Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества. Впервые идею коэволюции предложил советский биолог Н.В
Впервые идею коэволюции предложил советский биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968 г.). Именно «коэволюция», т.е. гармоничное развитие природы и общества, обеспечивающее стабильное развитие человека и окружающей среды, должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к абсолютному господству человека над природой и полного смирения перед ней. Согласно принципу коэволюции, человечество, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять природу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.
Акад. Н.Н. Моисеев, один из авторов концепции коэволюции, понимает под этим понятием со-развитие (совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития. Применительно к природе и обществу, коэволюция предполагает такое их развитие, которое бы не разрушало стабильность окружающей среды и создавало бы необходимые условия для развития общества в рамках определенной системы экологических запретов и императивов.
Деятельность общества должна быть адаптирована, максимально приближена к естественным процессам, происходящим в биосфере. Человек должен считаться с законами природы, чтобы не совершать ошибок, за которые будут расплачиваться он или его потомки (например, мелиорация Полесья привела к опустошению плодородных земель и превратила их в торфяную пыль).
Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить сущность общества, сформировать новое (иное чем потребительское) мировоззрение, миропредставление, для которого органически присуще будут как экологические императивы (запреты), так и стремление к сохранению жизни человека.
Для реализации на практике принципа коэволюции человечество должно следовать двум императивам ― экологическому и нравственному. Экологический императив ― это «категорические повеления» морального отношения человека к природе; принятие человеком на себя всей ответственности за соблюдение «правил безопасности на Земле». Эти повеления базируются, в свою очередь, на «обращенности в будущее» и одном из основополагающих принципов экоэтики – принципе предосторожности. Поэтому императив включает в себя совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Выполнение этих требований автор «экологического императива» академик Н.Н. Моисеев считает обязательным не только для тех, чья деятельность носит непосредственно хозяйственный характер, но и для политической власти, от которой зависят способы разрешения многих экологических проблем, и для каждого человека. Главные положения экологического императива:
· Природа, живая и неживая, является ценной сама по себе, признается субъектом, имеющим право на существование и процветание, вне зависимости от ее полезности, бесполезности или вредности для человека.
· Этические нормы и правила распространяются на взаимодействие человека и природы, которое строится на основе их равноценности и равноправия.
· Разумность и культура налагают на человека исключительные обязанности по отношению к природе.
· Природоохранная деятельность определяется в первую очередь необходимостью сохранить природу ради нее самой.
• Нравственный императив требует изменения мировоззрения людей, поворота к общечеловеческим ценностям и принципам, прежде всего, к принципу уважения любой жизни и нравственно-понимающему отношению к природе. Нравственный императив требует переоценки традиционных потребительских идеалов, перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному отношению с природой.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 835;