Основная тенденция гештальта: создание и разрушение гештальтов
Основательный обзор литературы по гештальт-терапии и наблюдение за терапевтами позволяют нам сформулировать полезное и твердое основное утверждение. Оно состоит в следующем: Личность имеет тенденцию формировать и завершать или разрушать гештальты, основанные на организмических потребностях или интересах.
Для прояснения этого утверждения нам могут быть полезны некоторые другие определения. Слово “личность” здесь используется для того, чтобы показать целостность биологического организма и его феноменологического поля (то есть его понимания себя и контекста или экосистемы, в которой он находится).
Гештальты – множественное число от немецкого слова “geshtalt”, позволяющее описать процесс формирования человеком своего восприятия на основе существующих стимулов и текущего синтеза предшествующего опыта. Например, в своем прошлом опыте я научился тому, что определенное дрожание и суженное внимание означает, что я не ел и у меня снижен сахар в крови. Этот “гештальт” тогда будет выходить на первый план, когда я чувствую слабость и немного дрожу.
Потребности располагаются в самом организме. Это значит, что они возникают вследствие биологических процессов и организованы так же строго, как и в иерархии Маслоу (1970). Маслоу выделял такие психологические потребности, как потребность в безопасности, в принадлежности и любви, потребность в оценке, самоактуализации и эстетические потребности. Примерами потребностей могут быть как голод и жажда, так и опыт скуки и вытекающая из него потребность в стимуляции определенного рода. Оба этих примера объединяет то, что они в определенной форме доступны осознанию, поскольку осознание происходит благодаря телу и нервной системе. Мы говорим о том, что потребности организмичны, то есть буквально находятся в природе самого организма. Временами это вызывает некоторое недопонимание, поскольку организм может быть стимулирован средой и, соответственно, благодаря среде сформируется некий гештальт. Например, если вы читаете этот абзац и вдруг остановитесь, чтобы повнимательней вслушаться в то, что происходит вокруг, то вы заметите, что вокруг вас присутствует звуковой фон, который до этого вы не осознавали. Причина и механизм, благодаря которому происходит привлечение внимания к чему-либо, находится в организме, в той части среднего мозга, которая фильтрует информацию в целях лучшей осведомленности. Если послышится непонятный звук или сигнал опасности, например, шорох за окном, то сознание обратит на него внимание. Другими словами, среда не может решить, к чему привлечь внимание, скорее, организм, основываясь на опыте, формирует гештальт.
К сожалению, для классических теорий личности, основанных исключительно на потребностях, стало очевидно, что одних только потребностей недостаточно, чтобы объяснить человеческое поведение. Современным исследователям уже ясно, что когда все потребности удовлетворены, человек или другой организм все равно, тем не менее, продолжает действовать! Другими словами, точно определенной потребности еще не достаточно, чтобы объяснить “активность и бытие организма в мире”. Так, внимание человека склонно блуждать по интересам, которые, на первый взгляд, не удовлетворяют никакой потребности, кроме простой стимуляции. В своем монументальном обзоре исследований мотивации Коффер и Апли (1964) приводят множество свидетельств, подтверждающих огромную важность активности и интереса для мотивации и организации опыта. Они ссылаются на работы таких разных исследователей, как Харлоу (манипуляции), Берлин (исследовательские реакции), Вудворт, Шлоссберг, Маркус (ориентировочные, или реакции внимания), свидетельствующие о том, что манипуляция, исследование, ориентация и привлечение внимания к различным стимулам усиливают и формируют потребности как таковые. Нам необходимо понаблюдать всего лишь несколько секунд за своим поведением, чтобы понять, какое значение имеют для нас интерес и внимание.
Принимая во внимание все вышеприведенные определения, мы можем описать основное утверждение гештальт-терапии более ясным языком: Потребности и интересы индивидуума предопределяют центр его личностного осознания. Вся психическая, мыслительная и эмоциональная деятельность личности направлена на разрешение этих потребностей, образующих фигуру в сознании, и, таким образом, на исчезновение этой фигуры из зоны осознанности.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1227;