Лекция 5. Личность преступника
1. Понятие личности преступника.
2. Структура личности преступника.
3. Классификация и типология личности преступника.
4. Криминологическая характеристика личности преступника.
Личность преступника в криминологии рассматривается, во-первых, как обобщенный статистический портрет, отражающий совокупность социальных признаков, выделяющих преступников из населения, проживающего на определенной территории в тот или иной период; во-вторых, как особый социальный тип, получивший название «криминогенный тип личности»; в-третьих, личность преступника изучается в отношении отдельного человека, совершившего противоправное деяние. Личность как целостное образование – это социальное качество человека, которое не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека.
Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. Все это концентрируется в ее сознании, которое само становится элементом формирования личности, опосредуя действие на человека всех проявлений социальной действительности, определяя в конкретном случае выбор им той или иной социальной позиции и направленности поведения.
Отправной точкой изучения личности преступника служит само преступление. В нем как разновидности деятельности субъекта проявляются определенные качества, совокупность которых в криминологической литературе называют общественной опасностью (негативной направленностью) личности преступника. Но человек, совершивший преступление, обладает и положительными свойствами. Они реализуются в различных сферах жизнедеятельности и в совокупности характеризуют позитивную направленность. Таким образом, о личности преступника нужно судить на основе соотношения негативной и позитивной направленности.
Есть немало людей, которым свойственны негативные качества, но они не совершают преступлений. Специалисты полагают, что у преступника такие свойства приобретают некую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества — способность совершить преступление. Это качество получило название «криминогенность» и дало основание для выделения криминогенного типа личности. Криминогенность личности возникает не в момент совершения преступления и, проявившись в нем, не «исчезает» вместе с ним. Криминогенность – свойство не врожденное, а приобретенное в процессе взаимодействия негативной микросреды с индивидуальными особенностями человека.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующее понятие. Личность преступника – это совокупность социально-психологических свойств, которые при определенных ситуативных обстоятельствах (или помимо них) приводят к совершению преступления.
Принципиальное значение имеет правильное решение вопроса о взаимодействии биологического и социального в личности преступника и преступном поведении. В криминологической литературе по этому вопросу высказывались различные суждения и оценки: от крайне биологизаторских до упрощенно социологических. Крайне биологизаторский подход подразумевает признание примата биологической наследственности над социальной и выведение всей содержательной стороны поведения человека из индивидуально-биологических предпосылок. В российской криминологии такой подход в основном связан с этапом ее становления (1920-1930-е гг.). В настоящее время ученые-криминологи едины в признании социальной природы преступности и ее причин, считая, что определяющее значение в механизме преступного поведения имеют социальная среда и социальные качества индивида, а биологические детерминанты не являются причиной преступного поведения, хотя и играют важную роль.
Индивидуальное развитие личности, формирование неповторимого духовного облика каждого человека происходит во взаимодействии генетической и социальной программ. Социальная программа (материальная и духовная культура человечества) под влиянием воспитания в непосредственном взаимодействии с генетической программой в той или иной мере усваивается индивидом, постепенно становится внутренним содержанием личности. Процесс осуществляется на всех уровнях (от отдельной личности до целого поколения).
Различные представители того или иного поколения усваивают социальную программу по-разному. Так, люди с врожденными или приобретенными физическими и психическими недостатками образуют особый тип, поскольку они либо вообще не в состоянии усваивать социальные программы, либо усваивают их в ограниченном объеме. Криминологов интересует не вся эта группа людей, а лишь те из них, у кого врожденные или приобретенные физические и психические аномалии, во-первых, повлекли личностные изменения, не исключающие вменяемость, во-вторых, могут привести к преступному поведению.
Эмпирические исследования показали, что психические и физические аномалии влияют на поведение человека, облегчают, иногда даже стимулируют действие криминальных личностных ориентаций.
К психическим аномалиямотносятся: алкоголизм, психопатия, остаточные явления черепно-мозговых травм, олигофрения, наркомания, сосудистые заболевания с психическими изменениями, шизофрения в стадии стойкой ремиссии и эпилепсия.
Криминологические исследования свидетельствуют о наличии устойчивых зависимостей между отдельными видами психических аномалий и отдельными видами преступлений. Данные о высоком уровне лиц с психическими аномалиями среди убийц (72%) совпадают с результатами исследований, проведенных в 1920-е гг. Для лиц с психическими аномалиями характерно совершение тяжких насильственных преступлений (убийств, телесных повреждений, изнасилований, грабежей, разбоев). Более половины лиц, совершивших эти преступления, имеют различные психические аномалии: алкоголиков больше среди тех, кто совершил тяжкие насильственные преступления (разбой, грабеж, хулиганство); психопатов, лиц, страдающих остаточными явлениями черепно-мозговых травм и органическими заболеваниями центральной нервной системы, - среди тех, кто совершил убийство, хулиганство, изнасилование, грабеж и разбой; для олигофренов характерно совершение изнасилований и хулиганств; для эпилептиков и шизофреников – убийств и хулиганств, а для наркоманов – убийств, хулиганств и краж.
Наиболее распространенными психическими аномалиями среди преступников являются алкоголизм и психопатия. Эмпирические исследования свидетельствуют, что алкоголизм и психопатия, как правило, сопровождаются формированием криминально значимых черт личности: повышенной раздражительности и агрессивности, конфликтности, подозрительности и мнительности, ревности, сутяжничества, садизма.
Таким образом, криминологические исследования подтверждают положение о том, что врожденные и приобретенные психические аномалии могут оказывать заметное влияние (а при заболеваниях, исключающих вменяемость, - решающее влияние) на усвоение человеком социальных программ. Психические аномалии способствуют формированию криминогенной личности, однако сама криминогенность психических отклонений всегда зависит от социальных условий формирования и жизни индивида. Поэтому их влияние на развитие и поведение личности может быть скорректировано под воздействием социальной среды и лечения.
Криминологический анализ личности преступника предполагает выявление системы свойств и качеств, которые характеризуют лицо, совершившее то или иное преступление, различные стороны и проявления его общественного существования и жизненной практики, и которые прямо или косвенно связаны с подобным антиобщественным поведением человека, обусловливают или облегчают совершение преступления либо помогают понять причины его совершения[1]. Такая система свойств состоит из нескольких элементов, которые в своей совокупности образуют то, что принято называть структурой личности.
Наиболее распространенным в криминологии является выделение следующих групп признаков, характеризующих личность преступника:
1) социально-демографические признаки;
2) социальные функции;
3) нравственно-психологические свойства.
К социально-демографическим признакам относятся: пол, возраст, семейное положение, трудоспособность, состояние здоровья, социальное происхождение и положение, должностное положение до осуждения и некоторые другие признаки, которые существенно влияют на исправление, позволяют дифференцировать процесс исправительного воздействия.
Социальные функции (роли) выражаются посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической; социально-бытовой). В данную подструктуру входят признаки, характеризующие преступников с позиции выполнения ими социальных ролей (какова трудовая, досуговая, общественная активность, наличие образования, работы, умений, профессиональных навыков и т.д.).
Нравственно-психологические свойства отражают отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности (взгляды, интересы, потребности, ориентация, эмоции, воля и т.д.).
Наряду с перечисленными элементами в криминологии выделяются также уголовно-правовая (наличие или отсутствие судимости, направленность преступных посягательств, виды и количество совершенных преступлений и т.д.) и уголовно-исполнительная характеристика (сведения о поведении во время отбывания наказания).
Обычно в криминологической литературе различают типологию и классификацию. При этом исходят из того, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку. Поэтому обычно классификация предшествует типологии.
В уголовной статистике можно встретить следующие классификации преступников: 1) по социально-демографическим признакам (мужчины, женщины); 2) по уровню образования (с начальным, неполным средним; со средним и среднеспециальным; с высшим и незаконченным высшим); 3) по признакам социального положения и рода занятий (рабочие, служащие, учащиеся, частные предприниматели, фермеры, пенсионеры; трудоспособные, но не работающие и не учащиеся; безработные); 4) по признакам места жительства и длительности проживания (город, сельская местность; постоянный житель, мигрант, переселенец) и т. д.
При построении типологий обычно дифференцируют преступников исходя из характера взаимодействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения преступления. Примером может быть типология, в которой преступников подразделяют на пять типов исходя из соотношения негативной и позитивной направленности личности.
1. Профессиональный тип (направленность личности деформирована и представлена в виде негативной направленности). Это самый опасный тип личности, к нему относятся профессиональные преступники, особо опасные рецидивисты.
2. Привычный тип (характеризуется значительной деформацией в структуре социальной направленности, позитивный компонент слабо выражен). К этому типу относятся лица, совершающие повторные преступления, в том числе рецидивисты, но рецидив чаще всего смешанный.
3. Неустойчивый тип (компоненты негативной и позитивной направленности примерно равны).
4. Небрежный тип (позитивный компонент направленности преобладает над негативным). Как правило, совершает нетяжкие преступления как умышленно, так и по неосторожности.
5. Случайный тип (в основном позитивная направленность без деформаций со стороны негативного компонента). Этот тип чаще совершает преступление в состоянии сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего, либо с превышением пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания преступника.
Исходя лишь из мотивационных критериев, некоторые авторы выделяют:
Корыстный тип - ему свойственен мотив личного обогащения. Этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления (любые) по мотивам личного обогащения. Как правило, это кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений;
Престижный тип – это группа, совершающая преступления из престижных побуждений, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное (в первую очередь, должностное) положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т.д. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она здесь есть, выступает в данном случае лишь в качестве дополнительного мотива.
Насильственный тип. Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще называть насилие мотивом можно лишь с большой натяжкой, потому что насильственные действия ради них самих совершают только психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание.
Сексуальный тип. К данному типу относятся преступники, виновные в изнасиловании или других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений.
Следует учитывать, что не всегда возможно четко определить мотив конкретного преступления, так как, как правило, их несколько. Сложно определить тип личности преступников, совершающих так называемые корыстно-насильственные преступления, например разбои и грабежи. Преступления против личности могут совершаться по мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к корыстному типу.
Таким образом, выделение по мотивационным критериям носит чисто условный характер. Поэтому могут быть выделены и другие типы. В приведенной типологии легко заметить, что вид преступлений не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, виновный в убийстве (являющемся насильственным преступлением) по мотивам личного обогащения должен быть отнесен к корыстному типу.
По данным МВД России, немногим более половины преступлений совершают лица в возрасте 16-29 лет, но наиболее криминогенной группой населения, выделяемой в статистике, являются лица в возрасте 30-49 лет: их доля в структуре преступности доходит до 47%. Последние совершают около 36% особо тяжких и 35% тяжких преступлений. Из числа привлеченных к уголовной ответственности лиц несовершеннолетние составляют 10-15%. Наименьшая доля среди преступников приходится на лиц старше 60 лет. Основную массу таких преступлений, как убийства, нанесение тяжкого вреда здоровью, кражи, грабежи, разбои, хулиганство, изнасилования, совершают лица в возрасте до 30 лет. Среди тех, кто совершил должностные преступления и хищения имущества замаскированными способами, преобладают преступники старше 30 лет. Примерно 75% отбывающих наказание в местах лишения свободы составляют лица в возрасте от 18 до 39 лет.
Данные о социальном положении и роде занятий лиц, совершивших преступления, позволяют сделать выводы о том, в каких социальных слоях и группах, в каких сферах жизнедеятельности наиболее распространены те или иные преступления. Изучение этих вопросов показывает, что, например, почти половина преступников к моменту совершения преступления не состояла в браке, что вдвое выше, чем доля не состоящих в браке среди всего населения. При этом коэффициент преступности среди не состоящих в браке почти в два раза выше, чем среди состоящих. В немалой степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления значительную долю составляют молодые люди, не успевшие обзавестись семьей. Интересно отметить, что семьи лиц, состоящих в зарегистрированном браке, прочнее, чем у тех, кто состоял в фактических брачных отношениях. За время отбывания наказания в местах лишения свободы чаще распадались семьи осужденных женщин, чем мужчин. Иначе говоря, жены дольше ждут своих мужей, чем мужья жен.
Существует и другая закономерность: с ростом числа судимостей увеличивается количество лиц, не состоящих в зарегистрированном браке.
Подавляющее большинство лиц, совершающих преступления, участвовали в общественно полезном труде, однако многие из них, особенно из числа хулиганов, воров, разбойников и грабителей, часто меняли место работы, имели перерывы, иногда значительные, в своей трудовой деятельности. Среди тех, кто не работал, не учился и не получал пенсии, немало женщин, которые до осуждения занимались домашним хозяйством. Среди неработающих велика доля преступников-рецидивистов.
Среди лиц, совершающих преступления, больше всего рабочих, значительно меньше крестьян, служащих и учащихся, что идентично структурному расслоению населения.
Подавляющее большинство преступников (до 93%) составляют местные жители.
На поведение личности, сферу ее интересов, круг общения, выбор способов реализации жизненных целей оказывает влияние образование. Данные свидетельствуют о том, что уровень образования лиц, совершающих преступления, ниже, чем других граждан, причем особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Самый низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства, наиболее высокий – у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием. Среди преступников лиц с высшим образованием 5,2%, со средним профессиональным – 19,5, с общим средним – 75,3%.
Из свойств личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступного поведения. Больше всего рецидивистов среди воров, грабителей, разбойников, членов преступных организаций.
В связи с трудовой занятостью необходимо иметь в виду и трудоспособность. Этот вопрос должен постоянно учитываться при разработке и осуществлении предупредительных мероприятий, в работе по исправлению осужденных. Поэтому важно знать не только степень трудоспособности, но и характер заболевания, а в связи с этим рекомендации медицинских учреждений.
Выборочные исследования показывают, что большинство преступников были полностью трудоспособными, лишь примерно каждый 8-10-й имел ограниченную трудоспособность.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 5046;