Непосредственное спутниковое ТВ
Спутниковое телевидение – понятие общее, означает передачу и прием телевизионного сигнала через искусственный спутник Земли. Непосредственное телевизионное вещание – это вещание, осуществляемое прямо со спутника на домашние антенны потребителей. Разработка и использование спутниковых систем всегда были подчинены в первую очередь решению военно-технических задач. До середины 80-х годов большая часть из запущенных во всем мире нескольких тысяч спутников служила целям военной разведки и связи. В гражданской связи первоначально спутники использовались как новшество лишь технического порядка (улучшалось качество сигнала, расширялась аудитория). Об этом можно судить по развитию отечественных систем спутникового вещания. К 1967 г. в СССР была создана спутниковая система «Орбита» (в США регулярное вещание открыл спутник «Эрли берд» – «Ранняя пташка» в 1965 г.). Около ста ее приемных станций в районах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Крайнего Севера (аналогичных военным станциям) обеспечили увеличение числа зрителей ЦТ более чем на 20 миллионов человек. Но приемные станции «Орбиты» – сооружения очень дорогие. Более экономична система «Экран». Первый спутник этой системы был запущен в 1976 г. Зона охвата составляла около 10% территории страны. В 1979 г. введена в действие новая система спутникового вещания «Москва», созданная на базе спутника «Горизонт». Использование сети спутников и наземных трансляционных линий позволило обеспечить по всей территории Советского Союза прием двух программ ЦТ. Открылась возможность для любой региональной телевизионной станции передавать свои программы через спутники на любую территорию.
Наконец, спутниковое вещание является одной из многочисленных областей спутниковой техники, которая интересует нас в связи с непосредственным (прямым) телевизионным вещанием. Именно оно позволило говорить о вступлении человечества в «век глобального телевидения», «телевидения без границ».
Спутники выводятся на геостационарную орбиту, которая удобна тем, что расположенный на ней аппарат движется синхронно с вращением планеты, совершая оборот ровно за сутки. Спутник принимает посылаемые земной телестанцией сигналы, усиливает их и передает обратно на Землю. Спутники с маломощными передатчиками рассчитаны на наземные антенны большого диаметра (от 12 до 32 м), а с мощными передатчиками – на антенны меньшего диаметра (от 90 см и меньше). Именно такие спутники позволяют принимать сигналы на домашние антенны. Потребитель должен приобрести параболическую антенну и декодер. Во многих странах продаются специальные комплекты оборудования для прямого приема программ разных спутников.
Спутниковая связь незаменима для оперативной передачи новостей. Формы различны: от ведения прямого репортажа из горячих точек до возможности ведущего в студии взять интервью у людей в разных уголках планеты в момент выхода передачи в эфир (экран при этом, как правило, разделен на две, три или несколько частей – по числу собеседников, разделенных тысячами километров).
Итак, содержательный стержень спутникового вещания – прямые трансляции и передача новостей, главная особенность – возможность практически неограниченного расширения аудитории. Учитывая это, создатели крупных спутниковых телекомпаний основали круглосуточные специализированные информационные, спортивные, музыкальные каналы. На арену борьбы за спутниковый телерынок вступили и европейские бизнесмены. В качестве финансовых покровителей спутниково-кабельных коммерческих служб мирового масштаба телебизнес США в Западной Европы старается привлечь крупные корпорации («Кока-кола», «Кодак», «Боинг», «Филипс» и др.), заинтересованные в глобальном распространении своих товаров и услуг. С уверенностью можно говорить о том, что практика постепенно подорвет или модифицирует одобренный ООН принцип предварительного согласия принимающей стороны.
Как известно, не все страны выводят на орбиту спутники. Такие прожекты требуют огромных капиталовложений, поэтому в них существует международное разделение труда. Например, спутник может быть выведен французской ракетой, техническое обслуживание его возьмет на себя Люксембург, разработку и сбыт индивидуальных антенн осуществит английская компания, а основными инвесторами будут скандинавские страны. Существует ряд международных организаций такого рода. Это «Интелсат» (объединение 106 стран-участниц, находящееся под контролем близкой к правительству США корпорации «Комсат»), «Евтелсат» (объединение европейской спутниковой связи, в котором представлены коммуникационные ведомства 40 стран); «Арабсат» (объединение некоторых арабских стран) и др.
В конце 90-х годов в Европе насчитывалось около 10 миллионов владельцев индивидуальных спутниковых тарелок. В первую четверку стран лидеров по числу спутниковых антенн входят: Германия – более 4 миллионов, Англия – более двух миллионов, Польша – около миллиона, Дания – полмиллиона. Самые известные европейские спутниковые проекты – «Астра» (Люксембург), «ТВ-сат» (Германия), ТДФ (Франция). «Астра» осуществляет вещание 240 каналов на территории Европы (в том числе МТВ-Европа, Си-эн-эн, Скай-телевижен международного магната Мердока и др.).
10% мирового рынка телекоммуникаций приходится на Латинскую Америку. Например, Чили была третьей после США и Западной Европы, где было принято решение «открыть спутниковый рынок для конкуренции».
Государства Арабского Востока в последнее время также проявляют огромный интерес к спутниковым технологиям. Так, например, египтяне подписали многомиллионный контракт с французской спутниковой компанией на изготовление и вывод на орбиту первого египетского спутника «Найлсат», который оснащен двенадцатью ретрансляторами, каждый из которых сможет осуществлять передачи на весь Арабский Восток по восьми телевизионным каналам. Этот проект даст простор для развития арабских вещательных компаний, использующих единственный и уже устаревший спутник «Арабсат».
После распада СССР мощная спутниковая индустрия нашей страны переживает кризис. Выработали свой ресурс многие спутники, благодаря которым телепрограммы основных федеральных каналов можно смотреть на всей территории России. Государственные телекоммуникационные проекты практически не финансируются. Правда, Россия по-прежнему имеет около 180 активно функционирующих космических аппаратов на орбите. Должно быть запущено несколько десятков новых аппаратов, скорее всего силами российского бизнеса и при участии иностранных партнеров. Вряд ли Россию минует утвердившаяся в последнее десятилетие века общемировая закономерность: главные рыночные позиции спутниково-кабельной индустрии Европы, не говоря уже о США, занимают частные вещатели.
Начало вещания спутниковых программ «НТВ+» ознаменовало начало эры непосредственного телевещания в России. Телевидение «НТВ+» (структура информационного холдинга Владимира Гусинского «Медиа-Мост») сыграло революционную роль. Рядовой российский телезритель чуть-чуть приблизился к европейскому потребителю телекоммуникационных услуг: во-первых, стало понятно, что спутниковое телевидение может быть на русском языке, и любой владелец «тарелки» может принимать русскоязычные программы из Москвы, во-вторых, спутниковая антенна – это не экзотика и не признак благосостояния, в третьих, телевидение может быть платным. К середине 98-го года абонентами «НТВ+» стали около 100 тысяч человек.
Вещание на каналах «НТВ+» началось осенью 1996 г., в 1997 г. сигнал был закодирован. Платный пакет программ «НТВ+» на первом этапе включал в себя четыре канала: «Мир кино» (зарубежные фильмы), «Наше кино» (российское), «НТВ – спорт», «НТВ – музыка», позже добавились канал «Детский мир» и эротический канал, около 20 зарубежных.
«Медиа-Мост» Владимира Гусинского намеревается создать собственную спутниковую группировку из трех спутников, которая позволит расширить рамки вещания общероссийской телекомпании НТВ на Западную Сибирь и страны ближнего зарубежья, поможет развитию регионального проекта НТВ «ТНТ-телесеть». В спутниках будет использован цифровой метод передачи сигнала, что увеличит число программ в каждом стволе в 5–6 раз. Владимир Гусинский намерен не только предложить потребителю больше каналов – российских и зарубежных, но и внедрить механизм оплаты за просмотр (PPV), а также возможность пользоваться Интернетом. В конце 1998 г. первый частный российский спутник «Бонум I», профинансированный Гусинским, был выведен на орбиту с американского космодрома на мысе Канаверал.
В начале 98-го года РАО «Газпром» и «Газпромбанк» объявили о своем намерении инвестировать развитие федеральных телекоммуникаций. Вскоре должны быть готовы четыре мощных спутника нового поколения «Ямал». Они должны заменить несколько спутников «Горизонт», которые уже отработали свой срок и на базе которых до сих пор действует система «Орбита». Первый спутник системы «Ямал» уже работает. Спутники нового поколения будут иметь более 40 стволов и охватят вещанием не только всю Россию, но и Восточную Европу. Причем некоторые модули для спутников изготовят американские космические корпорации.
Было заявлено о еще нескольких спутниковых российских проектах. Среди них – «РТР-телесеть», созданная при ВГТРК, «РТР-сигнал» – одно из подразделений телекомпании «ТВ-Центр». По разным причинам развитие этих проектов пока не вышло из экспериментальной стадии. Более перспективными оказались совместные российско-американские проекты типа «Космос ТВ», предлагающее как оригинальную продукцию зарубежных спутниковых каналов, так и их вариант с переводом на русский (в «пакет» включается до 20 каналов). Их услугами в основном пользуются состоятельные жители крупных городов. Любопытные процессы происходят в регионах. Так, летом 98-го года в Ханты-Мансийске началось вещание Окружного спутникового телерадиоканала. Зона вещания – Ханты-Мансийский округ, Ямал, Коми, Пермская и Екатеринбургская области, Тюмень, Омск, Томск, Новосибирск и частично Красноярский край. На канале преобладает телепродукция российского производства – и столичная, и региональная.
Развитие кабельно-спутникового вещания в России затруднено из-за серьезного экономического кризиса 90-х годов. Отсутствует ясная национальная политика, несовершенно правовое регулирование в области телекоммуникаций, отрасль испытывает «программный голод».
В отличие от Африки – единственного континента, где телекоммуникация практически не развита, Россия все-таки стоит на пороге кабельно-спутникового бума, хотя соревноваться с ведущими телекоммуникационными странами будет очень трудно.
в начало
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 680;