Генезис и эволюция оперативного судебного контроля в России
Н.А. Колоколов
Всемирная история оперативного судебного контроля в стадии предварительного расследования преступлений уходит в седую глубину веков. Возникновение данного процессуального института принято связывать с учреждением в средневековой Англии процедуры "Habeas Corpus", в соответствии с которой жители туманного Альбиона в далеком 1275 г. по Вестминстерскому статуту получили право на обжалование свободному и независимому судье действий органов королевской власти, посмевших заключить их под стражу*(800).
С тех пор минуло почти 800 лет. Если мы проанализируем конституции, принятые в разных странах на протяжении последней четверти ХХ в., то обнаружим, что институт оперативного судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий органов предварительного расследования во многих государства уже давно приобрел статус конституционного. Португальцы, например, не стали даже долго мудрствовать с подбором его названия: в своей Конституции они так и нарекли право своих граждан на обжалование ареста в суд - "Habeas Corpus".
Думается, что многовековая история института оперативного судебного контроля в стадии предварительного расследования уже сама по себе свидетельствует о его потенциальных возможностях, в первую очередь, - эффективности. Однако далеко не все правовые механизмы, хорошо зарекомендовавшие себя в отдельных странах, удается запустить в других. Причина этого, как правило, в том, что большинство работающих в них правоприменителей не видит в их существовании никакой ценности. Поэтому неудивительно, что в современной России так трудно складывается судьба оперативного (экстраординарного) судебного контроля. Существующее положение вещей осложняется двумя обстоятельствами.
Во-первых, несмотря на то, что по избранной нами тематике в последние десятилетия защищено множество диссертаций, в том числе целый ряд докторских, до сих пор не удалось выработать ясной и четкой доктрины оперативного (экстраординарного) судебного контроля.
Во-вторых, отечественный законодатель, вынужденный действовать, с одной стороны, в условиях отсутствия доктрины, с другой - в условиях непрерывного давления на него противоборствующих правоохранительных структур, до настоящего времени так и не смог предложить приемлемой для всех участников уголовного процесса схемы оперативных судебно-контрольных действий, как в стадии предварительного расследования, так и на последующих этапах движения уголовного дела.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1112;