ГЛАВА ПЕРВАЯ КАЛЕНДАРЬ 1 страница
Современный календарь основан на видимом движении Земли вокруг Солнца, образующем "день" и "год". Современный месяц -- условная единица. Древние же, за исключением египтян и римлян, основывали свой гражданский календарь не только на движении Солнца, но и на фазах Луны4.
ДЕНЬ
Регулярное чередование дня и ночи является первоначальной мерой времени. Кельты и германцы вели счет времени на "ночи" (Caes., B. G., VI, 18; Tac., Germ., 11); Гомер считал время по "рассветам".
Из-за недостатка средств искусственного освещения рабочий день фактически совпадал со светлым дневным временем. Периоды темноты не принимались во внимание. Греческое слово hmera -- "день" имеет два значения: 1) период времени от восхода до захода солнца, 2) период времени от одного восхода до следующего восхода солнца (Geminus, Elementa astronomiae, 6)5. Те же значения имеет и латинское слово dies, наше слово "день" и соответствующие слова других языков. [Сложное слово nukthmeron -- "ночь и день", встречающееся, например, во Втором послании апостола Павла к коринфянам (XI, 25), не засвидетельствовано ранее I в. н. э.]. Итак, везде предполагалось, что день начинается утром. Так было в Греции и в Риме, в Вавилонии и в Египте, так принято и в нашем обиходе. Плиний писал: "Действительная продолжительность дня разными людьми воспринималась по-разному... простыми же людьми везде от рассвета до темноты" ("Ipsum diem alii aliter observare ... vulgus omne a luce ad tenebras" -- N. H. II, 188).
Но для нужд календаря за полный день считается обычно то, что принято соответствующими календарными системами. Народы, которые в качестве основной меры времени использовали лунные месяцы (см. стр. 14), например афиняне (Varro,
ap. Gell. Noct. Att., III, 2), галлы (Caes., B.G., VI, 18), германцы (Tac., Germ., 11), иудеи, считали за полный 24-часовой день период времени от одного вечера до следующего вечера. В английском языке как пережиток лунного календаря сохранилось выражение fortnight -- "две недели"*. Там же, где, как в Египте, календарь не зависел от Луны, началом дня было принято считать рассвет. Зороастрийцы, которые осуждали счет времени по Луне как ложный, утверждали, что день -- это период времени между двумя восходами (ср.: H.S. Nyberg, Texte zum Mazdayasnischen Kalender, -- "Uppsala Univ. Arsskritt", 1934, c. 11). Вавилонские астрономы, однако, исчисляли луны в полночь (O. Neugebauer, -- PAPhS, 107, 1963, c. 529).
По каким-то причинам, которые римлянам были уже неизвестны, римский dies civilis** также начинался в полночь (Plut., Quaest. Rom., 84).
Различные периоды естественного дня различались по движению Солнца (например, "утро") или же в соответствии с использованием дневного времени (например, "обеденное время"). Соответствующие греческие выражения собраны у Поллукса (I, 68), а латинские -- у Цензорина (24; ср.: W. Sontheimer, -- RE, IVA, стб. 2011). Требования войны вызвали разделение дня и ночи на стражи (phylakai, vigiliae). Вавилоняне, Ветхий завет и Гомер (II., X, 253; Od., XII, 312) различали три стражи днем и три другие стражи ночью, в то время как греки и римляне позднее приняли египетскую систему из четырех страж (Eurip., Rhes., 5), которая была также широко принята и в гражданской жизни для обозначения частей ночи (ср., например: Asclep., Anth. Pal., V, 150). Тем не менее в Иерусалиме при римлянах часы ночи различались по петушиному крику (см.: H. Cosmala, -- "Annual of the Shedish Theological Institute", II, 1963, с. 118). Деление на часы впервые отмечается в Египте. Уже примерно около 2100 г. до н. э. египетские жрецы пользовались системой из 24 час.: 10 час. дня, 2 часа сумерек и 12 ночных час. Эта схема, основанная на десятичном счете, около 1300 г. до н. э. была заменена более простой системой, в которой дню и ночи отводилось по 12 час. Вавилоняне также отводили дню и ночи по 12 час. Греки, согласно Геродоту (II, 109), усвоили эту систему от вавилонян. Греческое слово hora, от которого через латинское hora произошло и английское hour -- "час"***, первоначально значило "промежуток времени, пора, период", а позднее стало значить и "подходящее время; назначенное время" (например, Arist., Ath. Ро1., 30, 6; Sappho, ap. Hephaest. de re metr., 11, 3, -- D.L. Page, Poetae Melici Graeci, 1962, фрагм. 976 в значении "свидание любовников")****. Значение "час" впервые засвидетельствовано у греческого слова во второй половине IV в. до н. э. (Пифей в: Geminus, Elem., Astro., 6, 9; Arist., fr. 161). В это же время появляется и выражение "полчаса" (у Менандра).
* По происхождению букв, "четырнадцать ночей". -- Прим. пер.
** "Dies civilis" -- "гражданский день" (от полуночи до полуночи) в отличие от "naturalis dies" -- "естественный день". -- Прим. пер.
***Через посредство старофранц. hore (франц. heure -- "час"). -- Прим. пер.
****Таков же, как и у греческого слова, путь семантического развития русского слова "час" -- "пора, время" (ср. "Будет час, да не будет вас") в значении "единица измерения времени" (вероятно, калька с греческого). -- Прим. пер.
Час в древности был, однако, не 1/24 частью полных (астрономических) суток, как в настоящее время, а 1/12 частью фактического времени от восхода до захода или же от захода до восхода Солнца. Продолжительность часа, следовательно, колебалась в зависимости от широты и времени года.6 В зависимости от времени года час составлял 3/4 или же 5/4 нашего часа (таблицы соответствий см.: Ginzel, II, с.166; Kubitschek, с. 182). Днем часы отсчитывались от восхода Солнца, ночью -- от наступления темноты. Таким образом, седьмой час примерно соответствовал нашему полудню (или полуночи)7 и отмечал конец рабочего времени, как свидетельствует изречение, "шесть часов наиболее пригодны для работы, а те четыре, которые следуют за ними, если их выразить буквами, говорят людям: живи!" (Anth. Ра1., X, 43). (Греки использовали в качестве цифр буквы алфавита, так что 7, 8, 9 и 10 -- ZHQI -- "Живи!" Девятый час, обеденное время в императорском Риме (Mart., IV, 8), мог приходиться на период от 13.30 и до 14.30 (Ideler, Lehrbuch, c. 260).
Как указывает Ксенофонт (Mem., IV, 3, 4), днем Солнце показывает время, а ночью -- звезды. По длине, человеческой тени определялось время дня (Aristoph., Eccless., 652)8. Очень примитивные "ручные таблицы" позволяли определять примерное соотношение между длиной человеческой тени и часом дня. Для ночных церемоний в храмах египетские жрецы уже около 1800 г. до н. э. пользовались так называемыми звездными часами (час узнавался по появлению определенной звезды в соответствующей декаде месяца). С возникновением солнечных и водяных часов стало возможным и более точное измерение времени9. Самые древние из сохранившихся водяных часов (примерно 1600 г. до н. э.) и солнечные часы (около 1450 г. до н. э.) были найдены в Египте. Согласно Геродоту (II, 109), греки научились пользоваться солнечными часами у вавилонян. Более поздние известия (Favorinus, ар. Diog. L., II, 1) приписывают изготовление первых греческих солнечных часов Анаксимандру Милетскому (около 550 г. до н. э.) или же его ученику Анаксимену (Plin., N. Н., II, 187). В Риме первые солнечные часы были сооружены в 293 г. до н. э. (Plin., N.Н., VII, 213).
Современные часы одинаковой и постоянной продолжительности были установлены и введены в обиход астрономами и космографами (ср.: Strabo, II, 5, 36, с. 133). Существовало две системы деления дня: на 12 равных частей, как это делали вавилонские жрецы, и на 24 части, как это делали египетские жрецы. Эллинистические астрономы переняли египетское деление календарного дня, но, следуя вавилонской системе счзта, разделили египетский час на 60 равных частей. Они пользовались водяными часами, в которых заранее определенное количество воды всегда протекало в одинаковый промежуток времени. Средневековые астрономы использовали ту же систему, соответственно которой были размечены и механические хронометры, так что мы до сих пор делим час на 60 минут. Тем не менее час переменной продолжительности продолжал употребляться в повседневной жизни, а в некоторых районах Средиземноморья он сохранялся еще в XIX в.10
ЛУНА И КАЛЕНДАРНЫЙ МЕСЯЦ
С таким же постоянством, с каким сменяются дни и ночи -- прибывает и убывает Луна (в среднем) каждые 29,53 дня. У Луны нет собственного свечения, но "Солнце придает Луне яркость", как говорил Анаксагор (Рlut., de facie, 929b), которому Платон (Cratyl., 409A) приписывает открытие того, что Луна получает свое свечение от Солнца. Поскольку период вращения Луны вокруг своей оси почти равен периоду обращения ее вокруг Земли, мы всегда видим только одну сторону Луны. Когда же Луна, Солнце и Земля находятся на одной линии, так, что Луна расположена между Солнцем и наблюдателем, находящимся на Земле, то Солнце освещает только обратную сторону Луны и наш спутник становится невидимым (conjuctio synodus ? конъюнкция). По мере того как Луна продолжает двигаться на восток (т. е. против часовой стрелки) от Солнца, через один - три дня в сумерках она вновь появляется в западной части неба в виде молодого месяца. Освещенная (правая) часть лунного полушария увеличивается с каждой ночью. Примерно через 14 дней, когда Луна находится в противоположном от Солнца направлении, а наблюдатель на Земле располагается как бы между этими небесными светилами, вся видимая поверхность Луны становится освещенной (dichomenia). Затем Луна вновь приближается к Солнцу; сияет только левая часть лунного полушария, а потом Луна на рассвете исчезает в восточной части неба, и лунный цикл опять возобновляется (рис. 1).
Рис. 1. Лунный цикл
Почти все народы на земле пользовались фазами Луны для измерения времени: luna menses (Ovid., Fasti, III, 883)*. И греческое слово mhn, и английское moon, означающие "календарный месяц", связаны с названием Луны. Та же связь наблюдается и в семитских языках. Например, древнееврейское слово yerah значит и "Луна", и "месяц", а другое слово со значением "месяц" -- hodes -- обозначает буквально "молодой месяц"**.
По сути дела почти все народы Средиземноморья, кельты (Plin., N. Н., XVI, 44), германцы (Tac., Germ., 11), а также иудеи и вавилоняне, начинали отсчитывать месяц с момента появления нового полумесяца, точно так же, как это и сейчас делают мусульмане в своем религиозном календаре: новая луна оповещает о долгожданном конце месяца поста (рамадана). Иногда начало месяца объявлялось публично. (О Греции см.: Nilsson, Kalender, с. 29.). В древнейшее время в Риме pontifex minor*** наблюдал за небом и объявлял царю появление новой Луны и соответственно начало нового месяца (Macr., Sat., I, 15, 9). Даже изменение греческого календаря (см. ниже, стр. 18) не смогло разделить начало месяца и появление молодой Луны: "Разве ты не видишь, как на западе тонкорогая Луна показывает начало нового месяца?? (Arat., Phaen., 733).
*Луна правит месяцами. -- Прим. пер.
**Англ, moon -- "луна", month -- "календарный месяц". Ср. также русск. "месяц", как и прочие родственные слова индоевропейских языков, возможно восходящие к индоевропейскому корню me -- "мерить". См.: М. Фасмер, Этимологический словарь русского языка, т. II, М., 1967, с. 609. -- Прим. пер.
***Помощник понтифика, т. е. верховного жреца.? Прим. пер.
Лунные месяцы у всех древних народов фактически совпадали. "[Дорический] месяц карней соответствует тому месяцу, который афиняне называют метагитнион" (Plut., Nic., 28). Афинский пианепсион, македонский диос, ташриту вавилонян и другие ? по существу, различные названия одного и того дае лунного месяца.
Соответствия между названиями месяцев в различных календарях показаны в табл. 1 (стр. 16). Наблюдению за народившимся серпом Луны могли, однако, мешать местные атмосферные условия, и соответственно начало нового месяца в данном месте могло быть несколько отложено. Так, например, Ашшурбанапал (668-629) получил однажды следующее сообщение: "29-го числа мы производили наблюдения. Из-за появившихся облаков Луны мы не видели"11.
Кроме того, не являются постоянными величинами ни длительность лунного месяца (она колеблется от 29,26 до 29,80 суток), ни продолжительность периода между наибольшим сближением (конъюнкцией) Луны и Солнца и появлением новой Луны. Появление новой Луны определяется несколькими переменными факторами, такими, как расстояние от Луны до Солнца в момент наибольшего их сближения (конъюнкции), и в эллинистическую эпоху вычисление этих факторов стало главной задачей вавилонской астрономии. Последнее, но немаловажное обстоятельство: время появления молодой Луны зависит также от широты и долготы того места, где находится наблюдатель. На западе Солнце заходит^ позднее, чем на востоке. К тому же, если в Вавилоне (широта 32,5°, долгота 45°) промежуток времени между конъюнкцией и появлением новой Луны меняется от 16 ч. 30 м. (в марте) до 42 час. (в сентябре), то в Афинах (широта 38°, долгота 23 ) он колеблется между 23 и 69 часами12. Для Греции Гемин (9, 14) выводит общее правило: "Новая Луна становится видимой не ранее чем через один и не позднее чем через три дня после конъюнкции". Таким образом, если основываться на наблюдениях новой Луны, то два или три месяца в 30 (или же в 29) дней могли следовать подряд13. Но власти иногда ускоряли начало нового месяца. Например, придворный астроном писал Асархаддону (680-669): "30-го я увддел луну, для 30-го дня она была высоко. Царь пусть подождет сообщения из города Ашшур, и тогда он [сможет] определить первый день месяца"14.
Поскольку все народы Средиземноморья определяли начало месяца по появлению новой Луны, месяцы у них совпадали. Но лунный месяц -- неудобное средство измерения времени. Смену времен года и, следовательно, ритм человеческой жизни определяет не Луна, а Солнце. Лунный месяц однако, не делит солнечный год на равные части. Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 1/4 дня. Поэтому солнечный год длиннее 12 лунных месяцев примерно на 11 дней (29 1/2 * 12 = 354) и почти на 18 дней короче 13 лунных месяцев. Ежегодное отставание за солнечный год, состоящий из 12 месяцев, составляет 11 дней, а в течение 32 1/2 лет при счете на лунные месяцы это отставание составляет целый год. Именно это и происходит в мусульманском календаре. Таким образом, как говорит Гемин, перед древними людьми стояла задача счислять месяцы по Луне, а годы ? по Солнцу. Эволюция календаря проходит поэтому три логически и исторически последовательных этапа: 1. Отделение начала месяца от появления новой Луны. 2. Постепенное приспособление счисления месяцев по Луне к смене времен года, т. е. практически к солнечному году. 3. Циклический счет лунных месяцев. Первый этап пройден большинством народов. Хотя мусульманский месяц в принципе и начинается с появлением новой Луны, начало месяца поста ? рамадана ? определялось в Турции путем отсчета времени от последней наблюдавшейся новой Луны (см.: Ideler, Lehrbuch, с. 501). Греки достигли второго этапа и не смогли, да и не хотели, пойти дальше. Вавилоняне справились и с третьей проблемой. Египетский официальный календарь не зависел от Луны. Римляне тоже, по крайней мере в историческое время, не пользовались лунными месяцами для счисления времени. Поэтому мы должны рассматривать отдельно календари греков и вавилонян, чьим исчислением времени пользовались по всему Леванту, и календари египтян и римлян, которые в конце концов создали собственную календарную систему.
Таблица 1
Список месяцев1
Афины | Делос | Милет | Делъфы |
I. Hekatombaion Metageitnion Boedromion Pyanepsion Maimakterion Poseideon2 Gamelion Anthesterion Elaphebolion Mounychion Thargelion Skirophorion | I. Hekatombaion Metageitnion Bouphonion Apatourion Aresion Poseideon Lenaion Hieros Galaxion Artemision Thargelion Panamos2 | Panemos Metageitnion Boedromion Pyanopsion Apatourion Poseideon Lenaion Anthesterion I. Artemision Taureon Thargelion Kalamaion | I. Apellaios Boukatios Boathoos Heraios Daidophorios Poetropios2 Amalios Bysios Theoxenios Endyspoetropios Herakleios Ilaios |
Этолия | Фессалия | Беотия | Poдoc |
Laphraios Paaamos I. Prokoklios Athanaios Boukatios Dios2 Eusaios Homoloios Hermaios Dionysios Agyieos Hippodromios | Phyllikos I. Itonios Panemos Themistios Agagylios Hermaios Apollonios2 Leschanorios Aphrios Thyios Homolios Hippodromios | Hippodromios Panamos Pamboiotios Damatrios Alalkomenios2 I. Boukatios Hermaios Prostaterios Agrioaios Thioyios Homoloios Theilouthios | Panamos Karneios Dalios I. Thesmophorios Diosthyos Theudaisios Pedageitnios Badromios Sminthios Artamitios Agrianios Hyakinthios |
Эпидавр | Кос | Македония | Вавилония3 |
I. Azosios Karneios Proratios Hermaios Gamos Teleos Posidauos Artamitios Agrianios Panamos Kyklios Apellaios | Panamos Dalios Alseios I. Karneios Theudaesios Petageitnouos Kaphisios Badromios Gerastios Artamitios Agrianios Hyakinthios | Loios Gorpaios Hyperberetaios I. Dios Apellaios Audnaios Ferities Dystros Xandikos Artemisios Daisies Panemos | Du'uzu Abu Ululu2 Tasritu Arahsamna2 Kislimu Tebetu Sabatu Addaru I. Nisanu Aiiaru Simanu |
1Составлен автором. Месяцы расположены в порядке афинского календаря, где месяц гекатомбеон падал на июль -- август. Цифрой I обозначен первый месяц в каждом календаре.
2Обычные месяцы, добавленные для согласования с солнечным годом
3 Последние названия вавилонских месяцев возникли в г. Ниппуре и широко распространились лишь после 2000 г. до н. э. (см.: B. Landsberger, Der kultische Kalender der Babylonier und Assyrer 1915; S. Langdоn, Babylonian Menologies, 1935). О вавилонских месяцах до введения ниппурских названий см.: D. О. Еdzard, -- "Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften", 72, 1970, c. 140. О календаре в г. Мари в XVIII в. до н. э. см.: М. Birot, -- "Archives royales de Atari", XII, 2, 1964, c. 20. Некоторые названия вавилонских месяцев встречаются в документах из Угарита примерно в 1400 г. до н. э. (см.: Ch. Virolleaud, Le palais royal d'Ugarit, vol. II, 1957, N162). Иудеи приняли вавилонский календарь после 587 г. до н. э., когда они подпали под власть Вавилонии. О шумерских месяцах см.: Y. Rosengarten, Le concept sumerien de consommation, 1960, c. 408; ср., например, "месяц празднества Акиту" в досаргоновском Уре: A. Falkenstein, --"Festschrift fur J. Friedrich", 1959, c. 148.
4 См.: А. С a q u о t, -- "Syria", 1963, c. 7.
Последовательность месяцев в приведенной таблице не всегда достоверна, а соответствия с афинским календарем часто гипотетичны.
Календарь Милета дается по: A. R e h m,-- "Delphinion", 1914, с. 231 и "Didyma", 1958, с. 485. Этолийский календарь дается по А. Никитскому (см.: Dauх, -- BCH, 1932, с. 321). Календарь Родоса приведен по Нильссону (см.: F. Hiller v. Gaertringen, -- RE, Suppl. V, стб. 744). Календарь о-ва Кос дается согласно: М. Segre, -- ASAA, XXII, 3, 1952, с. 170 (ср.: K. Pritchett, -- AJA, 1946, с. 358). Остальные календари приведены по: Е. Вisсhоff, -- RE, X, стб. 1581.
Наши сведения о греческих календарях очень ограниченны. Вновь открытые надписи содержат новые названия месяцев (см., например: L. Rоbeгt, -- REG, 1959, с. 43). Для Самоса и Тасоса известны, например, названия только нескольких месяцев. Для Самоса см.: Chr. Habicht,? AM, 1957, с. 215; L. Robert, -- "Hellenica", XI --XII, с. 209; для Тасоса; J. Pоuillоux, Recherches... sur Thasos, I, 1954, c. 456; F. Сhamоux, -- REG, 1959, c. 356. Нам неизвестны названия месяцев, употреблявшиеся в некоторых крупных городах, в частности в Аргосе и Спарте, и мы не можем заполнить эти пробелы путем догадок (см.: W. K. Pritchet t, -- AJA, 1946, с. 358). В фессалийском г. Скотусса не придерживались, например, календаря Фессалийского союза (см.: J. Роuillоux,-- BCH, с. 449). Греческие месяцы обычно назывались в честь празднеств, но праздники с одинаковыми названиями могли отмечаться в разное время года. Месяц артемисий в г. Византии мог не совпадать с месяцем того же названия в другом месте. С другой стороны, праздник и месяц боспорий были характерны именно для Византия (см.: L. Rоbert, -- RPh, 1959, с. 230). Точно так же месяц,, названный в честь царя или, вернее, по празднику, посвященному царю, мог происходить в разных городах в разное время (см. K. Scot t, -- YCS, 1931, с. 199). Названия месяцев менялись и из политических соображений (см.: L. Rоbert, -- "Melanges Isidore Levy", 1953, с. 560) (о названиях месяцев в честь селевкидских правителей см.: L. Robert, Monnais antiques en Troade, 1966, с. 15). Греческие календари: Вisсhоff, --RE, X, стб. 1575 (устарел). Аргос: А. Воethius, Der argivische Kalender, 1922; M. Guarduссi, -- ASAA, III--V, 1941--1943, c. 145; P. Charneaux,-- BCH, 1957, c. 193. Средняя Греция (Фокида и др.): G. Daux, Delphes au II et I s., 1936, c. 644; Крит: М. Guarducci, --"Epigraphica",VII,1945, c. 72; IX, 1947,с. 32; Истрия(милетский календарь): D. M. Pippidi, Epigraphische Beitrage zur Geschichte Istrias, 1962, c. 57. Лампсак: Y. Treheus, -- BCH, 1953, c. 435. Локрида (Италия): J. et L. Robert, Bulletin epigraphique, -- REG, 1965, N 494. Самофра-кия: L. Robert, -- "Gnomon", 1962, c.56. Спарта: K. Pritchett,? AJA, 1946, c. 583. Группы иностранцев в эллинистических городах могли пользоваться и действительно пользовались календарями своей родины, например египтяне в Делосе (О. Rоusse1, Les cultes egyptiens a Delos, 1916, c. 204). (Ср. также: Samuel, c. 64-138 -- о греческих гражданских календарях.)
ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЙ ГОД
Как показывает опыт, лунный месяц длится в среднем не более 30 дней. В связи с этим можно регулировать продолжительность месяца, не отказываясь от его связи с фазами Луны. Шумерийцы, затем вавилоняне и народы, использовавшие вавилонскую систему счисления времени (например, ассирийцы), ограничивали продолжительность месяца максимумом в 30 дней. Первое появление молодой Луны накануне 30-го дня месяца означало начало нового месяца. Однако, если по каким бы то ни было причинам молодая Луна не появлялась, новый месяц тем не менее все равно начинался накануне 31-го дня текущего месяца. Месяцы из 29 и из 30 дней чередовались, таким образом, нерегулярно15. Наиболее сложным было согласование лунных месяцев с солнечным годом. По сути дела, многие первобытные народы игнорировали эту проблему. Им было безразлично, какое количество лунных месяцев прошло между двумя урожаями.
Финансовые нужды правительства требовали от календаря определенной устойчивости. Для центральной власти было, например, удобно, чтобы определенный налог по всей территории государства выплачивался в определенном месяце. Шумерские чиновники еще примерно к 2500 г. до н. э. дошли до точного и подробного ведения счетов по дням, месяцам и годам (см.: М. Lambегt, -- RH, 1960, с. 23). Лунно-солнечный год, т. е. сельскохозяйственный год из 12 лунных месяцев, был, по-видимому, изобретением счетоводов. Шумерские записи свидетельствуют о том, что начиная примерно с 2400 г. до н. э. существовал обычай вставлять время от времени добавочные месяцы, чтобы подгонять традиционный месяц жатвы ячменя (нисану вавилонян) ко времени уборки урожая.
Добавочные месяцы вставлялись по указу властей. Вавилонский царь Хаммурапи, например, ок. 1760 г. до н. э. издал указ16 : "Поскольку год неполон, пусть начинающийся новый месяц считается за второй месяц улулу, а полагающаяся в Вавилоне на 25-й день месяца ташриту подать пусть будет доставлена 25-го дня месяца улулу второго". Другими словами, месяц, следующий за улулу и называвшийся обычно ташриту, должен был считаться за месяц улулу второй, а ташриту был перенесен на 30 дней позднее. Вавилоняне и другие народы Западной Азии до VI в. до н. э. включительно упорядочивали свой календарь при помощи таких дополнительных месяцев, вводившихся нерегулярно, иногда по два-три раза в течение одного сельскохозяйственного года, и через неравные промежутки времени. Торговля сельскохозяйственными продуктами начиная примерно с 1900 г. до н. э. и вплоть до 525 г. до н. э. часто обусловливалась на основании идеального календаря. Так, финики должны были доставляться в месяце тишри, хотя время сбора фиников могло приходиться и на месяц, имевший по официальному календарю другое название17. Вполне возможно, что земледельцы и купцы доверяли больше звездному календарю (стр. 48), который не зависел от капризов официального счета времени.
Птолемей (Almag., III, 7, с. 254, ed. Heiberg) сообщает, что записи древних наблюдений за небесными явлениями сохранялись почти полностью со времени правления вавилонского царя Набонасара (747-734). Были обнаружены некоторые записи придворных астрономов, относящиеся к первой половине VII в. до н. э. Лунные затмения систематически наблюдались и регистрировались начиная примерно с 730 г. до н.э. (см.: A.J.Sachs, Late Babylonian Astronomical Texts, 1955, с. XXXI), Численное соотношение между продолжительностью лунных месяцев и длиной солнечного года было установлено еще в VII в. до н. э. Тем не менее вплоть до третьей четверти VI в. до н. э., а возможно и много позже, официальные письма продолжали сообщать местным властям о том, что в текущий год следует вставить дополнительный месяц. С другой стороны, клинописные документы показывают, что начиная примерно с 600 г. до н. э. эти вставки производились по определенным правилам. Между 611 и 387 гг. до н. э., т. е. на протяжении 224 лет, нам известно 78 лет с дополнительными месяцами18. Поскольку продолжительность многих лет еще не выяснена, можно предполагать, что придворные астрономы просто вставляли три дополнительных месяца каждые 8 лет. Возможно также, что со второй половины VI в. они придерживались правила вставлять семь дополнительных месяцев на каждые 19 лет, хотя выбор года со вставным месяцем мог меняться от случая к случаю. Гемин свидетельствует: "Безразлично, если; сохраняя последовательность дополнительных месяцев, ты добавишь их в другие год"?. Во всяком случае, вавилонским астрономам удалось ограничить колебания даты начала нового года. Так, при Кире и после него, между 538 и 520 гг. до н. э., первый день месяца нисану никогда не приходился ранее 12 марта и позже 18 апреля (пасха сейчас приходится между 22 марта и 26 апреля). Другими словами, первый месяц года всегда'совпадал с ранней весной, в то время как начало каждого месяца было согласовано с движением Луны.
Вавилонская культура пользовалась таким престижем, что лунно-солнечный календарь вавилонян, несмотря на его несовершенство даже для того времени, был около 1100 г. до н. э. принят ассирийцами19. Позднее вавилонские цари, так же как и египетские до них (О. Тufnеll, Lachish, 1958; с. 133), распространяли свою систему счисления времени в завоеванные народы (см.: Е. Dhогme, -- RAss, 1928, с. 54) например на иудеев.
По сути дела, мы не знаем, какая была у иудеев система исчисления времени до вавилонской. Несомненно, они пользовались лунно-солнечным календарем. Известны названия нескольких месяцев, которые связаны, по-видимому, сельскохозяйственными периодами. Так, например, абиб (Исход, XIII, 4) ? это время поспевания ячменя. Месяцы имел также и порядковые номера. В 586 г. до н. э., после завоеванания Иерусалима Навуходоносором, иудеи начали исчислять время годами правления вавилонских царей (см., например: Вторая книга царей, XXIV, 12) и использовать вавилонский календарь. Как заметили уже древние раввины, иудеи переняли и вавилонские названия месяцев; нисан от вавилонского нисану и т. д.20
Персидские цари после завоевания Вавилона в 539 г. до н. э. приняли вавилонский календарь*. В правление Артаксеркса II (около 380 г. до н. э.) придворные астрономы, несомненно, перешли уже к 19-летнему циклу, который окончательно нормализуется в 367 г. до н. э.: начиная с этого времени месяц аддару II вставляется дополнительно на 3, 6, 8, 11, 14 и 19-й год каждого 19-летнего цикла, а месяц улулу II --на 17-й год цикла. Благодаря такой системе колебания сроков наступления первого дня месяца нисану были сокращены до 27 дней, а разница между 19 солнечными годами и 235 лунными месяцами составляла около 2 час. В результате соответтвующие годы каждого цикла практически совпадали: в 367, 348, 329 и т. д. гг. до н. э. 1-е число месяца нисану приходилось на 21 марта.
Как и их предшественники на вавилонском престоле, Ахемениды приняли вавилонский календарь в качестве официального во всей Персидской империи**. Это видно по документам из Элефантины в Египте. Поскольку эти записи происходят из иудейской военной колонии, современные ученые ошибочно называли календарь Элефантины еврейским21. Недавно обнаруженные папирусы доказывают, что этот календарь использовался и неиудеями и что он был официальным календарем Персидской империи вплоть до падения Ахеменидов (см.: Е. Вiсkегman, -- ArchOr, 1967, с. 205).
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 475;