Диалектика добра и зла. Добро только тогда добро, когда оно имеет в виду благо человеческого рода как такового, т
Добро только тогда добро, когда оно имеет в виду благо человеческого рода как такового, т. е. добрый поступок и помысел далеки от прямой личной выгоды и раздвигают границы всякого партикулярного интереса. Добро есть то, что ориентировано в принципе на всех, это — радикальное доброжелательство, отношение к другим как к себе самому. Однако подобная формулировка добра есть выражение высокой морали, к которой не сводится мораль конкретных культур, стран и народов. Вы-
2. Зак. 4» 33
Пути добра и зла
сокая мораль — лучшая из тенденций в любой морали, это стрелка компаса, указывающая направление движения к совершенству, но она не исчерпывает собой реальных установок нравственного сознания. К тому же она часто слишком высока и абстрактна, чтобы однозначно применяться в любой конкретной ситуации и с абсолютной надежностью отграничивать добро от зла. Именно поэтому мы должны обратиться к рассмотрению реальных различий и противоречий, возникающих в понимании добра и зла, к ситуациям, где они смешиваются и меняются местами, что часто воспринимается как нечто совершенно естественное либо не замечается вовсе.
Перечислю ряд содержательных позиций, которые ярко демонстрируют, сколь сложными и неоднозначными являются людские представления о добре и зле.
1. Добро и зло различно понимаются в разных культурах. Если принять условное разделение культурных регионов на Запад и Восток, мы тотчас обнаружим кардинальные расхождения в нравственных оценках одних и тех же явлений, проистекающие из разных исторических традиций и ментальных установок. На Западе высоко морально оценивается стремление человека к индивидуальности, уникальности и своеобразию. Быть неповторимой личностью и заявить о себе во всеуслышание — благо, это достойно похвалы и подражания. На Востоке, напротив, не принято выпячивать себя, здесь нравственно-одобряемо быть хорошо «прилаженным» к коллективу, вписанным в общность, одним из «колесиков» ее внутреннего механизма. Крикливая манифестация своей оригинальности рассматривается здесь как зло и попадает в разряд «неприличного поведения».
На Западе вторжение человека в природу, его завоева-тельские амбиции по отношению к внешнему миру, стремление к экспансии оценивается как добро, ибо приравнивается к самоутверждению. Человек — владыка земли. Что может быть лучше для классического западного
Лекция 1
ума? В то же время на Востоке образ завоевателя природы никогда не поощрялся. Здесь нравственно одобрялось и ценилось бережное и осторожное обращение с ней. Добро есть то, что не нарушает наличного баланса. Недаром ведущим принципом даосских мудрецов был принцип недеяния — «у-вэй»: действовать можно только в русле наличного хода вещей, не пытаясь господствовать над ним. Субъективное вмешательство в природу — зло, оно вредно и безнравственно.
2. Представление о добром и злом разнится и по эпохам. Современная рыночная экономика с ее демократией, определяющая облик XX в., в корне изменила многие нравственные оценки, которые в течение веков и тысячелетий были характерны для основанного на традиции общества прошлого. Если прежде при патриархальном укладе величайшей нравственной ценностью было следование традициям ушедших поколений, воспроизведение образа жизни и ориентиров, принадлежавших отцам и дедам, то теперь такой ценностью стало творческое переосмысление традиций, отказ от немалой их части, созидание нового образа жизни и новых идеалов.
В традиционном обществе серьезной добродетелью считалось беспрекословное подчинение старшим и действие по тому стереотипу, который они предлагали. Нынешние поколения выбирают свободу от диктата и опеки, для них истинное добро — самостоятельность, возможность поступать по своему усмотрению и собственной воле.
В прошлом повсеместно действовал двойной стандарт для оценки поведения разных полов. Женщинам вменялась в основном добродетель послушания и терпения, им отводились чисто семейные роли, и попытка женщины быть социально активной получала резкое моральное осуждение. Нравственно адекватной и приемлемой для общества была только такая женщина, которая соглашалась на роль безропотной жены при муже, матери детей, не претендуя на развитие иных своих способностей. В совре-
Пути добра и зла
менном мире, хотя и не без споров и противоречий, одобряется женская активность, стремление женщины быть личностью, профессионалом, социальным деятелем. Полноценное развитие женской индивидуальности — такое же добро, как и развитие индивидуальности мужчины.
Если в обществах прошлого господствовали ориентиры на нетерпимость ко всему «инакому» и непривычные способы мышления и поведения проходили по ведомству зла, то современные демократии полагают добром высокую терпимость к самым разным человеческим проявлениям, если они никому не наносят прямого вреда. Уважение к личности, индивидуальным свойствам людей и их выбору ведет к пониманию добра как соглашения между людьми, а злом оказывается жесткий канон, «прокрустово ложе», заданное извне и обязательное для всех без разбора.
3. То, что является бесспорным добром для человека или группы, с которой он себя идентифицирует (семья, социальный слой, этнос и т. д.), может быть столь же недвусмысленным злом для других людей или другой группы. Яркий тому пример — победа в войне. Победители считают ее добром, радуются ей, прославляют своих лидеров, несмотря на понесенные утраты. А побежденные видят в своем проигрыше зло, потери, экономический, физический и моральный ущерб. Разумеется, бывают «пирровы победы», способные обернуться негативными последствиями для победившей стороны, но чаще всего военная победа, особенно если она увенчала освободительную, «справедливую» войну — это благо для населения, и ее встречают радуясь и ликуя.
С точки зрения высокой морали, любая война, по каким бы причинам она ни разразилась — это зло, ибо она выпускает на свет демонов насилия, расковывает агрессивные инстинкты, сопровождается кровопролитием, мародерством, издевательством над плененным противником. Бескровных и безущербных войн практически не бывает. И все-таки в истории не редки ситуации, когда
Лекция I
тот или иной затянувшийся конфликт решается силой, и буквально каждый, кто вовлечен в него, вынужден выступить на той или иной стороне и признать конкретный факт победы добром или злом.
Оппозиция «благо для меня — зло для другого» встречается не только на полях сражений. Она типична для любого вида конкуренции, а ведь именно на конкуренции зиждется вся современная рыночная экономика. Предприниматель, чей конкурент разорился, радуется: он находится в выигрыше. Чужое страдание и крах оборачиваются его выгодой, обогащением и самоутверждением. Пусть неудачник плачет! Можно сколько угодно порицать рыночное общество за его жестокость, но даже рабочий, ориентированный на солидарность с другими рабочими, почитает за благо оставаться у станка и получать зарплату, в то время как другие уволены. Он может бастовать, но он не откажется от места. В условиях непрестанных экономических «бегов», диктуемых типом современной экономики, люди часто вынуждены говорить о добре для меня, о добре для нас, скромно умалчивая о добре как таковом, поскольку благо, доступное всем, оказывается просто недосягаемой мечтой.
4. То, что, казалось бы, является несомненным злом, при некоторых обстоятельствах оценивается людьми как добро. Это относится прежде всего к убийству. В священных книгах разных народов присутствует заповедь «не убий». Эта заповедь запрещает лишать другого жизни, подчеркивая, что жизнь — величайшее благо. Однако люди убивают, и часто их поведение расценивается как добро.
Убивает палач, который исполняет смертный приговор, вынесенный жестокому преступнику. Считается, что он совершает благое дело, реализуя справедливость: тот, кто злодейски губил невинных, должен быть лишен собственной жизни во избежание новых жертв и чтобы другим неповадно было.
Убивает солдат на войне и генерал, отдающий приказы. При этом можно сказать, что в боях убито много
Пути добра и зла
людей, а можно сказать, что геройски разгромлены полчища врагов. И то и другое будет правдой. Разящий врага солдат рискует собой, ибо тоже может быть повержен и отдать во благо Родины самое дорогое — свою жизнь. Поэтому защитников отчизны, воинов-патриотов прославляют как героев, награждают орденами и медалями, ставят им памятники. Память о великих воинах увековечивают. А ведь солдаты делают не что иное, как нарушают фундаментальную заповедь «не убий».
Убивает человек, на которого совершено нападение, он защищает себя от смерти, и такое убийство при самообороне не характеризуется как зло. Таким образом, запрет на убийство начинает расплываться, приобретая форму «не убий, если в этом нет необходимости» или даже принимает облик весьма странного с нравственной точки зрения императива: «там, где есть прямая угроза твоей или иной жизни — убивай агрессора».
Мы видим, как фундаментальное повеление высокой морали, соприкасаясь с конкретикой жизни, трансформируется до неузнаваемости. Теряет ли оно при этом свое значение? Нет, не теряет. Потому что убивать все равно плохо, и если можно не убить, то следует без этого обойтись. Даже вынужденное лишение другого человека жизни — это моральное зло. Люди должны неустанно искать возможности избежать взаимного истребления, и они это делают, опираясь на моральный ориентир «не убий».
В связи с моральным запретом на убийство важной и всегда актуальной остается тема о непротивлении злу насилием. Как бороться со злом, если не его же собственными методами? Можно ли просто сохранить себя, не позволить себя уничтожить, когда зло активно и вооружено? Не случится ли так, что все добрые праведники просто падут жертвой чужих разнузданных страстей, чужой неудержимой разрушительности? Быть может, добро все же «должно быть с кулаками», как сказал поэт?
В истории известен только один случай, когда целый народ одержал справедливую победу над противником с
Лекция I
помощью безнасильственных методов. Это была история освобождения Индии от английских колонизаторов. Безнасильственную борьбу возглавил Мохандас Карамчанд Ганди — искренний приверженец мирных и бескровных методов. Он организовал пассивное сопротивление колонизаторам в таком масштабе, что они вынуждены были уйти из страны, где всякая их деятельность парализовывалась отказом населения сотрудничать. Но это, пожалуй, и единственный пример. Впоследствии сам Ганди, его дочь и его внук пали жертвами террористических актов — зло показало свою непримиримость. Думается, в современном мире пока нельзя совсем обойтись без насилия при противостоянии злу, но, по возможности, его надо сводить к минимуму. Иначе благое дело, обильно политое кровью, само обратится в зло.
5. Одно и то же явление может в одном случае выступать как добро, а в другом как зло.
Не надо далеко ходить за примерами. Так, наука нередко получает противоположные нравственные оценки. С одной стороны, наука рассматривается как великое благо для человечества. Она позволяет создать удобства, увеличить материальное благосостояние, избавляет людей от страшных болезней, продлевает жизнь, позволяет рационально использовать пространство и время. С другой стороны, наука выступает как исчадие ада. Она создает технику, отчуждающую людей от природы и от самих себя, оружие массового уничтожения, бесцеремонно вмешивается в человеческий организм, перекраивая его на новый лад. В этом своем облике она — зло, а ученые — это демонические гении, чья деятельность должна быть осуждена и запрещена. Наука — добро и зло одновременно, на какую ее сторону мы обратим внимание в следующий момент?
Точно так же и в качестве добра, и в качестве зла может выступать, к примеру, женская эмансипация. Несомненно, является благом освобождение женщины из-под патриархального гнета, получение ею возможности
Пути добра и зла
для полноценного развития личности. Но в то же время массовый выход женщин в общественное производство, приобретение ими материальной самостоятельности и независимости нарушил установившийся баланс во внутрисемейных отношениях, изменил характер половых ролей. Это негативно сказалось на воспитании детей, на взаимоотношениях супругов, на внешнем облике женщин и манере их общения. Происходит стремительная маскулинизация женщин, они начинают походить на мужчин, нередко перенимая самые грубые и резкие их манеры. Мужчины же в свою очередь феминизируются, их характер меняется в сторону женственности, для которой характерна зависимость и несамостоятельность.
Наличный дисбаланс оборачивается конфликтами, непониманием, несовпадением ожидаемого и получаемого
— межличностным злом.
Многие явления социокультурной действительности противоречивы и обнаруживают то светлый, то темный лик, а то и оба одновременно.
6. Взаимопереход добра и зла происходит при нарушении меры. Безудержная интенсификация конкретного состояния, переживания или отношения переводит его в собственную противоположность, делает добродетель пороком. Грань между добродетелью и пороком, позитивным и негативным личностным качеством бывает при этом весьма зыбкой, ее не всегда можно сразу определить. Так, прекрасное качество щедрость может легко перейти в расточительность, скромность — в самоуничижение, достоинство — в гордыню. Доброта при ее.некритическом наращивании становится бесхребетностью и беспринципностью, спокойствие делается равнодушием, а верность
— раболепием.
Аналогичная трансформация доброго в дурное происходит и при снижении интенсивности определенного качества, когда его потеря оказывается за чертой меры. Все большее уменьшение доброты ведет через равнодушие к
Лекция 1
злобности. Снижение уровня щедрости ведет через бережливость к жадности, потеря верности оборачивается вероломством, а упадок трудолюбия делает человека обыкновенным лентяем.
Есть еще один важный момент, связанный с нарушением меры. Это принципиальная ненасильственность добра, но уже не в смысле его борьбы со злом, а в смысле его предложения другим людям. Добро нельзя навязывать насильно, как говорится, «надевать на голову». Добро можно только предлагать, агитировать других за принятие неких истин или действий как добрых, ценных и полезных. Нельзя сказать людям: «Мы вас сейчас насильно осчастливим». Предложенное кем-либо добро люди должны принять сами, чутко сверяя, соответствует ли щедрое предложение их собственным интересам. Там, где предложение переходит в навязывание, насилие, добро перестает быть добром и становится злом, разрушающим чужую свободу и игнорирующим чужую индивидуальность с ее потребностями, желаниями и стремлениями. Это относится как к предложениям «социального добра» вроде идеи радикальной революции, так и к предложению личной любви и заботы. Можно так затравить человека своей заботой и вниманием, что он рад будет убежать на край света, лишь бы избавиться от подобных «благодеяний».
7. Последний момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, говоря о сложных взаимных переходах добра и зла, — это иллюзии, которые возникают относительно происходящего.
• Люди могут искренне верить, что творят добро, в то время как их действия объективно оборачиваются злом. Так, искренне любящие родители, которые желают своему чаду только добра, могут настолько оградить его от жизни с ее проблемами, что ребенок выйдет во взрослость совсем неподготовленным к коллизиям реальных человеческих отношений. Или, напротив, слишком современные и либеральные папа с мамой принципиально предоставляют своему
Пути добра и зла
отпрыску полную самостоятельность, к которой он пока не готов. В результате этой «гуманной» акции ребенок попадает в дурную компанию, а семья, которая теперь вынуждена лечить его от наркомании, не устает сокрушаться о том, что «хотели-то они исключительно хорошего!»
Всякое добро сопровождается, как правило, положительными эмоциями, но не сводится к ним. Эмоции могут быть вызваны искусственно, например, алкоголем или даже простым обманом. Тогда человек радуется добру, которого нет, он пребывает в плену иллюзии, но она скоро развеивается, и тогда печальная правда заставляет страдать, наносит удар.
• Явления, которые на первый взгляд представляются совершенно явным злом, могут на самом деле оказаться добром. Например, лечение, которое проводит врач, далеко не всегда приятно, часто оно причиняет боль и неудобства, но его результатом будет здоровье. Лекарство может быть горьким, но полезным. Строгое, суровое воспитание, когда от человека требуют дисциплины, труда, укрощения собственных капризов, закаляют его душу и тело, дает добрые плоды: вырастает личность, способная руководить собой, самостоятельная, сильная и обладающая выдержкой, так необходимой в житейских коллизиях. Однако здесь, как и во всем ином, нельзя превышать меры. Если суровость воспитателя слишком велика, т. е. является злом, добра не будет. Человек, который растет несчастным, одиноким, скованным муштрой, вряд ли сможет впоследствии сделаться счастливым и принести добро другим. Суровое воспитание как относительное зло становится абсолютно вредным, если оно порождает уродливый и негармоничный внутренний мир. Добро не сводится к субъективным положительным эмоциям, но без них оно тоже не существует.
Завершая тему добра и зла, я хотела бы подчеркнуть, что в силу ее центрального положения в этике мы и дальше не расстанемся с ней.
Лекция 2
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 881;