречивом и драматическом течении социальной жизни.[6]
Наша отечественная социальная наука, в силу, быть может, своей молодости, порой слишком привязана к зарубежным концепциям и оценкам, крайне робко востребует собственный исторический опыт, не воскрешая его живительной силы и глубины мысли. Следовало бы также социальную науку точнее и строже ориентировать на удовлетворение конкретных социальных потребностей российского общества, на упрочение его стабильности и устойчивого развития. Дело в том, что в кризисном социуме, в условиях глубокого обострения экономических противоречий, социальная наука становится едва ли не единственным инструментом познания и реализации защитных функций общества по отношению к человеку и его духовному миру.
Высказанная выше мысль о социализации науки может быть распространена и на сферу социального образования.Несомненно, социологический анализ эффективности социального образования должен строиться на сопряжении двух конвергентных процессов: изучения практики социальной работы, запросов различных групп населения, экспертных оценок специалистов-практиков, с одной стороны, и всестороннего исследования учебного процесса в социально-образователь-ных учреждениях, с другой стороны.
Социальное образование как новый компонент общего и профессионального обучения не носит сегодня традиционно «академического», описательного характера, делая основной акцент на теоретическом и прикладном анализе реальных процессов общественной жизни, диагностике и прогнозировании конкретных событий, социальных технологиях управления социальной сферой. Социально-гуманитарное образование в вузах призвано способствовать распространению научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфических интересах и потребностях различных социальных субъектов и способах их удовлетворения.
Следует учитывать огромный воспитательный потенциал социально-образовательного процесса, ибо знание законов социального взаимодействия в обществе, раскрытие принципов и норм человеческого общежития помогает обучаемой молодежи более осознанно формировать свою гражданскую и жизненную позицию, ориентированную на защиту интересов всех слоев и групп населения, на неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод личности, на политическую стабильность общества и солидарную сплоченность, партнерские отношения всех его членов. Именно в таком направлении развития социального образования видятся основные пути укоренения социальной культуры в обществе.
Другое важное направление социально-образовательного процесса ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов для социальной сферы. Сегодня ведется профессиональная подготовка кадров для нужд отрасли по профессиям «социальный работник» и «специалист по социальной работе» в 120 высших учебных заведениях, в том числе 84 университетах, 9 государственных академиях, 27 институтах. Минтрудом России создана отраслевая система социально-профессиональной подготовки и повышения квалификации работников социальной сферы, где готовятся кадры по 20 специальностям и повышение квалификации работников по 200 различным курсам.. В эту систему в качестве базового образовательного учреждения входит Московский государственный социальный университет.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 2661;