ДВА ЦЕНТРА ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИСА

 

Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI— V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла со­бой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключа­ли союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хо­тя попытки установить ее были. Относительно устой­чивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могу­щественных полиса — Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин — это прежде всего история становления и побе­ды античной демократии, в то время как Спарту при­нято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним граждан­ским войнам, разрушавшим изнутри древнегреческую цивилизацию.

Афины

Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. На­селение Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемы­ми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немного­численных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого по­лиса были торговля и кораблестроение. Крупный пор­товый город с удобной гаванью (она называлась Пи-рей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, пе­репродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегрече­ской архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровитель­нице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демокра­тии были реформы Солона (между 640 и 635 — ок. 559 г. до н. э.), избранного в 594 г. до н. э. архонтом1. Сам великий законодатель заявлял, что цель его ре­форм — примирение враждующих группировок, сло­жившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительны­ми, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан.

Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного со­брания, но не быть избранными. На зажиточных лю­дей, обладавших полным объемом прав, были возло­жены довольно тяжелые, требующие больших расхо­дов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине Ув. до н. э., когда выдающиеся полити­ческие деятели Эфиальт и Перикл усовершенство­вали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачаль­ника).

1 Коллегия архонтов (9 человек) представляла собой выс­ший орган управления в Афинах в VII—VI вв. до н. э.

...У нас каждый человек в отдельности можете проявлять себя самодовлеющей личностью в самых\ разнообразных сторонах жизни.

Из речи Перикла об АфинахА произнесенной в 431 г. до н. э.1

Народное собрание1 стало верховным органом! власти и получило самые широкие полномочия: при-1 нимало законы, решало вопросы о войне и мире, за-| ключало или расторгало договоры с другими полиса-1 ми, избирало должностных лиц и проверяло их рабо-1 ту. На собраниях (а их проводили около 40 раз в год) все вопросы тщательно обсуждались и каждый и право высказать свою точку зрения. Не менее важны! было и то, что все должностные лица избирались голо-! сованием или по жребию и были подотчетны и сме-| няемы.

Как мы видим, многие принципы демократии, раз-] работанные 25 веков назад, продолжают действовать ] в наше время, превратившись в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает назва­ния гражданского.

Спарта

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот.

Спартанское государство образовалось приблизи­тельно к IX в. до н. э. и сначала состояло из пяти посе­лений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общи­нами. Спартанцы захватывали их земли, скот, а насе­ление превращали в рабов-илотов. Кроме илотов на спартанцев работали также периэки (живущие в окру-

1 Кроме народного собрания в Афинах были и другие госу­дарственные органы: Совет пятисот — высший орган управ­ления, гелиэя — высший суд, коллегия стратегов (военачаль­ников) и т. д.

ге, т. е. неспартанцы), которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался про­изводительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремес­ло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться товарно-денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаиче­ской родовой общины. В полисе не допускалась част­ная собственность на землю. Земля была поделена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государ­ству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип урав­нительности, что было предметом гордости спартан­цев, называвших себя «общиной равных».

...Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жиз­ни?

Греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430—353 гг. до н. э.

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жили­щах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъя­ты из обращения — вместо них имели хождение же­лезные бруски. Легендарный царь Ликург ввел сов­местные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньга­ми). Младенцев с физическими недостатками уничто­жали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно суровое общественное воспитание. Достигнув совершенно-! летия, они зачислялись в состав войска и служили до! старости. Строго регламентированная жизнь Спарты! напоминала казарму. И это естественно: все преследо-1 вало одну цель — сделать из спартанцев мужествен-) ных, выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответство-1 вал и государственный строй Спарты. Во главе стояли| два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия), со-1 стоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролиру-1 ющий орган. В отличие от старейшин царей не избира-| ли — это было наследственное звание. Цари имел! большие привилегии, но не могли принимать решенш без одобрения совета старейшин, который, в свою оче| редь, должен был опираться на мнение народного со! брания. Но элементы демократии не получили разви-^ тия в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влия­ния на политическую жизнь. В отличие от Афин на со­браниях рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выража­ли свое одобрение или неодобрение предложенным ре­шениям. Строй Спарты можно назвать олигархиче­ским.

Неизменность строя и архаичность обычаев под­держивались и за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам «нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыс­лием».








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1314;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.