МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Многие ученые пытались разгадать внутренние стимулы предпринимательской деятельности, полагая, что в этом кроется успех в бизнесе. Они наблюдали за поведением выдающихся менеджеров и бизнесменов. В конце XIX в. американский философ и психолог Уильям Джемс (1842—1910) выделил два важнейших инстинкта — честолюбие и стремление к соперничеству, которые, как он считал, на 90% определяют успех в деловом предпринимательстве. «Мы знаем, — писал он, — что если мы не выполним эту задачу, ее выполнит кто-то другой и получит доверие или кредит. Поэтому мы выполняем ее. Вот на чем основано честолюбие».
В середине XX в. американские психологи, в частности Д.Макклелланд и Дж. Аткинсон, создали более сложную и вместе с тем более точную модель предпринимательской деятельности. Оказывается, все зависит от того, насколько у вас развита потребность к достижению. Если она существует у
5 Жамкочьян М. Коней социализации или новые стратегии успеха // Знание-сила. 2000. № 12.
индивида, он способен преодолеть любые трудности. Если же ее недостает, то даже слабый успех не станет подспорьем в вашем бизнесе.
Потребность в достижении обозначает состязание с некоторым эталоном, стремление превзойти его. Предприниматели отличаются от других людей тем, что, наряду с мотивом достижения, способны взять на себя высокую ответственность. Можно выделить три условия, при которых появляется мотив достижения: 1) человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела; 2) надо четко представлять себе, чем закончится дело, принесет оно вам удачу или поражение; 3) успех не должен быть четко определенным или гарантированным, но должен быть связан с умеренным риском, некоторой неопределенностью. Мотивации на достижение — это потребность делать нечто лучше, чем оно было сделано вчера.
В 1964 г. Дж. Аткинсон в своих экспериментах выявил любопытный факт: испытуемые, отличавшиеся высоким уровнем потребности в достижении, как правило, гордились своими успехами. Напротив, с низким уровнем были очень довольны тем, что им удалось избежать неудачи. «Формула успеха» Аткинсона гласила: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой. А в «формуле страха» перед неудачей основную роль играли мотив или стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного неуспеха. Согласно гипотезе, неудача при решении легкой задачи (что равносильно высокой вероятности успеха) более притягательна для индивида, чем поражение при решении трудной задачи. Предприниматель выбирает, как правило, средний путь, где вероятность достижения успеха равняется 50%. Он стремится достичь успеха и вместе с тем гордится своими победами, что возможно, если успех достаточно труден. Легкие победы обесценивают результат.
Формула Аткинсона выявляет достаточно сложную структуру «игры ожиданий». Совершенно очевидно, что если задача слишком трудна, то ее нельзя решить, полагаясь только на свой интеллект. Необходимо определенное везение. Поэтому говорят, что случай — верный спутник предпринимателя. Но он выпадает лишь на долю тех, кто не боится рисковать. Рядовые служащие предпочитают твердые гарантии. Но гарантии, считает деловой человек, это норма поведения для посредственностей. Бизнесмен постоянно перешагивает ее, балансируя между страхом перед неудачей и гордостью за успешно преодоленное препятствие.
В 1972 г. Б. Вейнер обнаружил, что: 1) неудача способна, вопреки ожиданиям, усиливать мотивацию, но при условии, что речь идет не о простых людях, а об индивидах с сильно выраженным стремлением к достижению; 2) напротив, неудача подавляет мотивацию у тех, кто обладает слабо выраженным стремлением к достижению; 3) мотивация уменьшается, когда предпри-
I,
имчивые (с сильной мотивацией на достижение) добиваются успеха; 4) напротив, мотивация возрастает у вторых (со слабой мотивацией на достижение), если с ними происходит то же самое, т.е. они добиваются успеха.
Общество может создавать благоприятные и неблагоприятные условия для бизнеса. Если правительство увеличит вероятность предпринимательского успеха от низшей отметки хотя бы до средней, то бизнес привлечет людей с высоким и низким уровнем потребности к достижению. Вероятность успеха может гарантироваться соответствующими законодательными мерами, например охраной прав собственника, и политическими, например твердым конституционным строем. Если же правительство этого не делает и в обществе окажется слишком высокой вероятность потерпеть поражение, наиболее талантливая молодежь покинет сферу бизнеса, даже если вероятность успеха поднимается от низшей до средней отметки.
А что произойдет при дальнейшем росте вероятности успеха? Возможность достижения успеха, увеличиваясь от средней отметки до высшей, сделает бизнес неинтересным для людей с высокой потребностью в достижении. Притягательнее для них окажутся другие сферы, где опять же высок уровень риска и высока степень неопределенности при достижении успеха. Конечно, бизнес не опустеет, он станет сферой деятельности ординарных людей. Он привлечет людей с высоким уровнем страха перед неудачей. Таким образом, правительство может поощрять смелых и предприимчивых либо трусливых и посредственных. И неизвестно, в каком случае деловая активность принесет большие плоды.
Предположим, что у вас надежда на успех сильнее, нежели страх перед неудачей. В таком случае можно утверждать, что вы относитесь к вполне определенному типу предпринимателей. Что характерно для вас? Добившись успеха, вы постараетесь объяснить его своими личными качествами (проверьте себя сами!). Доказано, что человек, нацеленный на успех и не боящийся поражения, приписывает победу своим способностям и усилиям, и неудачу он связывает с собой. Человек с преувеличенным страхом перед неудачей стремится объяснить свое поражение неверием в собственные силы либо кознями извне. Он не умеет держать удары судьбы и не стремится «взять реванш». Считается, что к предпринимательской деятельности годятся люди первого типа.
В 1966 г. Дж.Роттер создал теорию «локуса контроля», где используется шкала «интернальности — экстернальности». Он выявляет тех, кто, достигая цель, опирается на внутренние стимулы, и тех, кто стремится валить все на внешние обстоятельства. Первые, интерналы, верят в собственные способности влиять на внешние обстоятельства и подчинять себе успех, а вторые, экстерналы, по природе своей фаталисты. Они считают, что успех зависит от таких обстоятельств, на которые невозможно повлиять. Так вот, ответственность берут на себя чаще интерналы: они уповают на собственный труд, а не на помощь извне. Из их рядов выходят предприниматели. Интерналы в успехе и поражении винят себя. Экстерналы же успех записывают себе в заслугу, а в поражении винят обстоятельства.
Хотя менеджеры и предприниматели из одной и той же породы людей, между ними есть различия, наложенные характером работы: первые трудятся в организации, а вторые — на свободном рынке. Оказалось, что поведение менеджеров — это чаще всего приспособление к старому, а предпринимателей — его изменение. Менеджер — это человек, вникающий во все детали, он изменяет окружение и делает его лучше таким образом, что не выходит за рамки установленных организацией норм и правил. Напротив, предприниматель, как всякий новатор, предпочитает вносить разнообразие.
Давно замечено, что успешный предприниматель, создавший быстро прогрессирующую бизнес-фирму, не обязательно становится успешным менеджером. Когда фирма разрастается, у нее появляется организационная структура, упорядочивающая взаимоотношения сотен людей. Теперь ему приходится разбираться с людьми, а не с рынком. А это уже царство иных законов. Мотивация на достижение превращается в потребность власти.
Чаще всего предприниматель становится менеджером, устав от риска, неопределенности и стрессов, чем наоборот. Чтобы превратиться в предпринимателя, человеку нужен иной стиль мышления, иная психология, иная стратегия поведения и мотивации. Это не значит, что дорога в бизнес открыта для немногих избранных. Туда могут идти все, но остаются единицы. Если, конечно, речь идет о цивилизованном рынке и цивилизованном бизнесе.
Менеджер стремится максимально прояснить ситуацию, чтобы применять к ней стандартные научные методы. Ясной и четкой является организационная иерархия. Но рыночная стихия — та область, где нет кристальной ясности и стабильности. Посему коньком предпринимателя выступает чутье, интуиция и другие нерационализуемые факторы.
В отличие от менеджера для предпринимателя поиск рисковых ситуаций и умение их разрешать обладают высокой ценностью. Только на ранней стадии деньги и прибыль — адекватное вознаграждение за риск. В дальнейшем же все больший вес приобретает индивидуальное «Я». Признавая за собой способности умело выходить из рискованных ситуаций, новатор нередко ставит выше свое право на поражение, чем чужое право на успех.
В отличие от предпринимателя менеджер (особенно в крупной корпорации) меньше стремится выразить свое «Я».
Склонность к риску. Вопреки распространенному мнению, предприниматели рискуют умеренно, за смелым решением у них скрывается трезвый учет объективных возможностей и собственных сил. Предпринимателя никак нельзя уподобить безрассудному игроку. Прибыль рассматривается как награда предпринимателю за деятельность в ненадежном мире рынка, вознаграждение за риск и умение правильно угадывать рыночную конъюнктуру.
Исследования обнаружили несколько разновидностей риска: рисковать можно финансовым состоянием, карьерой, социальными связями, эмоциональным благополучием. Предприниматель, как удалось выявить при помощи специальных тестов, склонен ко всем видам риска. Правда, он стремится оптимально сочетать субъективные и объективные факторы, обнаруживая завидную выдержку и расчет, замечая то, чего не видят другие. Неудивительно поэтому, что, начиная дело, предприниматель убежден, будто он особо-то и не рискует. Когда несведущие в бизнесе люди ссыла-
ются на отсутствие у себя деловых способностей, это значит, что их воображение преувеличивает уровень риска до такой степени, что они теряют веру в свои силы и возможность достичь успеха.
Мышление предпринимателей. Предприниматели обладают так называемой избирательной эвристикой (эвристика — технология открытия нового). Действия высококлассного предпринимателя напоминают поведение высококлассного ученого: он умеет обнаружить в информации скрытый смысл. Он умеет нестандартно решать обычные задачи, активнее других людей сопротивляется давлению внешних обстоятельств, моментально отбирает главное и на этом концентрирует все усилия. Поразительная черта подобной эвристики — умение найти подходящее для данной ситуации действие и время, найти ресурсы, кадры и информацию. Пока обычный человек возится с одним из ним, например подыскивает кадры, предприниматель должен успеть завершить весь проект или его половину. К этому надо прибавить способность предпринимателя находить выход в безвыходной ситуации, действовать холодно и расчетливо, в условиях риска и плотной конкуренции уметь отыскать «щель в заборе».
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1293;