Анализ культурно-духовных процессов в местном сообществе
Социологический анализ культурно-духовных процессов жизнедеятельности населения развертывается в двух основных направлениях: изучение образовательных, информационных, культурно-духовных потребностей тех или иных социальных субъектов и наблюдение функциональной деятельности соответствующих инфраструктурных учреждений, организаций, органов управления, удовлетворяющих эти потребности на должном уровне. При этом духовная культура понимается как совокупность конкретных знаний, форм мышления, характера мировоззрения, эстетических ценностей и вкусов, ориентаций и устремлений. В ракурсе исследований социальной сферы культура предстаёт как пространство социального самоутверждения личности, удовлетворения её духовных потребностей и запросов, творческой самореализации своего интеллектуального потенциала. Соответственно выстраивается и система социологических показателей, фиксирующих культурно-духовные потребности, запросы, ожидания различных групп и слоёв населения местного сообщества.
Анализ динамики развития современной мировой культуры раскрывает одну из самых существенных закономерностей постиндустриального общества: уровень интеллектуального потенциала, качество "человеческого фактора", определяя конкурентоспособность современных национальных экономических систем, стимулирует дальнейшее расслоение мировой экономики на доминирующее ядро и зависимую от него периферию. Именно поэтому своевременное внедрение новых технологий стало ведущим императивом конкурентоспособного производства в условиях глобального состязания социально-экономических потенциалов различных стран. В свою очередь, фундаментальной предпосылкой форсированного развития интеллектуального потенциала общества является качество жизни, уровень образования, состояние здоровья населения, совокупный культурно-духовный потенциал общества и личности 1.
Соответственно важной предпосылкой создания высокоэффективной экономики постиндустриального общества является восприимчивость государственной власти, интеллектуальной элиты к научным и технологическим инновациям, развитая инфраструктура научно-исследовательской деятельности, поддержка научных рекомендаций владельцами и администрацией промышленных предприятий. Кроме того, развитие общества и прежде всего самой науки предполагает их включение в глобальное информационное пространство, а значит, и всемерное развитие собственных информационных ресурсов.
Иначе говоря, приемлемый по уровню развития интеллектуальный потенциал общества способна обеспечить лишь открытая, социально ориентированная, мощная рыночная экономика, функционирующая в условиях эффективного государственного управления всеми сферами общественной жизни. Пытаться обеспечить равенство внешнеэкономических связей и отношений за счет непрерывных иностранных и внутренних займов, дешевой распродажи собственных ресурсов и рабочей силы – значит обрекать себя на положение "вечно вчерашних", а свою экономику – на все большую деградацию и постоянное пребывание на глухих обочинах общественного прогресса.
Итогом нашего рассмотрения роли социокультурного человеческого ресурса в современном общественном производстве, очевидно, должен стать вывод о том, что самым приоритетным объектом вложения капитала ныне является сам человек, его трудовой и духовно-нравственный потенциал, его образование и культура, социальное благополучие. В экономически развитых странах совокупные вложения в социальную сферу намного превышают инвестиции в средства производства. Столь же приоритетным социологическим показателем уровня развития, структуры и функций "человеческого фактора" как духовного стержня личности и общества является структура и характер испытываемых личностью и обществом социокультурных потребностей, отвечающихимперативам общественного прогресса.
В изначальном смысле слова, потребность проявляется в сознании человека как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма личности, группы, общества в целом. Именно в этом своем качестве осознанная потребность выступает как внутренний мотив, побуждающий субъекта к действию. Потребности общества, и прежде всего экономические, социокультурные, объективны по своей сути,хотя и проявляются в форме интересов разных социальных групп, слоев, индивидов.
Экономическая наука изучает преимущественно ту объективную сторону потребностей личностей и групп, которая проявляется в платежеспособном спросе, производстве и потреблении товаров. Социологи рассматривают потребности как объективно обусловленные внутренние запросы личности или группы в необходимых для их существования материальных, духовных и социальных благах, а также деятельности по их приобретению. В психологии потребность рассматривается как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития.
В целом потребности как внутренний источник социальной энергии человека отражают целевую ориентацию личности и составляют неотъемлемый предмет социологических исследований. С другой стороны, потребности выступают как регуляторы поведения личности, как ведущий мотив, побуждающий субъекта к активной деятельности. Раскрывающаяся в поведении личности система мотивов, как правило, богаче по своим проявлениям и более подвижна, чем породившая ее потребность. Отсюда воспитание потребностей рассматривается в науке социального управления как одна из центральных задач формирования личности и ее социализации.
Постоянно порождая новые потребности, совершенствуя способы удовлетворения уже сформировавшихся потребностей, общество в конечном счете оказывает решающее воздействие на развитие потребностей личности. С другой стороны, нельзя отрицать важного значения для стимулирования процесса потребления социокультурного фактора, прежде всего - обычаев, традиций, образа и качества жизни, национально-этнических, демографических особенностей жизнедеятельности тех или иных групп и слоев населения. .
Итак, потребности личности, группы выражают отношение субъекта к условиям и качеству жизни, проявляющееся в противоречиях между возможным и действительным, необходимым и желаемым, текущим и перспективным. Они обусловлены уровнем развития производительных сил общества, характером социальных отношений, принадлежностью субъекта к определенным слоям и группам населения, уровнем культуры, ценностными ориентациями личности и группы. Потребности смыслообразуют и целеустремляют развитие общественного производства, стимулируют процессы распределения, обмена и потребления в обществе. В известном смысле, можно утверждать, что именно потребностно-мотивационная сфера представляет собой идеальную среду , в которой формируются человеческие ресурсы современного общества.
В зависимости от системы отношений, в которую включен тот или иной субъект, в социологии применяются различные виды классификации потребностей: по сферам деятельности (потребности в труде, познании, общении, рекреации); по объекту потребления (материальные и духовные, этические, эстетические и т.п.); по функциональной роли – доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту потребления - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные. Следует подчеркнуть, что отнесение потребностей к той или иной типологической группе достаточно условно, поскольку материальные потребности могут иметь определенное духовное содержание (например, художественные произведения, предметы бытовой культуры и т.д.). Поэтому отнесение потребности к тому или иному классу в большой мере обусловлено общим контекстом анализа, выделением тех или иных признаков потребности в качестве доминирующих.
К материальным потребностям личности относятся прежде всего физиологические (витальные) потребности в пище, жилье, сексуальных влечениях, поддержании здоровья и медицинском обслуживании, общении с природой . К преимущественно духовным потребностям относят стремление к научному, социальному, эстетическому познанию и творчеству, получению общественно-политической информации, переживанию эстетического наслаждения от восприятия произведений литературы и искусства.
Группа социальных потребностей включает процессы общения, социального самовыражения и статусного самоопределения, любви, товарищества и дружбы, реализации трудового и нравственного потенциалов, взаимопомощи и поддержки в трудных и критических жизненных ситуациях. В своей "Исповеди" Ж.-Ж. Руссо писал: "Первая моя потребность, самая большая, самая сильная, самая неутолимая, заключалась всецело в моем сердце: это потребность в тесном общении, таком интимном, какое только возможно…" 1
Одно из центральных мест в системе потребностей личности принадлежит трудукак целесообразной деятельности человека, способствующей удовлетворению всех других его социально значимых потребностей. В понятие трудового потенциала личности, наряду с необходимыми умениями и навыками, степенью профессиональной квалификации, общим культурно-техническим уровнем, включаются и такие компоненты, как мотивы, ценностные ориентации, способности, психологические установки, стимулирующие трудовую активность. Аналогичным образом в социологических исследованиях детально операционализируются и другие виды потребностей .2
Проблема формирования и исследования потребностей личности и группы в процессах социально-трудовой, культурно-духовной деятельности занимает видное место в общей теории управления и социологии управления. При этом важно отметить, что при ретроспективном анализе научных публикаций по данной проблематике отчетливо проявляется нарастающий интерес к исследованиям мотивации трудовой и социальной активности населения как важной предпосылки повышения эффективности общественного производства.
Уже родоначальник научных основ управления Ф. Тэйлор в своих работах подчеркивал, что в управленческой деятельности должно быть обращено основное внимание на точное исследование мотивов, влияющих на поведение рабочих. Эти идеи были поддержаны и развиты в трудах американских теоретиков организации производства Ф.Гилберта и Г.Эмерсона, ратовавших за утверждение в практике управления принципов научной организации труда. Следующий шаг в реализации этих идей был сделан основателем "административной школы управления" А. Файолем, уделявшим большое внимание профессиональной подготовке управленческих кадров среднего и высшего звена. Весомый вклад в развитие управленческой теории и научной организации труда был сделан нашими отечественными учеными А.А.Богдановым, А.К.Гастевым и другими в начале XX века.3
Поворотным моментом в утверждении новых подходов к эффективному использованию человеческого фактора на производстве можно считать возникновение в управленческой науке школы "человеческих отношений", основателем которой стал американский социолог и психолог Э.Мэйо. В своей книге "Человеческие проблемы индустриальной цивилизации" Э.Мэйо убедительно доказал приоритетность социально-психологических факторов, влияющих на повышение производительности труда на предприятии. С наибольшей полнотой роль потребностей и мотивации трудовой активности была раскрыта американским психологом А.Маслоу. Он предложил классификацию потребностей человека в виде особой иерархической структуры, в фундаменте которой находились физиологические потребности и потребность в безопасности своего сувществования, над ними возвышались вторичные (высшие и приобретенные) потребности, за ними шли потребности социальные, престижные и, наконец, потребности в самовыражении, самореализации своих возможностей и сил.
Широкое признание в доктрине "человеческих отношений" получила концепция человеческих ресурсов, предложенная Д.Мак-Грегором. Сопоставляя два разных теоретических подхода менеджера к воздействию на работника (принудительный контроль и подход, стимулирующий интеллектуальный интерес работника к труду), автор склоняется в пользу второго подхода , справедливо полагая, что только личная творческая заинтересованность в процессе и результатах труда способствует достижению наивысших производственных результатов. Более широкий системный анализ управления трудовым процессом с позиций структурно-функционального метода был предпринят Т.Парсонсом и Р.Мертоном. Здесь предметом исследования, наряду с традиционными подходами, стали институциализированные обществом ценностные ориентации, нормы и стандарты поведения личности и группы в значимых ситуациях деятельности и поведения. 1
В общей системе анализа культурно-духовных процессов в обществе особое внимание уделяется изучению образовательного потенциала населения. Он выражается в распределении населения по группам в зависимости от полученного образования (высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное). По мере развития образовательного потенциала общества конкретные численные значения показателя возрастают: увеличивается величина человеко-лет образования, накопленного населением и рабочей силой, повышаются коэффициенты образованности (отношение числа лиц , имеющих среднее или высшее образование в промилле. С помощью подобных методов оценивается и квалификационный состав трудовых ресурсов, рассчитывается коэффициент участия населения в различных формах обучения, профессиональной переподготовки и т.д.
В методическом арсенале социолога-аналитика культурно-духовных процессов значительное место занимает исследование эффективности деятельности учреждений образования, культуры, досуга. Структура и режим функционирования этих учреждений фиксируется в социальном паспорте местного сообщества, отражается в базисных данных мониторинга. Данные отражаются в абсолютных и взвешенных показателях, Оценочные показатели базируются на материалах официальной статистики, массовых опросах населения, экспертном анализе.
Особое направление социологического анализа – читательская, слушательская, зрительская активность населения и деятельность , ориентированная на удовлетворение его информационных потребностей через каналы прессы, телевидения, радио. Здесь находят применение специальные методы социологических исследований – контент-анализ печатных текстов, теле- и радиопередач, документального и художественного кинематографа, изучаются процессы формирования общественного мнения, социально-политических настроений и поведения, возникновение слухов, панических настроений, мотивация протестных выступлений
Предметное представление о направленности и методах социологических исследований социокультурной сферы даёт знакомство с социолого-статистичес-кими обзорами, аналитическими публикациями, отражающими проблемы образования, науки, культуры. 2 В ракурсе такого рода исследований широко и системно раскрывается панорама культурно-духовной жизни общества, отражаются назревшие проблемы формирования личности и социума.
Логические задания и проблемные вопросы
1. Раскройте основные функции и структуру социальной культуры, охарактеризуйте её роль в трансформации российского общества.
2. В чём заключаются, по вашему мнению, сущность и конкретные проявления социального самосознания личности? Предложите эмпирическую и теоретическую интерпретацию данного понятия.
3. Каковы актуальные проблемы развития социального образования в России на нынешнем этапе экономических реформ?
4. Отобразите на структурно-логической схеме систему социокультурных потребностей личности.
5. Попытайтесь кратко изложить план социологического анализа процессов культурно-духовной жизни местного сообщества.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1044;