ГЛАВА ПЕРВАЯ КАЛЕНДАРЬ 2 страница
* Только в вавилонском делопроизводстве. В самой Персии употреблялся местный календарь, который отличался от вавилонского лишь по названиям месяцев, но не по своим принципам. -- Прим. ред.
** Только в государственных канцеляриях. Наряду с вавилонскими сохранялись и местные календари.-- Прим. ред.
После падения Ахеменидской империи Селевк I продолжил традиции Ахеменидов. Он приказал заменить "сирийские" (вавилонские) названия месяцев македонскими (Malalas, Oxon., с. 257). При дворе Селевкидов и у греческих поселенцев нисану стал называться артемисием и т. д. Позднее селевкидской системой воспользовались парфянские цари 22.
Нам неизвестно, упорядочивали Селевкиды дополнительные месяцы в календарях подвластных городов или нет. Когда греческие города стали независимыми, они могли изменять систему счисления времени по своему усмотрению. В результате к тому времени, когда римские императоры вводили юлианский календарь (см. стр. 43), 1 диоса в Аскалоне соответствовало 1-му апеллая в близлежащей Газе и отставало на девять дней от 1 диоса в Тире (табл. 2 на стр. 44).
Однако два гороскопа из Дура-Эвропоса, монеты, чеканенные в Селевкии на Тигре, свидетельство Иосифа, который приравнивает нисан к ксантику, а диос к мархешвану (вавилонскому арахсамну), и некоторые другие факты, в том числе и то немаловажное обстоятельство, что в юлианском календаре Антиохии первым месяцем года был соответствовавший октябрю гиперберетай, -- все эти данные свидетельствуют о том, что начиная с I в. н. э. македонские месяцы отставали от вавилонского календаря на месяц: т. е. диос соответствовал теперь не седьмому месяцу вавилонского календаря, а восьмому. Мы не знаем, когда, как и почему это случилось. В парфянской империи подмена произошла, по-видимому, между 17 и 31 гг. до н. э. Одного лишнего дополнительного месяца, вставленного по какой-то причине парфянским царем, было достаточно для того, чтобы нарушить последовательность македонских месяцев. Но ведь ни иудеи Палестины, ни Антиохия в Сирии не были подвластны Аршакидам 23.
Перечисленные причуды местных календарей иногда были обусловлены произвольными дополнениями. Календарь являлся, однако, частью соответствующей религиозной системы. Так, например, законы Моисея связывали начало нового месяца с появлением молодой Луны, а распорядок церковных служб в Иерусалиме зависел от времени созревания ячменя (Левит, XXIII, 10; Исход, XII, 2). Произвольный или же предварительный расчет лун в Вавилоне должен был то и дело не совпадать с появлением молодой Луны в Иерусалиме и с созреванием хлебов в Иудее. Таким образом, религиозный календарь Иерусалима разошелся с официальным счислением времени. Месяцы и дни (см.: S. Gandz, -- JQR, 1949, с. 264) вставлялись так, как это было удобно, хотя наукой "вычислителей календарей" и не пренебрегали. Вплоть до II в. н. э. иудейская администрация, когда в том возникала нужда, производила дополнения к году: "Поскольку голуби еще малы, ягнята еще слабы, а [ячменный] хлеб еще не созрел..., я решил прибавить к году еще тридцать дней".
Неизвестно, когда и как была установлена новая система. Члены секты, оставившей рукописи Мертвого моря, отказались принять ее и пользовались своим собственным схематическим календарем для "правильного счисления времени" религиозных празднеств 24.
Таким образом, официальный "непогрешимый" календарь Иерусалимского храма уже в I в. до н. э. использовался с исправлениями. Поэтому невозможно вывести по какой-либо календарной схеме ни дату последней пасхи Христа, ни дату распятия (фактически во всем Новом завете нет ни одной календарной даты: дня и месяца или хотя бы названия месяца). Позднее, но не ранее IV в. н. э., иудейская администрация приняла принцип предварительного расчета календаря литургического года и переняла ту же вавилонскую циклическую схему, с помощью которой упорядочивался и гражданский календарь 25.
Следовательно, современный иудейский религиозный календарь с вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой упорядочения дополнительных месяцев является все той же вавилонской 19-летней циклической системой, хотя и с некоторыми незначительными изменениями. "Изящество" этого способа счисления времени превозносилось И. Скалигером, основоположником хронологии как науки (De emend. tempor, 1583, с. 294). По тем же религиозным причинам лунно-солнечный календарь продолжал использоваться на Востоке, несмотря на введение юлианского календаря (см. стр. 43). На Ближнем Востоке не солнечный год Цезаря, но чисто лунный мусульманский календарь фактически положил конец употреблению циклического (вавилонского, селевкидского) счисления времени.
ГРЕЧЕСКИЕ КАЛЕНДАРИ
Греки шли своим путем. Ранняя история греческого календаря практически неизвестна. Чтение нескольких названий месяцев в микенских и кносских текстах, написанных до 1200 г. до н. э., недостоверно, да и будь оно достоверным, это не очень помогло бы хронологам. Слово menaV, по-видимому, означает, что эти месяцы были лунными. Гомер умалчивает о каком-либо календаре. От Гомера мы узнаём, что появление новой Луны (Od., XIX, 306) сопровождалось празднеством (Od., XX, 156), но он не упоминает названий месяцев и не считает число месяцев в году, хотя счисляет число (лунных) месяцев беременности (Il. XIX, 117; ср. Hymn. Merc., 11). По-видимому, год у Гомера заключался в периодической смене сезонов: по мере протекания года возвращаются те же сезоны (Od., XI, 294; ср.: Hes., Th., 58; Op. 561). Гимны Гомера и Гесиод свидетельствуют о наличии в древности такого же примитивного календаря. Гесиод перечисляет дни между "прибыванием" и "убыванием" Луны, но он же перечислял и все дни в течение месяца ("29" triseinada -- Op. 814) и упоминал "срединные" дни месяца 26.
Нам неизвестно, как и когда началось использование более поздней календарной системы, в основе которой лежит лунно-солнечный год с месяцами, названными по празднествам и разделенными на декады. Предположение27 о том, что реформа календаря была проведена в Дельфах в VIII (?) в. до н. э., не может быть ни доказано, ни опровергнуто. Достоверность этого предположения уменьшается еще и потому, что в источниках не упоминается о подобной деятельности Дельфийского оракула.
Названия месяцев обычно происходят от названий празднеств, отмечавшихся в соответствующем месяце. Так, например, месяц, в который происходил праздник ленеи, в честь Диониса, назывался ленеон и т. д. Число месяцев в году и дней в месяце указывалось только в некоторых эллинистических календарях (см., например: L. Robert, La Carie, II, 1954, с. 194; Е. L. Hicks, W. К. Рatоn, Inscriptions of Cos, 1891, Index V; P. Hегmann,-- DWA, 80, 1962, c. 8).
Чаще всего месяц делился на три декады и счет велся по дням в декаде28. Происхождение этого троичного деления, которое использовалось уже Гесиодом (стр. прим. 26), неизвестно (см.: Ginzеl, II, с. 319; Е. Gjеrstad , Opuscula Atheniensia, I, 1953, c. 187).
Проблема разной продолжительности видимых периодов обращения Луны решалась в Греции следующим образом: "Для деловой и общественной жизни (pros ten politiken agogen) продолжительность месячного периода была округлена до 29 1/2 дней, так что два месяца составляли 59 дней. Гражданские месяцы (hoi kata polin) считались поэтому либо полными (pleres), т. е. состоящими из 30 дней, либо пустыми (koiloi), т. е. состоящими из 29 дней (Gem., 8, 3). Таким образом, синхронизация с Луной была утрачена, и грекам приходилось различать гражданскую "новую луну" (noymenia), т. е. первый день месяца, и настоящее новолуние (noymenia kata selenen) (см.: Тhuc., II, 28). Ничто не поясняет религию греческого полиса лучше, чем тот факт, что празднества в честь богов отмечались по гражданскому календарю (см. стр. 31). У греков не было жреческой касты, которая могла бы противиться такому упорядочению календаря. Мы не знаем, когда греки ограничили продолжительность года 12 лунными месяцами. Гомеру, конечно, было известно, что существует еще и солнечный год (например, Od., XIX, 306), но ни он, ни Гесиод не упоминают о том, что солнечному году соответствует определенное число месяцев. Нам также неизвестно, пользовались ли греки первоначально такими же произвольными дополнениями к календарю, как вавилоняне (см. стр. 20). Древнейший способ дополнения календаря (интеркаляции) для согласования его с солнечным годом, известный Гемину (см.: 8, 6), очень примитивен, однако он уже достаточно рационален: "Древние вставляли дополнительный месяц через каждый год" 29. Это соответствует и чередованию полных и пустых месяцев. Два лунно-солнечных года такого типа содержат 25 месяцев, т. е. примерно 737 дней, вместо 730 1/2 дней двух солнечных лет. Тем не менее население греческих городов (Неrod., II, 4; Сеnsоr., 18), так же как и римляне (стр. 38), было вполне удовлетворено таким способом упорядочения лунного календаря в соответствии с солнечным годом. Македонцы ввели такую же двухгодичную систему в Египте и придерживались ее еще в эпоху Эратосфена и Архимеда (стр. 34). Упомянув о двухгодичном цикле календаря в Греции, Гемин (8) продолжает: "Поскольку дни и месяцы не совпадали с фазами Луны, да и годы не шли в ногу с движением Солнца, древние пытались определить период, который с точки зрения лет совпадал бы с Солнцем, а с точки зрения месяцев и дней -- с Луной". В действительности и лунные месяцы, и солнечный год могут быть сведены к одной единице измерения времени, т. е. к дню. Рассматриваемый цикл дополнений к календарному году является попыткой свести число дней в солнечных годах и в лунных месяцах за определенный период к равному количеству. Соотношение это легко подсчитать: 29,3 : 365,25 ~ 1 : 12 ~ 2 : 25 ~ 3 : 37 ~8 : 99 ~11 : 136 ~ 19 : 235. Гемин сообщает: "Первый период, созданный ими, был octaeteris (или восьмилетний цикл), который содержал 2922 дня, или 99 месяцев, или же 8 лет, из них 3, 5 и 8-й год были дополненными". С другой стороны, как сообщает тот же Гемин (8), 8 лет содержат 2922 дня, но 99 лунных месяцев содержат 2923 1/2 дня. Таким образом, за 16 лет octaeteris отстанет от фактического движения Луны на три дня. Соответственно была предложена новая схема: 19-летний цикл из 235 месяцев, включая семь дополнительных месяцев, или из 6940 дней. 19-летний цикл был предложен в 432 г. до н. э. астрономом Метоном, но его высмеял Аристофан (Aves, 995). Эта схема была затем улучшена Каллиппом в 330 г. до н. э. и Гиппархом в 125 г. до н. э. Астрономы использовали эти циклы в своих расчетах (В. L. van der Waеrden, -- JHS, 1960, с. 169), а 19-летний цикл Метопа имел большое практическое значение для составления народных календарей, содержавших прогнозы погоды. Когда Арат (750) упоминает Метона, он ничего не сообщает об использовании цикла Метона в календарях, а говорит лишь об истинном откровении, которое звезды излучают на людей, в особенности на моряков, сообщая им об изменениях погоды. Очень многие греки, как сообщает Диодор (ХII, 36), в его дни пользовались периодом Метона (о греческих астрономических циклах см.: Samuel, с. 33-51).
Исходя из сообщений Гемина о развитии циклических систем календаря и из параллельных свидетельств Цензорина, современные ученые долгое время верили, а некоторые и сейчас продолжают верить в то, что греческие города постоянно и послушно следовали правилам дополнения лет, которые предлагались астрономами. Но Гемин, который иногда и сообщает о "гражданском" календаре (стр. 24), нигде не указывает на то, что 8-летний, 16-летний или же другие подобные календарные циклы использовались в городах. Тот простой факт, что греки зачастую удлиняли продолжительность года путем добавления частей месяца, частей дня или дней, а иногда и сокращали год таким же способом (стр. 27), исключает мысль о возможности принятия греческими полисами какой-либо астрономической системы дополнений календарного года. Магистраты, занимавшиеся приведением лунных месяцев в приблизительное соответствие со сменой времен года, могли использовать предложенные астрономами циклы в качестве нормы, по которой можно было сверять изменения в календаре.
До середины III в. н. э. у греков и иудеев был еще принят довольно примитивный octaeteris (см.: Africanus, ap. Hieron. ad. Daniel, 9, 24-7; PL XXV, 524). На этом же 8-летнем цикле основывалось и вычисление сроков пасхи в Александрийской церкви (Еus., H.E., VII, 20) примерно до 277 г., когда был наконец принят 19-летний цикл. Принятый в Риме в 525 г. 19-летний цикл применяется до сих пор для вычисления сроков пасхи(см. Е. Schwartz, ? ZNTW, 1906, с. 64).
Магистраты греческих городов, так же как и соответствующие им органы в Риме (стр. 40) и Вавилоне (стр. 19), приказывали вставлять дополнительные месяцы в календарный год в соответствии с необходимостью, иногда руководствуясь советом астрономов, а иногда и нет. На Самосе в III в. до н. э. в году было четыре вставных месяца (Gh. Michel, Recueil d'inscriptions grecques, 1899, N 899). Цензорин, писавший в 238 г., когда юлианское летосчисление было принято большинством греческих городов, объясняет бессистемность доюлианских лунно-солнечных календарей тем, что истинная продолжительность солнечного года была в точности неизвестна. Действительно, Гиппарху (ок. 125 г. до н. э.) все еще приходилось возражать тем астрономам, которые считали, что промежуток времени, за который Солнце проходит путь между одним и тем же солнцестоянием, составляет ровно 365 1/4 дня (Рtоl., Almag., III, 3). Самому Гиппарху была известна почти точная продолжительность года: 365 1/4-1/300 полного дня, -- что менее чем на 7 мин. превышает среднюю продолжительность тропического года (ср.: Т. Неath, Aristarchus of Samos, 1913, с.297). Тем не менее он признавал возможность ошибки в наблюдениях, которая, по его мнению, могла достигать 3/4 дня во время солнцестояния и 6 час. во время равноденствия. Да и Птолемей, который ссылается на Гиппарха, также не мог с достоверностью установить продолжительность солнечного года (Almag., III, 1, 1), а астролог Веттий Валент (IX, 11) ок. 155 г. н. э. (ср.: О. Nеugеbauer, -- НТК, 1954, с. 65) приводил величины продолжительности года, превышающие 365 1/4 дня (ср.: O. Nеugеbauer, -- "Rivista degli studi orientali", 1949, с. 92).
"Igitur cum tanta inter viros doctissimos fuerit dissensio, quid mirum si anni civiles, quos diversae civitates rudes etiam tum sibi quaequae statuebant, tam inter se discrepent quam cum illo natural! non congruant"* (Censor., 19,4). В результате, как говорит Цензорин, взаимосвязь между одними и теми же, в сущности, месяцами в разных городах нарушалась случайными дополнениями, а также частыми переименованиями (напр., в Аргосе: Тhuс., V, 54; Xen., Hell., IV, 7,2; V, 1, 29; в Спарте: Рlut., Agis, 16; в Македонии: Plut., Alex., 16). Об отсутствии постоянного календаря свидетельствует также оговорка, встречающаяся в дошедших до нас договорах: "если будет добавлен месяц" [например, IGRR, IV, N949 (Хиос); ABSA, XXII, 1916-1918, с. 196 (Миласа); ср. также: W. К. Pritсhеtt, -- CPh, 1947, с. 235; его же, -- ВСН, 1957. с. 277]. Фессалийский месяц тиос одно время совпадал с дельфийским месяцем эндиспойтропиом (GDI, 17200), а затем -- с дельфийским месяцем бисием (Fouilles de Delphes, -- G. Со1in, Inscriptions du tresor des Atheniens, № 213). В документе (подделанном в эллинистический период) в Dem., XVIII, 157, македонский месяц лоос приравнивается к афинскому боэдромиону, хотя в принципе он соответствовал гекатомбеону.
При этом, как утверждает Цензорин, календарь часто отставал от солнечного года. 12 лунных месяцев были длиннее, чем 12 греческих месяцев (которые составляли 6*30 + 6*29
= 354 дня) на 0,36707 дня, так что для того, чтобы лунные месяцы совпадали с фазами Луны, необходимо было добавлять 3 дня каждые 8 лет. Но это, в свою очередь, нарушало соответствие календаря Солнцу. Цицерон пишет: "Est consuetude Siculorum ceterorumque Graecorum, quod suos dies mensesque congruere volunt cum solis Lunaeque ratione, ut non numquam, si quid discrepet, eximant unum aliquem diem aut summum bi-duum ex mense... item non numquam uno die longiorem mensem faciunt aut biduo"** (Cic., Verr., ii, 2, 129).
* "Таким образом, когда и среди ученейших мужей был такой разнобой во мнениях, то что удивительного в том, что гражданские годы, которые устанавливали у себя различные нецивилизованные государства, настолько расходились между собой, что не соответствовали уже естественному году". -- Прим. пер.
** "У сицилийцев и других греков, которые хотят, чтобы их дни и месяцы были согласованы с движениями Солнца и Луны, есть обычай устранять случайные несоответствия путем сокращения месяца на один день или же самое большее на два дня... Иногда они также удлиняют месяц на один или два дня".-- Прим. пер.
Получавшуюся путаницу в счислении месяцев можно проиллюстрировать высказываниями греческих авторов. Аристоксен, ученик Аристотеля, чтобы объяснить разногласия теоретиков в вопросе о музыкальных гаммах, сравнивает их с состоянием греческих календарей: "Десятый день месяца у коринфян -- это пятый день у афинян и восьмой у кого-нибудь еще" (Elem. harm., II, 37). Три века спустя Диодор (I, 50) объяснял своим читателям, что в Египте фиванцы не добавляют месяцы и не сокращают дни в году, как это делает большинство греков. Два века спустя Плутарх отмечал, что в различных греческих городах начало и конец месяца не совпадают (Arist., 19). Остряки говорили, что в г. Абдере, глупость обитателей которого вошла в поговорку, у каждого был собственный глашатай который объявлял о появлении новой Луны только своему хозяину (Athen., VIII, 41, с. 349b; ср.: Corpus Paroemiogr. Graec., I, App. 2, N61 и Кратет, ар. Athen., III, 117b (о Кеосе).
Фактическая последовательность календаря в различных греческих городах остается неизвестной. Авторы, естественно, упоминают только об исключительных случаях (например, о том, что Александр передвинул календарь на один день назад --Рlut., Alex., 25), поэтому двойные даты дошли до нас совершенно случайно и бессистемно. Беотийский месяц панамос в принципе соответствовал афинскому метагитниону. Битва при Платеях (479 г. до н. э.) произошла 27 панамоса по беотийскому календарю, но 4 боэдромиона по афинскому; в это время начало афинского месяца отставало на 7 дней по сравнению с началом месяца у беотийцев (Рlut., Arist., 19; Сamill., 19; ср.: M. P. Ni1ssоn, De Dionysiis Attics, Diss., Lund, 1900, c. 7). В 423 г. до н. э. 14 элафеболиона в Афинах соответствовало 12 герастия в Спарте; в 421 г. до н. э. 25 элафеболиона соответствовало 27 артамития, месяца, который предшествовал герастию (Тhuс., IV, 119; V, 19). Спартанский месяц мог отставать от Луны на 9 дней (Herod., VI, 106; ср.: Рritсhett, -- ВСН, 1957, с. 278). Иногда, но редко, случалось, что два города соглашались начинать месяцы в один и тот же день [Кносс и Тилисс ок. 450 г. до н. э. (Тоd, I, N33)]. Эта путаница сохранилась и в эллинистический период. В собрании писем, приписываемых Фемистоклу (Ер., 7, 1), говорится, что последний день афинского боэдромиона -- это "тот же день", что и 10 панемоса в Коринфе; разница, таким образом, составляла 10 дней. Во II в. до н. э. в г. Танагра первый день месяца туиоса (Thouios) был по лунному календарю, kata de ton theon*, одиннадцатым днем следующего месяца -- гомолойоса (IG, VII, N517). Закон Стимфалии, относящийся к III в. до н. э., устанавливает последнюю возможную дату для судебного разбирательства: "до десятого дня [месяца] согласно луне" --"kata sel[anan]", (IG, V, 2, N 357). У каждого из городов Эвбейкой лиги около 290 г. до н. э. был свой календарь (например: menos Lenaionos hos Khalkideis agoysi)**. Лига решила, что месяцы должны быть одинаковой продолжительности, но в то же время каждому городу разрешалось добавлять до трех дней дополнительно (IG, XII, 9, N 207; Suppl., N 178). В Критской конфедерации 20-е число месяца на Кноссе однажды совпало с 4-м в г. Гортина (IG, XII, 3, N 254). В то же время в 116 г. до н. э, месяцы протекали параллельно на Кноссе, Латоне и Олусе (Syll., N 712). Так же обстояло дело в Эфесе и Смирне около 100 г. до н. э. (OGIS, N438, 90). Разница между календарями Милета и Магнесии в 196 г. до н. э. составляла только один день (Syll., N588). Путаница в греческом календаре кажется нам странной, но календарь ведь такая же условная вещь, как веса и меры. Каждый полис имел свой способ исчисления времени, так же как свои названия месяцев и свои числительные. Так, например, афиняне сохраняли акрофониче-ское обозначение цифр (при котором D значила 10) примерно до 100 г. до н. э. (см.: М. N. Тod, -- ABSA, 1950, с. 126). У афинян было не больше причин беспокоиться о расхождениях между их календарем и, скажем, календарем Спарты, чем у француза по поводу того, что всюду во Франции часы показывают парижское время, т. е. среднее время по Гринвичу (с 1911 г.), из-за чего, например, в Безансоне 1 ноября официальное время на 40 мин. отстает от солнечного (ср.: Р. Сoudеrс, Le Calendrier, 1961, с. 125).
* По указанию божества. -- Прим. пер.
** "Месяца левеона ведут [счет], как халкидяне". -- Прим. пер.
Моисей (Бытие, I,14) и Платон (Timaeus, 38с) были согласны в том, что бог поместил светила на небесный свод в качестве мерил времени. Поэтому, как утверждает. Гемин (Elem. astro., 8), тот принцип, что жертвы должны приноситься по обычаям предков, все греки связывали с тем, что "они должны сохранять в годах согласие с Солнцем, а в днях и месяцах-- с Луной". В результате соблюдения такого исчисления все жертвоприношения будут совершаться в должное время. Греки (Рlatо, Leg., VII, 809d) и иудеи (стр. 22) придерживались по этому поводу одного и того же мнения.
АФИНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Афинский календарь классической эпохи известен нам гораздо лучше, чем способы исчисления времени в других греческих городах30. Во-первых, имеется гораздо большее количество документов. Во-вторых, список архонтов (гл. II, стр. 63) позволяет определить год составления документов по юлианскому календарю. В-третьих, афиняне пользовались одновременно двумя официальными системами датирования: гражданским лунно-солнечным календарем и системой исчисления, применявшейся пританами. Пританы составляли рабочий комитет Совета (Boule), который управлял Афинами определенный период года. "Совет Пятисот избирается по жребию, по пятьдесят человек от каждой филы. Члены каждой филы исполняют обязанности пританов по очереди, порядок очередности определяется жребием. Первые четыре служат по тридцать шесть дней каждый, последние шесть по тридцать пять. [Это составляет 354 дня для десяти пританов.] Потому что они счисляют годичный период [Совета] по Луне". Это утверждение Аристотеля (Ath. Pol., 43, 2) относится к его времени и к периоду примерно после 408 г, до н. э. (Meritt, с. 215; ср.: W. К. Pritchett, -- BCH, 1964, с. 473). Продолжительность работы Совета до этой даты точно неизвестна. По одной счетной записи (IG, I, N324 = Тоd, I, N 64) было сделано заключение, что в 426/5-423/2 гг. до н. э. четыре года пританов насчитывали 1464 дня (ср. IG, 1,155; Ginzel, II, с.80). Однако некоторые цифры в этой надписи на камне не сохранились, а восстановления их сомнительны31.
Совет, видимо, приступал к своим обязанностям совместно с архонтом 1 гекатомбеона, но в 410 г. до н. э. срок его полномочий истек 13 скирофориона (А г i s t., Ath. Pol., 32), т. е. примерно на 15 дней раньше конца года архонта в 411/0 г. до н. э.
После Аристотеля с 307/6 по 224/3 г. до н. э. было 12 смен фил. На протяжении этого времени периоды деятельности пританов, по-видимому, совпадали с месяцами гражданского календаря (см.: Pollux, VIII, с. 115; Meritt, с. 135). С 223/2 по 202/1 г. до н. э. было 13 смен, в 201/0 г. до н. э. --11 и с 200 г. до н. э. до времени Адриана -- снова 12.
В классических Афинах счет времени по пританам был как бы рабочим календарем правительства. Например, перемирие 423 г. до н. э. было принято народным собранием, когда у власти были пританы из филы Акмантия (Тhuс. IV, 119). Народное собрание утверждало существующие законы на 11-й день периода службы первых пританов (Dem., 24, 25) и т. д. На основании такого же принципа счета времени составлялись и финансовые документы, в том числе об аренде горных разработок (М. Crosby, -- "Hesperia", 1950, с. 192). Государственный должник, который не внес платы к девятой смене пританов, терял свои гражданские права (Dem., 24, 87). Для общего определения времени применялся гражданский календарь, т. е. 12 месяцев года архонта. Так, например, говорили, что тот или иной брак заключен в месяце скирофорионе, когда архонтом был Полизел (367 г. до н. э.), или что документ о разводе был написан в месяце посидеоне, когда архонтом был Ти-мократ (364 г. до н. э.) (Dem., 30, 15)32.
Дошедшие до нас свидетельства показывают, что афиняне не пользовались ни циклом Метона, ни какой-либо другой системой правил для упорядочения официального календаря33, хотя, как полагал Петавий (Ideler, I, с. 318), расчет по циклам мог бы помочь магистратам в упорядочении календаря относительно движения Солнца (ср. стр. 26). В Афинах, как и в Сицилии (стр. 27), месяцы добавлялись по мере того, как в этом возникала необходимость. Например, около 420 г. до н. э. народ постановил, что архонт наступающего года должен вставить месяц гекатомбеон (IG, I, № 76). Даже еще во II в. до н. э. добавления месяцев производились так беспорядочно, что в двух годах, следующих один за другим, могли быть дополнительные месяцы (М. Тhоmрsоn, The New Style Silver Coinage of Athens, 1961, c. 612). Афиняне могли бы следовать принципу чередования полных и пустых месяцев (см. выше, стр. 24, и ср.: Meritt, с. 84). На практике же дни исключались (см.: W. К. Рritсhеtt, -- BCH, 1964, с. 460, 473) иди же добавлялись (W. К. Рritсhеtt,-- BCH, 1957, с. 276) произвольно. Основной причиной такой подгонки календаря было то, что большинство религиозных празднеств было закреплено в официальном календаре. Храм Дионисия в Лимнах мог быть открыт только раз в году, а именно 12-го числа месяца антестериона (Dem., 30, 15), и т. п. Законы, впервые опубликованные Солоном (Рlut., Solon, 25; Ni1ssоn, Kalender, c. 68), были записаны на камнях. Так, каждый мог прочесть, например, что жертвоприношения Куротрофу должны были совершаться демом (частью родовой общины -- филы) Эрхия на третий день месяца скирофбриона34.
Пренебрежение установленными датами было бы равносильно оскорблению богов. Однако можно было менять указанные даты в связи с движением небесных тел. Например, театральные представления во время празднества Великие дионисии должны были происходить на 10-й день элафеболиона (см.: L. Dеubnеr, Attische Feste, 1932, с. 142). В 270 г. до н. э. представления были по какой-то причине отложены. В связи с этим четыре дня, следующих за 9-м элафеболиона, считались вторым, третьим и четвертым "вставленным" 9-м элафеболиона: Еlаpheboliono[s] [e]natei histamenoy tetartei embolimoi (W. B. Dins-moor, -- "Hesperia", 1954, c. 299). Кроме того, афиняне могли переименовать месяц мунихион сначала в антестерион, а затем в боэдромион, чтобы дать возможность Деметрию Полиокрету во время его непродолжительного пребывания в городе познакомиться с малыми (празднуемыми в антестерионе) и большими (празднуемыми в боэдромионе) элевсинскими таинствами (Рlut., Demetr., 26). В то же время, поскольку народное собрание не созывалоеь по праздникам и несчастливым дням (Вusо lt --Swoboda, II, с. 988), искажения календаря могли быть на руку политическим деятелям. Если боги, как полагал Аристофан, жили по правильному времени, то афинский календарь часто заставлял их "ложиться спать без ужина" (Nubes, 618).
Таким образом, продолжительность определенного гражданского года или месяца должна была устанавливаться эмпирически, а предлагаемые схемы афинского гражданского года могут быть только гипотетическими. В этом отношении иногда могут быть полезны указания о годе пританов. Афинские документы часто имеют две даты: по гражданскому календарю и по календарю пританов. Сроки службы пританов были пронумерованы начиная с 394 г. до н. э., а дни смены пританов установлены начиная с 346 г. до н. э. Например, в указе приведено такое уравнение: 23-й день IX смены пританов = 11-му числу месяца таргелиона (Syll., 287). Таким образом, можно определить, был ли данный гражданский год вставным (продолжительность каждой смены пританов во вставном году увеличивалась). Например, в 333/2 г. до н. э. 29-й день I смены пританов падал на 9-й день второго месяца (метагитниона) гражданского года. Исходя из этого можно сделать вывод, что продолжительность I смены пританов составляла 39 дней (по меньшей мере); следовательно, 333/2 г. был дополнен (IG, II, N 338). С другой стороны, в 332/1 г. до н. э. 19-е элафеболиона, т. е. 225-й день обычного гражданского года, соответствовало 7-му дню VIII смены пританов (IG, II, № 345). Таким образом, I ? VII смены пританов содержали 248 дней, а весь год включал (248 : 7) х 10 = 354 (или 355) дней. Другими словами, 332/1 г. до н. э. был обыкновенным годом. Разумеется, одна из двойных дат может быть утрачена или же вообще не отмечена на камне (см., например: IG, II, № 337 -- о 333/2 г. до н. э.). Хотя в IV в. до н. э. год пританов и год архонта совпадали, мы не знаем юлианской даты для 1 гекатомбеона. Предположение, выведенное из Платона (Plato, Leg., VI, 767; ср.: Ginze1, II, с. 380) и все еще повторяемое современными учеными (например, W. К. Рritchett, -- CPh, 1959, с. 151), что начало официального года всегда совпадало с летней кульминацией Луны, остается недоказанным. Оно основано на том, что афиняне якобы старались на протяжении каждого официального года уравновесить вставленные и исключенные дни. Возможно, однако, что граждане Афин не были столь точны. Астрономические таблицы (parapegma; см. стр. 53) позволяли легко пренебрегать причудами официального исчисления времени. Сопоставить афинскую дату с юлианской можно лишь в исключительных случаях (см.: W. К. Рritchett, -- CPh, 1974, c. 235). Это утверждение справедливо и для астрономических данных [например, затмение 23 декабря 383 г. до н. э. произошло, когда архонтом был Фанострат в месяце посидеоне (Рtоl., Almag., IV, 11)], поскольку астрономы пользовались афинскими календарными названиями для своего идеального календаря средних лунных месяцев (см. стр. 53) (см.: В. L. van der Waerden, -- "Museum Helveticum", 1958, с. 106; его же, -- JHS, 1960, с. 172)35. Что же касается смен пританов, то их продолжительность изменялась, но никаких сведений об этих изменениях пока не обнаружено. Устойчивость, по крайней мере относительная, календаря пританов, может, быть, связана с его использованием в финансовых записях (см. стр: 30). Использование в деловой жизни схематического года из 12 месяцев по 30 дней (Th. Моmmsеn, Chronologie, 1883, с. 48; Sоntheimer, -- RE, XVI, стб. 16) также сглаживало неудобства гражданского года.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 894;