ДОСТИГАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО

Мотивация достижения характеризует не только отдельных индивидов, но и целые общества. Эту идею Д. Макклелланд блестяще доказал на ис­торическом материале, изложенном в его книге «Достигающее общество»1, которая вызвала большой интерес еще и тем, что автор пытался применить психологические методы к объяснению макроэкономических процессов. В первой, методологической, главе автор оговаривает рамки применимо­сти к истории психологического и социологического подходов, доказы­вая, что их различия — объяснение поведения индивидов и действий боль­ших масс людей — позволяют с разных сторон осветить общую проблему: каким образом изменение мотивации достижения, овладевшей всем об­ществом или его значительной частью, может повлиять на экономический рост страны.

Сравнивая уровень потребности к достижению в разные исторические периоды, Макклелланд убедительно доказал, что наибольшего успеха в эко­номике добиваются тогда и там, когда и где у людей высока сила мотива к достижению. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику. И, наоборот, в обществах, харак­теризуемых низкой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается. Примером служит Япония. В 1961 г. Макклелланд предсказал ей экономический взлет в начале 1970-х гг. Так и случилось. Причиной, по его мнению, служат высокий уровень моти­вации достижения у японцев и практика воспитания детей. В те времена япон­цы ставили перед собой трудные, но выполнимые задачи, использовали весь­ма эффективно свои скудные ресурсы, проявляли инициативность и брали на себя ответственность как за успехи, так и за неудачи. Они планируют на­перед и находят наилучшие пути для осуществления своих замыслов.

Кросскультурный анализ, проведенный Макклелландом, свидетельству­ет, что индивиды с высоким уровнем мотивации достижения заявляют о себе уже в ранние годы своей жизни. Но подобное случается при стечении двух обстоятельств: 1) их родители проявляют ответственность за своих детей; 2) общество поощряет развитие в людях индивидуальности. Кроме того, до­стигающее общество должно предоставлять индивидам достаточную свобо­ду выбора. Помимо Японии, к такому типу обществ, по мнению Макклел-ланда, относится Америка.

В четвертой главе автор приводит данные своего исторического анали­за. Он сравнил популярную литературу разных стран в разные эпохи — ан­тичную Грецию, цивилизацию инков в Перу, средневековую Испанию, Англию кануна промышленной революции и Европу с 1920 по 1950 г. — и установил, что период распространения в литературе мотивов успеха пред­шествует периодам экономического подъема страны. И, наоборот, когда литературное воображение нации падало, приходила в упадок экономика. Литературная тематика лишь отражала культурные брожения и культурный прогресс в стране. Когда античные греки изменили практику социализации

2 McClelland D.C. The Achieving Society. N.Y., 1961.

детей, сделав ее более сковывающей и несвободной, через некоторое время последовал общий упадок нации.

Мотивация, связанная с личным успехом, потребностью в достижении, зарождается, по мнению американского психолога, в эпоху раннего капи­тализма. Вместе с сословным строем капитализм отвергает и мораль само­ограничения. На каждые сто строчек английской драмы, описаний путеше­ствий и народных баллад, проанализированных Д.Макклелландом, в 1400— 1500 гг. приходилось в среднем 4,6 строчки, связанных с мотивом достижения, в 1501 — 1575 — соответственно 4,79, в 1576—1625 — 4,81, 1776— 1830 — 6 строчек. Потребность в достижении, в противоположность уста­новке на спасение души или стоическому идеалу «спокойной жизни», за­нимает теперь центральное место в системе социальных и личных ценно­стей.

После этого Макклелланд исследует связь политического режима (дик­татуры) и достигающей мотивации, религии и ценностной системы, предоп­ределяющей экономический рост. В пятой главе «Психологические факто­ры экономического роста» Макклелланд анализирует взаимосвязь таких переменных, как аффиляция и рост населения, власть и диктатура, ценно­стные установки и экономический рост, универсализм и партикуляризм, предписываемые и достигаемые ста­тусы, коллективизм и самоориента­ция, аффективная нейтральность, ра­ционализм и магия, оптимизм, мате­ риальные потребности, кооперация и рыночная мораль. Немало внимания в своей книге Макклелланд уделяет различным формам активизма, именуя его «духом Гермеса»: спортивному азарту, путешествиям, социальной мо­бильности, экспрессивным общественным движениям. Две главы своей зна­менитой книги он посвящает поведению предпринимателей и их соци­альным истокам, в связи с чем касается механизма принятия управленче­ских решений, инструментального поведения, принятия ответственности, сравнительного анализа деятельности менеджеров в разных странах (разви­тых и развивающихся), бизнес-рекрутмента и социально-классового про­исхождения предпринимателей, сопоставления ценностных ориентации и поведения менеджеров и предпринимателей.

Читателя, впервые столкнувшегося с книгой Макклелланда, поражает кругозор автора, который берется буквально за любую тему и при этом счи­тает, что все они связаны с мотивацией достижения. Действительно, в за­ключительных главах мы обнаруживаем анализ таких явлений, как комму­нистическое и католическое движение, практика воспитания детей в раз­ных культурах и эффект доминирования в семье отца, взаимосвязь классовой позиции и религии, влияние на достижение идеологии и систе­мы образования, мотивация достижения у евреев и позитивный мистицизм. Широта кругозора Макклелланда вовсе не означает бессистемности его взглядов. Напротив, в столь разных явлениях ему удается выделить органи­зующий их стержень — все это сферы общественной жизни, исторические эпохи, культуры, типажи людей, которые выступали причинами, объектом, последствиями или сферой доминирования мотивации достижения. Про-

следить динамику психологических факторов на огромном историческом пространстве, которое заполнено большими группами, эпохами и цивили­зациями, означает, на наш взгляд, нащупать социологический подход к ве­щам, которые раньше казались находящимися в компетенции психологии.

Попытку развить идеи Макклелланда о мотивации достижения и путях развития западного общества предпринял, и весьма успешно, Гарольд Джонс в книге «Характер личности и судьба нации»3. Осветив основные положе­ния теории Макклелланда и результаты его кроссисторического исследова­ния, автор углубляет анализ по нескольким направлениям. Главными сре­ди них являются религиозный, социальный и исторический. Он согласен с Макклелландом в том, что религиозный фактор сыграл значительную роль в становлении европейского типа мотивации достижения, особенно проте­стантизм. Вместе с тем он добавляет, что тяжелый труд, духовная аскеза и неустанное моление средневековых монахов предшествовали развитию тру­довой этики, которую привнес в Западную Европу протестантизм. Вклад протестантской этики в экономическое развитие данного региона заклю­чался в формировании принципов индивидуальной ответственности перед Богом и поощрении исполнительского мастерства. Трудовая деятельность отныне считалась тем способом, каким верующий мог заслужить спасение души. По мнению Макклелланда, протестантизм надо рассматривать как первую в мире попытку служить институциализацией мотивации достиже­ния. Инкультурация протестантизма в тело западноевропейской цивилиза­ции удивительным образом совпала с двумя важнейшими историческими событиями — началом великой индустриальной революции и началом миг­рации европейцев в Америку.

Еще в XIX в. известный экономист Альфред Маршалл доказал, что пред­шествующие 100 лет развития цивилизации — это результат распростране­ния по миру западных ценностей. Именно они служат ярким воплощени­ем мотивации достижения. В четвертой главе своей книги Г. Джонс взялся обосновать справедливость этого положения на анализе американской ли­тературы XIX в. Распространению ценностей трудовой этики и предприни­мательства в американском обществе того периода способствовали эссе философа Р. Эмерсона и школьная книга для чтения McGuffey's Reader, ко­торые сформировали характер нации таким, который обеспечил дальней­шее экономическое процветание.

Однако американская нация вдохновлялась не только литературными, но и реальными героями. Рокфеллер и Карнеги, ставшие живым воплоще­нием американской мечты, доказывают своей судьбой жизненную силу мотивации достижения. Г. Джонс подчеркивает, что для нации очень важ­но иметь перед собой образец реального воплощения тех этических ценно­стей, которые проповедует религия. Люди, сделавшие себя сами, обогаща­ют не только себя, но и страну. В результате их труда США к концу XIX в. имели самые высокие стандарты жизни в мире.

Проследив судьбу выдающихся личностей, Г. Джонс обращается к воз­никновению в США «нового класса» — интеллектуалов и бюрократов, ко­торые отличаются от других не только высоким уровнем мотивации дости­жения, но также стремлением к оправданному риску, инновациям и верой

3 Jones Harold В. Personal Character and National Destiny. St. Paul, Minn., 2002.

в научно-технический прогресс. Подробно анализируя период с 1885 по 1912 г., Г. Джонс описывает механизмы социального восхождения «нового класса». Это время было достаточно противоречивым. Американская меч­та честного превращения нищего в миллионера в тот период не то чтобы пре­вращалась в прах, но ее очень сильно компрометировали всевозможные слу­хи, в том числе раздуваемые американской прессой, о грабителях-баронах {robber barons), нечестно наживших состояния на спекуляциях с нефтью. Одновременно с «новым классом» рождались новые олигархи, а это значит, что на смену классическому капитализму с неограниченной рыночной кон­куренцией приходит монополистический капитализм, где богатые и силь­ные подминают под себя слабых и бедных. Общество почувствовало рази­тельные перемены, появилась реальная угроза ограничения свободы пред­принимательства и честного обогащения.

В начале XX в. государство превратилось из гаранта рыночных свобод в социального регулятора, выражающего интересы «нового класса» и его вер­хушки — олигархов. Отныне именно эти силы навязывали обществу пред­ставления о том, что такое справедливость и процветание. Гегемония госу­дарства и неверие в позитивный характер индивидуальной свободы повли­яли на характер нации и привели ее к депрессии 1930-х гг. (рис. 42).

Рождается новое поколение американцев, считающих бизнес нечестным делом. Недоверие бизнесменам продолжается, по данным многих амери­канских исследований (не только Г. Джонса), вплоть до 1990-х гг. Новый всплеск доверия к американскому бизнесу в конце XX и начале XXI в. объ­ясняется кардинальными изменениями в социальной структуре американ­ского общества. Сегодня более 2/3 населения США являются акционерами и людьми достаточно состоятельными. Не доверять бизнесу в таких усло­виях означает не доверять самим себе.

Многому американцев научила Великая депрессия 1929—1932 гг. Она выявила полную несостоятельность политики государственного регулиро­вания. Разорение миллионов американцев, крушение предприятий и бан­ковской системы, миллионы безработных и очереди у пунктов бесплатной

Рис. 42. Падение производства во время Великой депрессии

раздачи пищи обнажили глубокий моральный кризис общества, разочаро­вание простых граждан в великой американской мечте. Однако нация на­шла в себе силы возродиться, и опять же благодаря давнему источнику — индивидуальному предпринимательству, трудолюбию, честному бизнесу и протестантским ценностям. Мотивация достижения еще раз выручила аме­риканскую нацию и предопределила ее экономический подъем, а затем и мировое господство. Анализ прессы и художественной литературы 1940-1960-х гг., проведенный еще Макклелландом, показал, что ощущение и страх перед кризисом не покидал американцев все эти годы. Кризисное созна­ние — посттравматический синдром и элемент культурного шока проявля­лись во всех сферах жизнедеятельности общества, так называемая советская

угроза, представление об СССР как воплощении мирового зла являлись частью кризисного сознания (его еще называют ориентацией на кризис). По мнению Г. Джонса, литература 1960-х гг. демонстрирует неуважение американцев ко всем институтам об­ щества и кризисное состояние моти­вации достижения как элемента об­щественного сознания. Страх перед очередным кризисом, разрушение тра­диционных ценностей американского общества показали рядовым гражданам, что они все еще не контролируют свою собственную жизнь. Со­хранившийся на несколько десятилетий кризисный синдром показывает, насколько хрупкими являются равновесие общественного сознания, тради­ции и ценности общества, мотивация достижения как социетальная пред­посылка успехов общества.

Книга «Достигающее общество» вышла в 1961 г. и не могла проследить нынешние события. Отчасти их анализ дается во множестве статей Макклел-ланда, вышедших в период с 1965 по 1998 г. Однако той силы и остроты анализа глобальных событий в них уже нет. Макклелланд сосредоточился на практике управленческого консультирования и те проблемы, которые интересовали и вдохновляли его в молодости, уже больше не попадали в поле его внимания. Единственная социологическая книга, до сих пор вхо­дящая в число лучших произведений американской научной мысли XX сто­летия, была скорее исключением в его творчестве. Однако она дала пищу для размышления многим мыслителям, в том числе пресвитерианскому священнику Г. Джонсу.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 969;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.