Развитие образования.
В правление Александра I в России была создана единая система, включавшая начальное, среднее и высшее образования. В дальнейшем происходило ее постепенное становление и совершенствование. Но только реформа 1861 г. дала толчок для качественного рывка в развитии образования. Быстро увеличивается сеть начальных школ. Они делились на церковноприходские школы, народные училища Министерства народного просвещения и земские школы. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища.
Получило дальнейшее распространение высшее образование.
К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 - в Одессе и Томске. Увеличилось и число студентов. Университеты объединяли крупные научные силы. Наиболее быстрыми темпами распространялось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харькове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Значительным достижением было открытие высших женских институтов - Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве.
Выросло число публичных библиотек, образовывались комитеты грамотности. Во второй половине XIX в. ученые России добились крупных успехов почти во всех областях знания.
Литература.
XIX век - самый блестящий период в истории русской литературы. В это время были созданы творения, получившие всемирное признание.
Литературная жизнь в начале века характеризовалась борьбой между старым и новым. Уходящим литературным направлением был классицизм. Затем появляются новые направления - сентиментализм, романтизм. В 20 - 30-е гг. XIX в. господствующие позиции занимает критический реализм, прославивщии русскую литературу.
В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь. Популярнейшими литераторами середины - второй половины XIX в. были И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов и др. Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоевский, А. П. Чехов оставили неизгладимый след не только в отечественной, но и в мировой литературе.
Архитектура.
В начале XIX в. русские зодчие обогатили неоклассицизм ХVIIIв. национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся русским зодчим был А. Н. Воронихин. Он создал Казанский собор - сооружение монументальное и величественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д. Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных архитектурных работ огромного масштаба выполнил также ведущий мастер этого времени К. И. Росси. Ему принадлежит создание многих дворцов Петербурга и других городов. Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - особенность стиля позднего русского классицизма.
С 30-хгг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных стилей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тоту - автору храма Христа Спасителя в Москве, Николаевского (Ленинградского) вокзала и многих других сооружении.
Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Сооружались фабричные здания, магазины, банки, вокзалы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эклектики. В 70-80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национального стиля обратились к народному прикладному искусству и памятникам русского зодчества ХVII в. Наиболее значимыми постройками этого стиля стали здания Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Верхних торговых рядов (ГУМ) (А. Н. Померанцев, инженер В. Г. Шухов), храм Спаса на крови в Петербурге на месте убийства Александра II (А. А. Парланд) и др.
Живопись.
В живописи в первой половине XIX в. господствовал академический классицизм, центром которого была императорская Академия художеств. Среди представителей академического искусства выделялись своим талантом К.П. Брюллов и Ф. А. Бруни. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на современников. Важнейшим событием в живописи стало творчество А.А. Иванова, автора эпической картины «Явление Христа народу».
Мастер портрета О.А.Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Обращение А. Г. Венецианова к изображению крестьян ввело в живопись новое содержание.
Полотна П.А. Федотова написаны в реалистическом стиле. В картинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников.
Началом нового этапа развития русской живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861гг., и прежде всего картины В. Г. Перова «Приезд станового на следствие» и «Сельский крестный ход на Пасхе».
В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Идейным руководителем артели был И. Н.Крамской. Он возглавил Товарищество передвижников.
Высочайших вершин достиг в своем творчестве выдающийся художник И. Е. Репин. Особый успех имела его картина «Бурлаки на Волге». В исторической живописи ведущее место занимали картины В. И. Сурикова. Важнейшие исторические события были изображены в таких работах художника, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и др.
В работах художников В. Г. Перова (например, «Тройка»), Н. А. Ярошенко (« Кочегар»), Г.Г. Мясоедова («Земство обедает») и других нашли отражение социальные мотивы. Получил дальнейшее развитие и жанр психологического портрета. Глубоким психологизмом отмечены портреты Крамского. Прекрасны портреты, созданные Репиным и Перовым. Ко второй половине XIX в. относится расцвет пейзажной живописи. Картины И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, А. К Саврасова, В.Д. Поленова, И. К.Айвазовского принадлежат к числу шедевров мировой живописи.
Театр.
В первой половине XIX в. классицизм и сентиментализм на сцене русского театра также сменились романтизмом. Сценическое истолкование романтической драматургии связано с именами трагиков В.А. Каратыгина и П. С. Мочалова.
Выдающимся актером России был М.С. Щепкин, выходец из крепостных. Не надеясь на случайное вдохновение, Щепкин стремился найти объективные законы искусства актера, разработав метод сценического творчества, основанный на глубоком обобщении жизненных наблюдений. Свои лучшие роли артист сыграл в пьесах по произведениям русской сатирико-обличительной драматургии, стремясь к раскрытию характеров, отражающих сущность той или иной социальной группы.
С середины XIX в. ведущее место в репертуаре театров заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь А. Н. Островского. Главными драматическими театрами были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. Появилось большое число театров и в провинции. Но любимым театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П.М.Садовский, М.Н. Ермолова, А. П.Ленский, Г. Н. Федотова, С. В. Шумский и др.
Музыка.
В начале XIX в. творили талантливые композиторы А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев и др. В их произведениях были сильны романтические мотивы. Во второй четверти XIX в. начался период бурного расцвета русской музыки. Подлинно национальную музыку создал М И. Глинка, который написал оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», симфоническую пьесу «Камаринская». Младшим современником Глинки и продолжателем его традиций был А. С.Даргомыжский. Над оперой «Русалка» композитор работал около 10 лет. В своем творчестве он утверждал принципы критического реализма.
Традиции Глинки и Даргомыжского во второй половине XIX в. продолжили композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, ДА. Кюu, М. П. Мусоргский, А. П Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Члены «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. Они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Сюжеты брали в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мycopгского. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве».
В 60 - 70-е п. XIX в. музыка не только достигла своего расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучей кучки» этому способствовал близко примыкавший к ним великий русский композитор П.И. Чайковский, чья слава получила мировое признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические и другие произведения).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 686;