Общественное движение во второй половине XIX в.
Либералы.
Либеральное крыло в правительстве в годы реформ группировалось вокруг брата Александра II великого князя Константина Николаевича. Наиболее известными либералами были военный министр Д.А. Милютин и министр внутренних дел П.А Валуев. Они считали, что реформы должны предотвращать революционные и оппозиционные выступления, а не быть их результатом.
После реформ 60-70-х гг. XIX в. либеральные идеи охватывают все большие слои образованных россиян. Либеральная политическая мысль развивалась вокруг вопросов расширения самоуправления и создания центральных представительных органов.
Либеральный лагерь, состоявший из стихийно развивавшихся течений, не имел своих политических организаций. Наибольшим радикализмом отличалось земско-либеральное движение. Видный представитель земского либерализма И. И. Петрункевич заявлял, что конституция, данная «сверху», уже не в состоянии удовлетворить интересы народа, и только созданный самим народом орган может решить накопившиеся проблемы.
В годы оживления общественной жизни вновь вспыхнули споры о дальнейшем развитии России. На позициях сохранения самобытности стояли почвенники. Идею сближения с Западной Европой отстаивали западники.
Почвенники, идейно родственные славянофилам (включая их нравственную ориентацию на русское крестьянство), в то же время признавали некоторые положительные начала и в западничестве. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, свободу личности и печати. Принимая европейскую культуру, они одновременно обличали «гнилой» Запад - его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи.
В противовес почвенникам западники выступали за необходимость развития России по западноевропейскому пути. Выступая за сближение России с развитыми странами Европы, западники, так же как и почвенники, призывали к быстрому развитию промышленности, торговли, новых средств транспорта. Западники стояли на позициях свободного развития экономики без вмешательства государства.
Народничество.
В 60-70-х гг. XIX в. в печати широкое распространение получили народнические взгляды. Организации народников выражали интересы пореформенного крестьянства, придерживались социалистической идеологии. Народники пытались найти отличный от буржуазного путь развития страны. Происхождение крестьянского социализма народников восходит к идеям А. Герцена и Н.Г.Чернышевского.
Среди народников большой популярностью пользовались взгляды П. Л.Лаврова, М. А Бакунина и П. Н Ткачева. П. Л. Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь должна посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за освобождение народа. Он придерживался взгляда, что историю двигают критически мыслящие и борющиеся личности. Мысли Лаврова о тщательной подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.
М.А Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Выданный России, Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал. Он выступал против любой государственности, тем самым, отрицая политическую борьбу, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы революции. Бакунин считал, что народ всегда готов к бунту и задача интеллигенции поднять его на восстание. Журналист Ткачев, напротив, предполагал силами сплоченной революционной организации захватить власть, после чего провести социалистические преобразования.
Важнейшей своей задачей народники начала 70-х гг. XIX в. считали вовлечение народа в революционную борьбу. В это время складывается учение, соединившее положения Лаврова и Бакунина, которое предполагало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и организовывать связи между такими кружками. Подобные идеи стали толчком к «хождению в народ».
Начало массового «хождения в народ» относится к весне 1874 г.
Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Но опыт первого года показал, что крестьянство не воспринимает социалистические призывы. Тогда народники стали уделять больше внимания разъяснению текущих нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 491;