ГЛАВА ПЕРВАЯ КАЛЕНДАРЬ 3 страница
Наиболее важные поправки производились путем непосредственного наблюдения за Луной. Пренебрегая официальным счислением, люди обычно-начинали считать дни нового месяца, увидев новый серп Луны. Так, Аристофан (Nubes, 626) нравоучительно советует афинским политикам регулировать свою жизнь в соответствии с Луной: kata selenen hos agein khre toy bioy tas hemeras*, и с начала II в. до н. э. в официальное датирование включалось указание на реальное изменение фаз Луны. Дата в году давалась "согласно архонту" и "согласно божеству" (ср.: J. Pouilloux, -- REA, 1964, с. 211), т. е. Селене, Луне; Elaphebolionos enatei met' eikadas kat' arkhonta kata theon de Moynikhionos dodekatei** (IG, II, 967). Следовательно, в этот год архонтства Ахея, когда по официальному календарю было 19 элафеболиона, Луна была уже на 12-м дне следующего лунного месяца (мунихиона). Но уже в год Эвергета 19 элафеболиона отставало от Луны только на два дня (см.: В. D. Merill, -- "Hesperia", 1957, с. 73; Pritchett --Neugebauer, c. 15; Pritсhett, c. 330).
* "Следует проводить дни своей жизни в соответствии с Луной" --Прим. пер.
** "Месяца элафеболиона на девятый день после двадцатых чисел по архонту, а по божеству на двенадцатый день месяца мунихиона". -- Прим. пер.
МАКЕДОНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В ЕГИПТЕ
Александр Македонский принес в Египет македонский лунносолнечный календарь, и Птолемеи долго его придерживались. В этом календаре месяцы состояли из 29 и 30 дней, дни месяца были последовательно пронумерованы, и 29-е число в пустом месяце опускалось (Р. Соrnell, I), так что последним днем месяца всегда считалось 30-е. Время от времени вставлялись дополнительные месяцы (Рlut., Alex., 16; FrGrH, 257a, 3; ср.: P. Oxyr., XVII, N 2082). Как пользовались этим календарем вне Египта, остается неизвестным. Для Селевкидов (см. стр. 21) Александр Великий умер на 29-й день вавилонского месяца айару, что соответствует вечеру 10 июня 323 г. до н. э. (А. Е. Samuel, Ptolemaic Chronology, 1962, с. 47). Согласно "Дневнику Александра", царь умер в последний день месяца десия (Рlut., Alex., 75?76). Следовательно, в это время македонский календарь совпадал с Луной. (Или Александр, как позднее Селевк I, пользовался вавилонской циклической системой?). Псевдо-Каллисфен приводит ошибочную дату смерти Александра ("Historia Alexandri Magni", с. 146, ed. G. Kroll: 13 фармути=13 июня).
Греческие документы птолемеевского Египта содержат многочисленные сопоставления македонских и египетских дат, а последние легко переводятся в юлианские даты (см. стр. 35). Свидетельства источников показывают, что примерно до 240 г. до н. э. македонские месяцы совпадали с лунными фазами. По-видимому, календарь подправлялся в соответствии с 25-летним египетским циклом. Как и в старом македонском календаре, дополнительный месяц вставлялся каждые два года (см. стр. 24), хотя весь цикл требовал только девять вставок (1309 лунных месяцев = 25 египетским годам = 9125 дням). Но поскольку календарь выверяли по солнечному году, в него не | вносили путаницы излишними вставками. Они влияли только на порядок следования названий месяцев в солнечном году. Македонский календарь сохранялся в Египте главным образом для культовых целей. Двор Александра даже праздники египетских богов отмечал согласно македонскому календарю. Но подгонка этого календаря к солнечному году и дополнительные вставки влияли на связь между месяцами и временами года. 1 диоса могло приходиться на 25 августа в начале царствования Птолемея II и на 15 января -- в конце. Кроме того, египетский календарь, как более простой, был удобнее в повседневной, жизни (см. список египетских месяцев, найденный на о-ве Самое, принадлежавшем Птолемеям, -- L. Robert, Etudes epigraphiques, 1938, с. 118). Уже в середине III в. до н. э. греки в Египте исчисляли время по египетскому календарю, так что, например, в 257 г. до н. э. грек спрашивал, на какую египетскую дату придется в этом году день рождения царя -- дни рождения царя устанавливались по македонскому календарю (P. Cair. Zen., IV, N 59541). Македонский календарь использовался для всех государственных дел. Так и сегодня в Марокко в деловой жизни используется солнечный календарь, в то время как официально даты приводятся по мусульманскому лунному году (см.: E.Westermarck, Ritual and Belief in Morocco, II, 1926, c. 150). Но поскольку египетский год был, в свою очередь, подвижным, греки сверялись со звездным календарем (см. стр. 49), составленным в соответствии с египетским годом. Таким образом, празднества могли проводиться из года в год в одно и то же время реального солнечного года (P. Hibeh, № 27; Р. Раris, 1; F. В1ass, Ars Eudoxi, 1887).
Во время правления Птолемея III о синхронизации македонского календаря с Луной не заботились. Например, 1-е число месяца горпиэя в 232 г. до н. э. приходилось на пятый день после полнолуния. В конце III в. до н. э. (см.: P. Tebt., III, N 820) македонский календарь был подогнан к египетскому таким образом, что македонские месяцы только по названиям отличались от египетских. Вначале македонский месяц дистр соответствовал египетскому тоту и т. д. Впоследствии Птолемей VII Филометор в 163 г. до н. э. вновь восстановил македонский календарь (U. Wilсken, Urkunden der Ptolemarzeit; I, 1927, с. 496), но после его смерти в 145 г. до н. э. реформа была отменена. Новое соотношение македонских и египетских месяцев (на этот раз тоту соответствовал диос) вошло в силу позднее (первое свидетельство в 119 г. до н. э.), хотя и предыдущая система просуществовала до конца II в. н. э. Как и во владениях Селевкидов, в Египте греческий календарь также был заменен местным. Однако, в то время как Селевкиды только подправили лунно-солнечный календарь, Птолемеи по сути дела полностью упразднили лунно-солнечное исчисление времени36.
ЕГИПЕТСКИЙ ГОД
"У египтян, и только у них, год всегда имел определенную продолжительность. У других народов она менялась в результате различных, но равно ошибочных вычислений" (Macrob., Sat., I, 12, 2). У египтян существовала anni certus modus*, поскольку их год состоял только из дней. Эти 365 дней были схематично объединены в четыре времени года и 12 месяцев по 30 дней, а сверх того еще имелось пять дополнительных дней (epagomenai)37. Дни в течение месяца считались по порядку один эа другим. Месяцы считались начиная с первого по четвертый в течение каждого из трех земледельческих сезонов: наводнение (когда Нил заливал поля), выход (освобождение земли из-под воды; период сельскохозяйственных работ) и отсутствие (период низкой воды), В более позднем народном употреблении египетские месяцы именовались по празднествам. Вот передача этих названий (унаследованных коптами) исходя из греческих форм: тот, паофи, хатир, хойак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, паини, эпифи, месоре (плюс пять дополнительных дней) (см.: T.G.Н.James, -- "The Hekanakhte Papers", 1962, 3).
*Определенная величина года.-- Прим. пер.
Получавшийся в результате год, который был на 1/4 дня короче реального солнечного года, мог быть исправлен при помощи интеркаляций, но это в Египте не делалось. Поэтому каждые четыре года начало года (1-е число месяца тот) отставало на один день от солнечного года. Таким образом, каждый месяц на протяжении цикла из 1461 египетского года (=1460 юлианских) проходил через все периоды солнечного года (ср. гл. III, стр. 59) (см.: Sethe, -- GGN, 1920, с. 30; R. А. Parker, -- "Revue.d'Egyptologie", 1957, с. 85).
Канопский указ гласит: "Получается, что празднества, которые праздновались зимой, приходятся на лето, а те, которые праздновались летом, вместо этого происходят зимой" (OGIS, N56). Жрецы, однако, препятствовали проведению реформы, предложенной в 238 г. до н, э. Птолемеем III для исправления annus vagus *.
*Подвижного, блуждающего года.-- Прим. пер.
В действительности наряду с официальным годом существовал еще и народный лунный календарь из месяцев переменной длины в 29 и 30 дней, засвидетельствованный начиная примерно с 1900 г. до н. э. Он был основным в повседневной жизни и использовался для культовых целей. В течение некоторого времени (до 235 г. до н. э.) египтяне применяли 25-летний цикл из 309 месяцев, который определял даты начала лунных месяцев в гражданском календаре (ср. стр. 34; R.A.Parker, --JNES, 1957, с. 39; Neugebаuer, с. 90). Египетский лунный месяц, видимо, начинался рано утром (R. А. Рarker, --JNES, 1970, с. 21).
Египетский подвижной год не зависел ни от Солнца, ни от Луны; как это часто бывает у народов древности (М. Р. Nilssоn, -- "Acta Orientalia?, 1941, 1 -- "Opusc. Selecta", II, c. 54), он был связан с определенной звездой. Появление Сириуса на востоке во время восхода Солнца 19 июля после того как звезда была невидима примерно 70 дней* почти совпадало с началом наводнения на Ниле, а следовательно, и с египетским Новым годом, первым днем первого месяца сезона наводнения, т. е. с 1-м числом месяца тот. Египтяне восхваляли звезду как "приводящую Нил" и "обновляющую год" (Рlut., De Isid., 38; ср.: Th. Норfnеr, Plutarch uber Isis und Osiris, II, 1941, с. 174). Появление звезды торжественно объявлялось "Сириус восходит на 16-й день месяца фармути" и т. п. (см. стр. 78). Год по Сириусу, однако, соответствует солнечному году (который короче примерно на 12 минут). Следовательно, появление Сириуса 1-го числа месяца тот случалось один раз через каждые 1460 юлианских лет. (В действительности длина года Сириуса несколько меняется; ср.: М. F. Ingham, -- JEA, 1969, с. 35.) Цензорин сообщает, что это произошло 21 июля (в действительности 20 июля) 139 г. н. э.
Как это было принято в то время, в Александрии чеканили монеты с изображением сказочной птицы феникса -- символа возрождения ? и с надписью AION (J. V о g t, Die Alexandrinischen Munzen, 1924, c. 115). Цензорин писал о возвращении annus canicularis* (поскольку Сириус называли также Canis maior**). Из его слов ученые нашего времени без всяких к тому оснований пришли к заключению, что египетский annus vagus должен был начинаться в тот день, когда появление Сириуса перед восходом Солнца приходилось на 1-й день месяца тот. Начиная с Фрерэ (Freret, 1758), у исследователей возникли сомнения, какой из годов, 1322-й или же 2782-й до н. э., считать начальным для египетского календаря (Ideler, I, с. 126). Эд. Мейер вновь возвратился к 4241 г. до н. э. Но этот спор бесполезен. Календарь -- это такая вещь, которую не в силах объяснить ни логика, ни астрономия. Египетский календарь принимал во внимание Нил, а не Сириус38 (О. Neugеbаuer, -- "Acta Orientalia", 1938, с. 169; его ж е, --JNES, 1942, с. 396). Более того, нет настоятельной необходимости начинать новый календарь с его первого дня. В Англии переход от юлианского календаря и Нового года, начинавшегося 25 марта, к григорианскому стилю с началом года 1 января осуществился 2 сентября 1752 г.
* Года Сириуса. -- Прим. пер.
** Большой Пес (название созвездия, в котором Сириус -- самая яркая звезда).-- Прим. пер.
В действительности египтяне первоначально, как и многие другие древние народы, исчисляли время не по годам, а по земледельческим периодам (Diod., I, 26, 5). Все предположения относительно даты введения annus vagus преждевременны. Мы можем лишь утверждать, что есть свидетельства об использовании подвижного года начиная со времени V династии, что восход Сириуса наблюдался уже примерно в 1900 г. до н. э. и что празднество по случаю этого события, начиная со Среднего царства, отмечалось в гражданском году в разные даты. Слова "день" и (лунный) "месяц", как показывают их иероглифические обозначения, были связаны соответственно с Солнцем и с Луной (К. S e t h e, Vom Bilde zum Buchstaben, 1939, с. 23). Египетское слово "год" не имеет какого-либо дополнительного астрономического значения; оно означает "возрождение", с которого начинался каждый год (Е. Еdel, Altagyptische Grammatik, 1955, с. 179; его же, -- JNES, 1949, с. 35; ср.: Gardiner, с. 70).
Переменный год был введен, возможно, для административных целей. У египтян был схематический финансовый год из 360 дней (12x30). Annus vagus возник тогда, когда финансовый год с прибавлением пяти дополнительных дней сравнялся со средним сельскохозяйственным годом, который в Египте имел ту же продолжительность, что и солнечный год: регулярность наводнений Нила обусловливалась таянием снегов в горах Эфиопии (см.: D. Bonneau, La crue du Nil, 1964, с. 29).
Расхождение египетского года с движением Солнца на протяжении жизни одного человека было почти незаметно: за 40 лет разница составляла всего 10 дней. Согласно Геродоту (II, 4), египетский год совпадал со сменой времен года. Преимущества египетского календаря, его простота и правильность, были столь очевидны, что астрономы пользовались им начиная с эллинистических времен до Коперника.
Именно по этой причине схематический год из 12х30 + 5 дней, вероятно основанный на вавилонском годе из 12x30 дней (см.: О. Neugebauer, -- JNES, 1942, с, 400), стал официальной системой исчисления времени в Персии при Сасанидах, а также в Армении и Каппадокии39. (Согласно арабским астрономам, сасанидский год подгонялся к смене времен года при помощи добавления одного месяца каждые 120 лет.) (См.: A. Christensen, L'Iran sous les Sassanides, 1944, с. 168; E. S. Кennedуa. B. L. van der Waerden, -- JAOS, 1963, c. 315; E. Вiсkerman, -- ArchOr, 1967, c. 197.)
РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Римский календарь во времена Цезаря состоял из 12 месяцев: четырех -- по 31 дню (март, май, квинтилий = июль, октябрь), семи -- по 29 дней (январь, апрель, июнь, секстилий = август, сентябрь, ноябрь, декабрь) и одного из 28 дней (февраль) -- всего 355 дней в году 40.
Через каждый год (по четным годам до н. э.) прибавлялось 22 или 23 дня для согласования с солнечным годом. Это прибавление производилось в феврале после празднества терминалии (23 февраля); оставшиеся пять дней февраля добавлялись в конце дополнительного месяца (intercalaris), так что этот месяц состоял из 27 или 28 дней.
Первый день месяца назывался календы (Kalendae), пятый (или же седьмой в месяце из 31 дня) ? ноны (Nonae), тринадцатый (или же пятнадцатый в месяце из 31 дня) -- иды (Idus). Считая в обратном порядке от этих установленных дат, обозначали дни месяца. Подсчет велся включительно, т. е. включался и обозначаемый день, и день, от которого велся отсчет. Таким образом, 2 января считалось: ante diem IV Non. Jan*; 2 марта: ante diem VI Non. Mart**. День накануне того дня, который нужно было сосчитать, назывался pridie (табл. V, стр. 175). Последние дни февраля после ид в дополненном году подсчитывались в обратном порядке от начала прибавленного месяца: ante (diem) V Kal. Intercalaris*** -- 20 февраля (Сiс., pro Quinct., 79). Иногда еще и 14 февраля было неизвестно, будут ли понтифики прибавлять дополнительный месяц; в этом случае 14 февраля обозначалось как ante diem X Terminalia**** (Dessau, N 6302 = Degrassi, N719).
* Четвертый день до январских нон.-- Прим. пер.
** Шестой день до мартовских нон.-- Прим. пер.
*** Пятый день до календ интеркалярия (добавленного месяца). -- Прим. пер.
**** Десятый день до терминалии.-- Прим. пер.
Последовательный счет дней, хотя и был возможен, встречается редко (A. Gagner, -- "Festskrift Per Persson", 1922, с. 202).41
При такой системе счисления Луна совершенно не принималась во внимание; напротив, прибавление 22 (или 23) дней каждые два года нарушало всякое согласование с лунными месяцами. Тем не менее дни на протяжении месяца считались в обратном порядке от очередной лунной фазы. Понтифик объявлял о появлении нового серпа (стр. 14) и по его форме и местоположению сообщал, сколько дней следует считать до нон, т. е. до первой четверти. В ноны снова провозглашалось, через сколько дней будут иды (полная луна) и по каким дням следует устраивать празднества (Ginzel, II, с. 173).
Римский календарь со всеми его специфическими особенностями (продолжительность месяца, система интеркаляций) был довольно сознательной попыткой "синхронизации гражданского и солнечного годов" (Censor., 20, 6). Римский четырехгодичный цикл состоял из 355 + 378 + 355 + 377 дней. Можно предполагать, что автор этого цикла стремился подогнать лунный год к движению Солнца, т. е. к земледельческому году. (Месяцы из 29, 30 и 31 дня встречаются и в греческих метеорологических календарях.) Тем не менее римский четырехгодичный цикл насчитывал 1465 дней, т. е. он был на четыре дня длиннее, чем четыре солнечных года. Таким образом, римский календарь отставал от смены времен года на четыре дня за каждые четыре года. Но установить истинную продолжительность солнечного года было и в самом деле нелегко (см. стр.26). Геродот (1,32) на этот счет заблуждался; великий инженер Гарпал (ок. 480 г. до н. э.) считал, что период обращения Земли вокруг Солнца составляет 365 дней и 13 час. Даже ок. 190 г. до н. э. Энний упоминал о 366 днях солнечного года. Поэтому нас не должно удивлять, что примерно в 500 г. до н. э. римские крестьяне ошибались: "Ты, Ромул, знал лучше оружие, чем звезды" (Scilicet arma magis quam sidera, Romule, noras.-- Ovid., Fasti, I, 28).
Римский псевдосолнечный цикл, видимо, являлся модификацией "года Ромула", т. е. чисто земледельческого 10-месячного года, начинавшегося в марте и кончавшегося в декабре, "десятом"* месяце. Народы древности часто принимали во внимание только период земледельческих работ и пренебрегали остальным временем естественного года. Весь годичный период, от одной весны до другой, делился на части различной длины. Такие "месяцы", продолжительностью до 39 дней каждый, засвидетельствованы и для года Ромула (Рlut., Numa, 18; Lуdus, de mens., I, 16), и вообще для древней Италии (Censоr., 22, 6; 19, 6). Названия месяцев от марта до июня, по-видимому, относились к стадиям роста зерна и скота (см.: J. G. Frazer, The fasti of Ovid., JI, 1929, c. 8; J. Вауet, Histoire de la religion romaine, 1957, c. 89). Древние обычно приписывали введение этого календаря Нуме Помпилию (и связывали недостатки календаря с его последующими изменениями -- см.: Сic., de leg. II, 12, 29). Современные ученые большей частью приписывают введение календаря децемвирам (середина V в. до н. э.). Но последние, скорее, выработали лишь систему добавлений к календарю для согласования с солнечным годом (интеркаляций) (Macrob., I, 13, 21). С другой стороны, календарь был связан с капитолийским культом: календы были посвящены Юноне, а иды -- Юпитеру42. Расхождение этого календаря с солнечным годом было столь очевидным, что уже примерно в 450 г. до н. э. децемвиры пытались исправить всю систему (см. выше). В 191 г. до н. э. был принят закон М. Ацилия Глабриона об интеркаляциях. Но эти реформы не помогали. Выдвигалось много других предложений подогнать календарь к солнечному году (Маcrob., I, 13; Liv., I, 19; ср.: Ideler, II, с. 69; Ginzel, II, с. 253), но, очевидно, они так и не были приняты римлянами (Моmmsen, c. 44). По всей видимости, римляне в какое-то время отказались от схематических дополнений календаря и, так же как в Афинах ив других греческих городах (см. стр. 26), дополняли год тогда, когда в этом возникала необходимость. Со времени Второй Пунической войны и до реформы Цезаря в 45 г. до н. э. понтифики регулировали календарь по своему усмотрению. Так же как и греки (см. стр. 29), римляне стремились к тому, чтобы определенные жертвоприношения совершались соответственной одно и то же время года (Quod ad ternpus ut sacrificiorum libamenta serventur fetusque peeum... diligenter habenda ratio intercalandiest.-- Cic., de leg., II, 121, 29)**. В действительности интеркаляций стали орудием политиков в их борьбе за власть и часто производились произвольно, без учета времени года.
* Ср. лат. decem -- "десять", december -- "десятый" (о месяце).--Прим. пер.
** Что касается времени, когда должны приноситься в жертву первые плоды земли и молодой скот... то следует тщательно совершать интеркаляцию. -- Прим. пер.
Это отразилось в формулировке одного из условий контракта, приведенной Катоном (Сatо, de agr., 150): si intercalatum erit*. В 50 г. до а. э. Цицерон 13 февраля еще не знал, будет ли 23 февраля вставлен добавочный месяц (Cic., at Alt., Y, 21, 3), в 70 г. до н. э. он объяснил своим слушателям, что озабоченность греков по поводу подгонки своего календаря к движению Солнца -- всего лишь чудачество (Сiс., Verr., II, 2, 129). Римский календарь и в самом деле не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны, но "ging vielmehr ganzlich ins Wilde"** (Mommsen).
* Если год будет дополнен.-- Прим. пер.
** Скорее полностью блуждал наугад.-- Прим. пер.
По-видимому, все попытки установить четкие циклы интеркаляций для этого календаря напрасны (см.: Idеlеr, Lehrbuch, с. 309; Моmmsen, c. 44). Имеющиеся случайные свидетельства, как уже отмечалось, позволяют сделать только общее заключение о том, что в период между Первой Пунической войной (264 г. до н. э.) и Второй (218 г. до н. э.) римский календарь более или менее соответствовал юлианскому, отставая от него, возможно, на несколько недель; что во время Второй Пунической войны при Ганнибале дополнениями к году пренебрегали, так что к 190 г. до н. э. римский календарь опережал юлианский на 117 дней; что это расхождение уменьшилось до 72 дней в 168 г. до н. э., т. е. в прошедшие 22 года интеркаляций производились 12 раз. Можно предполагать, что во времена Гракхов календарь был почти согласован со сменой времен года, что видно по датам военных кампаний за период примерно со 140 до 70 г. до н. э. При Цезаре, однако, дополнения к календарю опять не делались: в 46 г. до н. э. отставание составляло 90 дней.
Эти сведения об использовании римского календаря во II в. да н. э. заимствованы у Дж. Де Санктиса43. Мы должны подчеркнуть, что имеющейся информации недостаточно для общих выводов. Есть только два астрономических соответствия: солнечное затмение 14 марта 190 г. до н. э. наблюдалось в Риме 11 июля (по римскому календарю) (Liv., XXXVII, 4, 4) и лунное затмение 21 июня 168 г. до н. э. наблюдалось в Риме 4 сентября (по римскому календарю) (Liv., XLIV, 37,8). Кроме того, из условий контрактов (Сatо, de agr., 146) того времени следует, что урожаи зерна и маслин собирались своевременно, в конце мая и в ноябре соответственно. Возможно, в контрактах указывался "идеальный" месяц, который не зависел от причуд официального календаря (ср. стр. 19), но битва при Campi Raudii*, близ г. Верцеллы, 30 июля (римского календаря) 101 г. до н. э. действительно произошла в день летнего солнцестояния (Рlut., Marius, 26).Многочисленные даты, которые дошли до нас со времен Цезаря, не могут быть с уверенностью переведены в даты юлианского календаря (ср.: Ginzel, II, с.273; J.Carcopino, Cesar, 1936, с.696).
* Название равнины, на которой Марий нанес поражение кимбрам.--Прим. пер.
ЮЛИАНСКИЙ ГОД
Цезарь не переделывал римский календарь, но просто отказался от него и установил взамен постоянный солнечный календарь из 365 1/4 дня, который соответствовал временам года. Он с полным правом сказал, имея в виду календарные схемы греков: "Юлианский год не будет превзойден календарем Эвдокса" ("Nec meus Eudoxi vincetur fastibus annus" * -- Luсan, X, 187). В 46 г. до н. э. Цезарь добавил к году 90 дней для того, чтобы месяцы вновь совпали с соответствующими временами года (см.: A. Rehm, -- RE, III А, стб. 1153). C 1 января 45 г. до н. э, (Т. Rice Holmes, Roman Republic, I, 1923, с. 339) в силу вошел год из 365 дней и месяцы такой же длины, как и в настоящее время. Десять дополнительных дней в счет предшествовавшего 355-дневного года были добавлены в конце различных месяцев, так что привычные даты празднеств не сдвинулись (см.: A. Rehm, -- "Epitymbion fur H. Swoboda", 1927, с. 225). Например, празднество, отмечавшееся 21 декабря, не было сдвинуто во времени, хотя обозначение этой даты вместо X Kal. Jan. (X день до январских календ) изменилось на XII Kal. Jan. (XII день до январских календ), поскольку в месяце стал не 29, а 31 день.
*Букв.: "И мой год не будет побежден фастиями Эвдокса".-- Прим.пер.
Каждый четвертый год добавлялся дополнительный день после дня VI Kal. Mart. (= 24 февраля), и этот день назывался bis sextum Kal. Mart.* Во времена поздней империи дополненный год назывался annus bissextus, откуда происходит наше "високосный".
*Дважды шестой (день) до мартовских календ.-- Прим. пер.
После смерти Цезаря понтифики по ошибке добавляли дополнительный день каждые три года, так что Августу с 9 г. до н. э. пришлось в течение 16 лет не дополнять год. Только начиная с 8 г. н. э. юлианский календарь функционировал нормально (Macrob., Sat., I, 14, 4; ср.: M. Hoffmann, Caesars Kalender, 1934; G. Radiсe, -- RhM, 1960, c. 178).
На западе Римской империи юлианский календарь был введен без изменений, но в восточных провинциях, где греческий язык был официальным языком римской администрации, новое исчисление времени в отношении начала года, названий и продолжительности месяцев обычно приспосабливалось к местным обычаям. Например, 6 января в Риме приравнивалось к 11 тиби, 6 авдиная, 14 юлоса и т. д. в разных местностях (Ерiрhаn., Раnаr, 51, 24; ср.: Моmmsen, RStR, III, c. 755).
Имперское правительство вводило солнечный год постепенно и, как кажется, согласуясь с местными властями. Первым греческим городом, принявшим реформу Цезаря в 46 г. до н. э., был, по-видимому. Саламин (на Кипре) (см.: G. Jerphaniо n, L'Antiguite classique, 1932, с. 21). В Египте Август в 26 г. до н. э. преобразовал египетский подвижной год (см. выше, стр. 35), добавив шесть дополнительных дней каждые четыре года (3, 7, 11 и т. д. гг. н. э.). Начиная с этого времени александрийский год, как он назывался, всегда начинался 29 августа. В провинции Азии юлианский год был принят около 9 г. до н. э., а Новый год совпадал здесь с днем рождения Августа -- 23 сентября (U. Laffi, -- "Studia classica et orientalia", 17, 1966, c. 1--99; D. Magie, Roman Rule in Asia Minor, 1950, c. 1343). Гален примерно в 160 г. н. э. утверждал, что в провинции Азии и у "многих народов" употребляется солнечный год (Нiрроcr., Epid., VII, 1, 21, 23, ed. Kuhn). Неюлианские календари тем не менее частично сохранялись в западных провинциях (Kubitschek, с. 136) и во многих районах на востоке. Римское правительство не навязывало официальный календарь греческим городам и восточным народам (например, иудеям), которые не желали отказываться от лунно-солнечного года. Такие города, как Эфес и Милет, придерживались старого календаря еще в эпоху императора Антонина (см.: D. Magie, ibid., с. 1343, прим. 40). В Сардах еще в 459 г. н. э. лунно-солнечный календарь существовал наряду с юлианской системой исчисления времени (CIG, N 3467 ар. Кubitsсhek, --DWA, LVII, 3, 1915, c. 93; двойная дата - V. Kal. Mai (27.IV) = 4 десия). Веками после введения юлианского (александрийского) года в Египте народ продолжал считать время по "старому стилю" (kat arkhaioys), т. е. согласуясь с подвижным календарем (см., например: U. W i lc k e n, Chrestomathie, 1912, N 497). Поздний папирус VI или VII в. н. э. приводит приблизительные соответствия между римскими (юлианскими) и александрийскими (юлианскими) месяцами: сентябрь = тот и т. д. (Н. Gundеl, -- АРГ, 1956, с. 13). Римский город (муниципий) в Болгарии Никополь на Истре придерживался юлианского календаря (см.: G. Michailov, Inscriptiones graecae in Bulgaria repertae, II, 1958, № 669). Вольный город Фессало-ники также пользовался юлианским годом (Ginzel, III, с. 7), но Одесс (Варна), провинциальный город во Внутренней Месии, еще в январе 215 г. н. э. придерживался лунно-солнечного календаря, который, по крайней мере в это время, совпадал с фазами Луны (L. Rоbеrt, -- RPh, 1959, с. 210). В 229 г. документ из Македонии датирован по юлианскому календарю, но добавлена "греческая" дата (15 панема) (см.: L. Rоbert, --REG, 1970, с. 400). Юлианский календарь не был принят и в Боспорском царстве (см.: Corpus Inscriptionum Regni Bosporani, 1965, N 845). В большинстве городов, однако, лунный календарь был нарушен. Так, например, в Тире, на северном берегу Черного моря, 30 артемиеия в 182 г. н. э. соответствовало 27 апреля (конъюнкция приходилась на 1 мая), а 8 левеона в 201 г. н. э. соответствовало 17 февраля (конъюнкция: 22 января) (Inscriptions Ponti Euxini, I, 1916, № 2, 4). В Геразе (Палестина) македонский лунно-солнечный год был также запутан (G.B.Welles ар. С. Кraeling, Gerasa, 1938, с. 476). Иногда несоответствие с солнечным годом было столь велико, что вызывает замешательство. В палестинском документе 124 г. н. э. 19 декабря фигурирует как эквивалентное 15 дистра. Но месяц дистр должен был бы приравниваться к марту юлианского календаря (см.: Р. Вenоit, -- "Discoveries in Judaean Desert", II, 1961, N115).
История распространения юлианского года еще не написана, но благодаря солнечному году стал популярным и культ Солнца (М. P. Nilssоn,-- ARW, 1932, с. 166 = его же, "Opusculа", I, с. 462; S. Weinstосk, -- JRS, 1948, с. 37). Значение этого культа в поздней Римской империи подтверждается тем фактом, что церковь перенесла дату рождения Христа на "день рождения непобежденного солнца"* (dies natalis solis invicti; ср.: В. Воtte, Les origines de la Noel, 1932).
* Имеется в виду день зимнего солнцестояния (25 декабря).-- Прим. пер.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 677;