ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Школу можно считать частным социальным институтом, входящим наряду с высшим образованием в более крупное целое — институт образования. Социальный институт представляет собой: 1) ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы; 2) совокупность обычаев, традиций и правил поведения; 3) формальную и неформальную организацию;
4) совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; 5) обособленный комплекс социальных действий. В пятом томе «Фундаментальной социологии» мы подробно останавливались на этом вопросе. Здесь лишь укажем на то обстоятельство, что все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные(их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные(неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. Главных институтов всего пять, неглавных — многие десятки. Так, например, внутри института образования помимо среднего и высшего образования существуют также среднее специальное, дошкольное, послевузовское образование и т.д. Их можно называть системами, скажем, система высшего образования. И такой термин вполне правомерен. А можно именовать их, используя социологический жаргон, частными социальными институтами. Наряду с ними в институт образования надо включить десятки и сотни социальных практик. От частных институтов они отличаются лишь тем (или в том числе и тем), что не могут быть причислены к учреждениям или совокупности учреждений. Высшее образование — это разветвленная система университетов, академий, институтов, министерских подразделений и др.
Но как быть, к примеру, с обучением, которому десятки тысяч лет, которое за долгую историю принимало множество форм и видов. Его можно назвать педагогической технологией. Но у социологов для него имеется свой термин — социальная и культурная практика. Социальной практикой обучение является потому, что связано с ролями и статусами, правами и обя-
занностями, а культурной потому, что связано с ценностями, традициями и обычаями, ритуалами (например, приветствие входящего в класс учителя) и церемониями (вручение вымпела классу-победителю). В ряде случаев понятия «социальная практика» и «частный социальный институт» совпадают, а иногда они отличаются друг от друга. Так, специалистам до конца еще неясно, куда относить апелляцию абитуриента после провала экзамена — к практикам или институтам.
Аудиторные занятия студентов, лабораторные работы, домашняя подготовка школьника (решение задач, разучивание стихов, прочтение текста), наставническая помощь родителей в ходе такой подготовки, пользование школьной или вузовской библиотекой — все это определенные традиции и обычаи, которых придерживаются большие социальные группы: студенты, школьники, родители, учителя и преподаватели. Их можно назвать еще народными практиками обучения. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Частные институты можно представить как учреждение или организацию. Институт представителей президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответствующих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, готовились штаты специалистов и т.д. А вот такой социокультурной практикой, как приготовление шпаргалок и списывание на экзамене, никто из правительственных чиновников не занимался. Ее никто не узаконивал, но зато с ней боролись вполне законными мерами, и они прописаны в постановлениях, распоряжениях и приказах. Тем не менее списывали тысячи лет назад и будут, по всей видимости, заниматься этим еще тысячи лет. Таков народный обычай, неформальная практика поведения миллионов людей по всему свету. Да и с самими экзаменами не все ясно. Что это — частный институт или социальная практика? А школьные олимпиады? Кстати сказать, их можно считать скрытой формой экзаменов.
Итак, внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты — это социальные практики либо социальные учреждения (институты).
Совокупность частных институтов и социальных практик, функционально связанных между собой, составляет институциональную основу какой-либо важной сферы общества. В данном случае — образования. Эту основу можно смело называть еще системой или матрицей. Суть дела не изменится. Главное, что все они тесно связаны между собой наподобие огромной паутины, опутавшей весь сегмент общества, а то и все общество. Такая сеть или система, если хотите, определяет основные каналы сотрудничества, взаимодействия и обмена между людьми, характеризует строение, базовую организацию общества.
Общеобразовательная школа — скромный элемент в ней. Она призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи:
• способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность;
• дать молодежи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессиональному самоопределению;
• обеспечивать профессиональную ориентацию молодежи.
Специалисты давно заметили, что в бедных странах школа всегда оказывается социальным аутсайдером. В благоприятные годы, когда экономика идет вверх, деньги на образование и культуру выделяют в последнюю очередь — по так называемому остаточному принципу и меньше других «очередников». В неблагоприятные времена, когда экономическая конъюнктура ухудшается, деньги на школу урезают в первую очередь и притом по максимуму. А вот в богатых странах поступают прямо наоборот. Потому, может быть, они и богатые?
Так происходило с российским образованием в трудные 1990-е гг., когда экономика разом провалилась в пропасть: ВВП резко сократился, а бюджетное финансирование образования резко уменьшилось, соответственно поползли вниз затраты на содержание одного учащегося.
Денег на школу в России не хватало, кажется, всегда. В 1906—1908 гг. земским школам в Тобольской губернии пособий на постройку зданий не выделялось, так как в смету земского сбора на этот период не было внесено соответствующего кредита. Крестьяне не торопились давать согласие на открытие начальных школ: ведь это предполагало расходы, связанные с содержанием учебных заведений. Приходилось экономить за счет учителей. Крестьяне даже закрывали по своей инициативе училища. Например, земледельцы Ишимского и Курганского уездов очень неохотно соглашались даже на самые незначительные материальные затраты на обслуживание
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 4335;