Конфессиональные типы культур

В основе конфессиональных типов культур лежит религия и весь набор ее мировоззренческих и социальных установок. Религиозные культуры принципиально отличают­ся от всех других типов культурных систем иным спо­собом упорядочивания мира и представлений чело­века, выделением во всем этом зоны сакрального, принципиально непостижимого рациональным интел­лектом.

На европейскую культуру решающее влияние оказала христианская религия, возникшая в I веке н.э. Христианская картина мира определялась несколькими основными догматами: верой в единого Бога, но в трех лицах; идеей Боговоплощения; искупительной жертвой Иисуса Христа; верой в существование загробного мира и в бессмертие души; идеями спасения и Откровения, конца света, второго пришествия Иисуса Христа, страшного суда и воскрешения.

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека. Статус человека высок – он не произошел от низших существ, а является высшим творением Бога и, более того, образом и подобием Бога. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий и, прежде всего, веры. Путь к спасению и вечной жизни – в единении с Богом. В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации. Христианская нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной связи добра, истины и свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия. Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Христианство призвано было утверждать идеалы Любви, Добра, Милосердия, только на этом пути человек мог приблизиться к Богу. В противном случае – зачем ему свобода воли? Движение в другом направлении умножает зло, ненависть, ведет человека к гибели не только физической, но и духовной.

В индо-буддийской традиции отсутствует христианская идея однонаправленности мирового процесса, подчеркивающая центральную роль прихода Спасителя. Ее место занимает идея бесконечного круговорота, который не имеет ни начала, ни конца, ни конечной цели. Но наряду с этим миром существует иной, Абсолютный мир, неподвижный и вечный. Ни в одной другой религии посмертная судьба человека не обусловлена столь жестко его собственными действиями и помыслами (кармой). Здесь нет Бога, которого можно было бы умолять о помиловании, замолить свои грехи покаянием. Здесь есть лишь личная карма и «мировой закон», некий идеальный порядок, космический принцип, которому подчиняется все в мире. Здесь нет и вечной смерти – здесь только вечная жизнь во всем многообразии ее проявлений, бесконечная цепь «вращений» всех живых существ в кругу перерождений.

Еще один «ключ» к пониманию индо-буддийской традиции – идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта, отношение к земному бытию как к страданию. Цель жизни – достижение нирваны, то есть такого плана бытия, где прекращаются страдания, и происходит «выключение» из цепи перерождений. Нирвана с санскритского переводится как «медленное затухание огня». Приближение к нирване означает приобретение высшей мудрости, «просветление», дающее возможность постичь иллюзорность видимого мира, жизни и смерти. «Мудрец не оплакивает в сердце своем ни тех, кто живет, ни тех, кто умер» – гласит тибетская мудрость.

Индо-буддийское учение о личном спасении – это учение о путях приближения к Высшему Знанию, о путях познания Высшей Истины, о путях духовного просветления. Есть три уровня знания: неведение (авидья – дологическое мышление); понятийное, научное знание (виджняна – логическое знание); всезнание (праджня – надлогическое, космическое знание). Путей приближения к истине может быть много; истина каждым может пониматься по своему, но в любом случае ее познание предполагает «выход» на третий уровень знания: слияние с абсолютом, с «космическим законом», переживание своего единства с миром.

Согласно буддизму, личности как таковой нет, это всего лишь поток дхарм. Индивидуален путь, которым каждый человек идет к своему освобождению, и в этом смысле личность есть в то же время некоторая целостность. В контексте индо-буддийской культуры личность никогда не воспринималась как начинающая с «нуля» свой путь; она есть ежесекундное порождение Космоса, она исходит из бесконечности, изначально неся в себе все ее великие потенции – потенции абсолютного совершенства. То, что изначально присутствует в любой личности, неизмеримо больше того, что эмпирически проявляется в реальной жизни. Поэтому развивать личность для носителя индо-буддийской традиции означает не «записывать» на ней, а, наоборот, стирать «написанное», очищать сознание от «загрязнения».

Космические связи человека, осознанные им, перестают быть его оковами и становятся связующими звеньями, соединяющими его со Вселенной. В результате человек получает возможность воздействовать на жизнь во всех ее проявлениях, а это и есть индо-буддийское понимание свободы.

Основой, главным принципом индо-буддийского сознания принято считать принцип недвойственности мышления, то есть целостный взгляд на мир. Вместо привычного для западного человека разделения «одно и другое», восточная традиция исходит из другого типа связи – «одно во всем и все в одном». На Востоке считают, что осознание этого логического принципа является главным признаком начала «просветления».

Главными духовно-нравственными источниками, на протяжении веков питающими китайскую культуру, являлись учения Конфуция и Лао-цзы, мудрецов, живших в VI веке до н.э.

В китайско-конфуцианской традиции так же, как и в индо-буддийской, отсутствует идея единого Бога, творца мира и человека. Конфуцианское Небо, как и индуистский абсолют – Брахман, суть безличные начала, и с этим неразрывно связан целый комплекс других идей. Нет личного Бога – нет сотворения мира и нет его конца. Мир вечен, он не движется ни к какой цели, ни к какому завершению, он движется по кругу. Нет личного Бога – нет и Божественного Откровения, истина вечно пребывает в мире.

Однако при определенном сходстве религиозно-философских основ индо-буддийской и конфуцианско-дао-систской культур, между ними есть и существенные различия. Как Небо, так и закон кармы регулируют социальную жизнь и поведение людей. Но хорошее будущее рождение – не высшая цель для индуса, равно как и земной мир – не высшая реальность. Высшая реальность – Брахман, и высшая ценность – осознать свое с ним тождество, слиться с ним и навсегда выйти из круга перерождений. С Небом же «слиться» нельзя, можно лишь подчиниться его законам.

Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность. Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье на все общество и осуществить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного этикета – правил ли (ритуал, этикет). Этот ритуализированный этикет становится не только семейной, но и государственной нормой. Отношения государя и подданных строятся по образцу отношений «отца» и «сыновей», и каждый должен исполнять отведенную ему роль: «государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».[36]

Делая ритуализированный этикет своим внутренним содержанием, человек обретает жень – гуманность, человеколюбие. Основой конфуцианского человеколюбия является семейный долг, уважение человека как носителя родовых связей.

Лао-цзы, в отличие от Конфуция, считал, что человек должен следовать не искусственно созданному ритуалу, а естественному, необходимому закону природы – Дао (путь). Задача мудреца – освободиться от сковывающей его привязанности к единичному, преходящему и обрести подлинную гармонию бытия. Эта гармония уже содержится в дао. Дао – это путь единой жизни, которая пронизывает все сущее, принимая различные формы и воплощаясь в бесконечной череде преходящих вещей и состояний. Ради слияния с дао мудрец отказывается от всего того, что его привязывает к конечным формам, и в том числе к собственной индивидуальности.

Основу мусульманской культуры составляет ислам (в буквальном переводе с арабского – предавание себя богу, покорность). Ислам возник в VII веке и был третьей по времени образования мировой религией. Идейными источниками ислама были арабские предания, иудаизм и христианство, в силу этого в исламе много схожих с ранними религиями идей. Сходство мусульмане объясняют тем, что Бог един и много раз давал откровение людям через пророков, в том числе и через Иисуса, но прежние истолкования были не совсем верными. Ислам опирается на пять «столпов веры», указывающих на важнейшие обязанности мусульманина. К ним относятся: исповедание двух основных догматов исламской веры – единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда – а также молитва, пост, налог в пользу бедных, паломничество.

Как и в любой религии, основополагающее значение в исламе имеет вера. Но в отличие от христианства мусульманство высоко ценит и знание. То, что в Коране не славили «нищих духом», дало возможность исламу овладеть духовными богатствами других народов. В отличие от христианства ислам не отрицал значения рациональных отраслей культуры. Именно благодаря этому обстоятельству арабы многое сохранили из культурного наследия античности.

Мусульманская этика зиждется на неразрывном единстве знания, веры и действия. Мало верить, чтобы попасть в рай, нужны еще добрые деяния. Коран, как и Библия, обещает исполняющим моральные заповеди вечное блаженство. Среди добродетелей, почитаемых в исламе, можно назвать разум, рвение, скромность, богобоязненность, праведность, верность, искренность, смирение, негневливость, прощение, а среди отрицательных свойств характера – склонность к мирским украшениям, жадность, ненасытность, похотливость.

В исламе в большей степени, чем в христианстве, проводится идея провиденционализма, божественного предопределения. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога, поэтому мусульманине должны быть сдержаны в проявлении своих чувств во время несчастий и бед.

Субкультура

Научно-технический прогресс, процессы урбанизации, индустриализации, специализации неизбежно ведут к усложнению социальной структуры общества. Общество состоит из множества социальных групп, классов, наций, народностей, слоев. Каждая социальная группа занимает определенное положение в обществе, имеет свои интересы, цели, потребности, выполняет определенные функции. В силу обособленности у неё формируется собственная субкультура.

Субкультура – это часть общей культуры, отличающаяся определенной спецификой. Всякая культура состоит из многих элементов, составляющих ее специфику (язык, религия, обычаи, нравы, искусство, хозяйственный уклад и другие), а субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень близка базовой, отличаясь лишь несколькими чертами. Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретно-историческое сообщество внутренне неоднородно, включает в себя помимо основного этнического и социального ядра и определенные вкрапления – группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и иными признаками.Специфика этих признаков может быть порождена и накоплена в связи с относительно изолированным от основного ядра проживанием данной группы (например, русские камчадалы), особым вероисповеда­нием (старообрядцы), особыми сословно-профессиональными функциями (степные казаки волжско-азиатского района), иным этническим происхождением (кубанские казаки).

Помимо субкультур, отличающихся от основной культуры какими-либо этническими, лингвистическими или конфессиональными признаками, существует множество субкультур, основанных на социальной или возрастной специфике. Например, молодежная субкультура, субкультура пенсионеров и людей пожилого возраста, субкультура среды инвалидов. Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален так же, как и тенденция сближения или еще большего размежевания с базовой культурой.

В рамкахпроцессаразделения труда, проявившегося в выделении социальных функций, статусов и ролей, длящегося современ неолита, происходила и все более углубляющаяся их специализация в самых различных областях материального, интеллектуального, художественного и иного произ­водства, коммуникации. Эта тенденция углубления специализированностиразличных областей деятельности есть объективная составляющая общего социокультурного прогресса. Подобное разделение культуры на профессиональные сегменты началось со времен неолита с разделения функций бродячих охотников и оседлых земледельцев, затем с выделения функций и культур скотоводов, шаманов, вождей, воинов, ремесленников. В основе профессиональной культуры лежат не столько социально-бытовые элементы образа жизни (как в этнической культуре), а некоторые принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями и правилами той или иной профессии. Сюда же входят элементы социальной этики, целей и социальной ответственности за последствия данной деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональные языки.

Уже в Античную эпоху появились первые объединения ремесленников и торговцев, воинов и жрецов, в среде которых начали вырабатываться определенные специфические ритуалы поведения и этикета, внешние атрибуты принадлежности к такому объединению. Еще большее развитие все это получило в эпоху Средневековья, когда начали складываться специфические ремесленные цеха и гильдии, рыцарские и церковные ордена, существенно углубившие символико-ритуальные особенности своего быта, начавшие постепенно влиять и на обыденную сторону культуры подобных объединений, на их язык (профессиональный жаргон), стиль поведения. В эпоху Нового времени система цехов и гильдий, а также большинства орденов (за исключением церковных) преимущественно распалась, но понятие «профессиональной культуры» (военного или священника, финансиста или инженера) еще больше углубилось. Перечень подобных профессиональных культур вырос до многих десятков, особенно, если учесть и то, что на статус подобных субкультур с полным правом могли претендовать и десятки криминальных «профессий» (воры, грабители, террористы, проститутки). В каждой из этих культур (субкультур) складывалась своя специфическая система поведения, этика отношений, суждений, оценок, статусно-ролевых положений, языка, символики.

Молодежь представляет собой социально-демогра-фическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств. Молодежная культура отражает особенности образа жизни, вкусы, моду, формы проведения досуга, поведения молодежи. В молодежной культуре находят отражение многие противоречия подросткового периода жизни: высокие притязания и низкий социальный статус; стремление самоутвердиться и отсутствие опыта; максимализм и ограниченные возможности; стремление к самостоятельности и зависимость от взрослых. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей. «Бунтуя» против образа жизни и ценностей взрослых, молодежь не может предложить ничего позитивного взамен. Молодежная субкультура формируется на стыке массовой и популярной культуры. Частью массовой культуры она является потому, что молодежь выступает ее основным субъектом и потребителем.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. По каким критериям строится типология культур? 2. В чем существенное отличие формационной типологии от цивилизационной? 3. Какие признаки характеризуют кровнородственный и этнический типы культур? 4. Каковы признаки национального типа культуры? 5. Какие идеи определяют христианский тип культуры? 6. Дайте характеристику буддийской культуры. 7. Каковы главные ценности конфуцианской культуры? 8. В чем сходство и в чем различие буддийской и конфуцианской культур? 9. Какие идеи в исламе сходны с идеями в иудаизме и христианстве? 10. Охарактеризуйте основные ценности исламского типа культуры. 11. Как социальная структура отражается на культуре общества? 12. Чем субкультура отличается от до-минирующей культуры? 13. Что лежит в основе профессио-нального типа культур? 14. В чем особенность молодежной субкультуры?  

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. По видам деятельности выделяют: а) культуру управления; б) молодежную культуру; в) культуру общения; г) массовую и элитарную культуру; д) культуру познания. 2. Основанием формационной типологии культур является: а) технологический базис общества; б) социально-экономическая основа общества; в) духовная сфера общества; г) историческая эпоха. 3. Понимание цивилизации как локальной моно- или полиэтнической общности с выраженной культурной спецификой принадлежит: а) Н.Я. Данилевскому; б) А. Тойнби; в) О. Шпенглеру; г) А. Веберу. 4. В национальном типе культуры консолидирующую роль выполняют: а) кровное родство; б) обычаи; в) государство; г) общая система ценностей. 5. Признание творчества и свободы человека – признак культуры: а) христианской; б) исламской; в) конфуцианской; г) буддийской. 6. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». О каком типе культуры идет речь: а) исламской; б) христианской; в) конфуцианской; г) буддийской. 7. В конфуцианско-даосистском типе культуры утверждается: а) смерти нет, есть бесконечная цепь перевоплощений; б) жизнь человека определяется не судьбой, а кармой; в) человек должен жить в соответствие с ритуалом; г) человек должен следовать естественному, необходимому закону при-роды – дао. 8. Профессиональный тип культуры обусловлен: а) общественным разделением труда; б) разными способностями людей; в) общественной потребностью; г) многообразием видов деятельности. 9. Тип культуры, основанный на социальной или возрастной специфике ее носителей называется: а) конфессиональным; б) национальным; в) субкультурой; г) контркультурой.  

 

 

XVI. ПРОБЛЕМА ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК:








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2705;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.