Углубясь в себя, в себе же . Обретаю свет искомый. В самом средоточье сердца Вижу светоч, как бы солнца Круговидное подобье...

Симеон Новый Богослов

Мистический идеал весьма далек от земной де­ятельности, от социальной активности. Кроме того, этот идеал индивидуалистичен, так как мистик забо­тится прежде всего о собственном спасении, внешняя жизнь для него — своего рода помеха освобождению от всего земного и греховного. Очень характерно в этом смысле изречение Симеона: «Да не разрушишь ты собственный дом, способствуя домостроительству ближнего». Мистик гораздо сильнее стремится преоб­разовать самого себя, чем окружающую действитель­ность.

Конечно, нужно иметь в виду, что полная реализа­ция такого идеала была уделом немногих, все общест­во не следовало примеру Симеона Нового Богослова и других мистиков. Однако их сочинения пользовались популярностью и воздействовали на идеалы человека.

В византийском богословии существовало и другое течение — рационалистическое, представители которого пытались примирить разум и веру. Они полагали, что приблизиться к постижению Бога можно, изучая окружающий мир, созданный им, и поэтому вводили в теологию естественнонаучные знания. Но рациона­лизм в отличие от Европы не стал в византийской бо­гословской мысли ведущим направлением. В XIII— XIV вв., когда Византия находилась уже в преддверии близкой гибели, новое мистическое учение, получив­шее название исихазм, одержало победу над рациона­лизмом и зарождавшимся гуманизмом.

 

Гуманистические идеи византийских философов, эти предвестники нового времени, проникнув в Ита­лию, нашли отклик в Европе и оказали значитель­ное влияние на западных мыслителей. В самой же Византии вместе с исихазмом вновь утвердились традиционная система ценностей и традиционное восприятие мира и человека.

 

Вопросы и задания

1. Как проходила борьба христианства и язычества в Визан­тии? Чем объясняется победа христианства? В каких областях культуры сохранились традиции греческой и римской филосо­фии и литературы? Какое значение это имело для культурной жизни Византии в целом?

2. Что такое традиционность сознания? Как средневековые люди относились к Священному Писанию? Почему?

3. Почему вопрос о том, является ли Христос человеком или Богом, имел такое значение в первые века христианства? Какие по этому поводу существовали мнения? Какое из них победило? В чем состояла суть споров между иконоборцами и иконопочи-тателями?

Исихазмв переводе с греческого означает «спокой­ствие, безмолвие, умиротворение». Основоположники учения, Григорий Палама и Григорий Синаит, считали такое состояние идеальным для отрешения от мир­ской суеты («забвение низших и тайное ведение выс­ших» ).

Как повлияло христианство на идеал красоты в средние ка? Можно ли сказать, что христианство отрицало ценность ма­териального мира9 Почему? Какую позицию в этом вопросе за­нимали представители дуалистических ересей9 Объясните, что такое ересь Вспомните, какие ереси в Западной Европе были близки павликианству и богомильству.

4. В чем заключались причины раскола христианской церк­ви9 Какой путь религиозного спасения предлагали католическая и православная церковь9 Какую роль в православии играл мис­тицизм? Что является идеальным состоянием для мистика9 Как мистик относится к материальному миру и возможности его пе­реустройства? Вспомните, как эти вопросы решались в Запад­ной Европе.

 

 

§5








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 617;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.