Проблема природных ценностей
Ценность природы – это оценка ее значения, качества, мотивирующая поведение человека. Природа обладает многими ценностями – своего рода «полезностями». Некоторые из них могут оцениваться экономически, в деньгах. Такие ценности называются экономическими, к ним относится хозяйственная ценность природы. Ценности, которые трудно или невозможно оценить экономическим путем, называются неэкономическими. К ним можно отнести эстетическую, экологическую, научную, религиозную и другие ценности природы, каждая из которых в той или иной степени полезна для человека.
Но есть ценность природы, которая «бесполезна» для человека и полезна только для самой природы. Такая внутренняя ценность природы основывается на том, что каждый природный объект (дерево, скала, бабочка) имеет свою собственную, самостоятельную ценность – самоценность. Это ценность, полезная не для человека, а для самой природы.
Что означает для человека признание или отрицание самоценностиприродных объектов? Имеет ли природа какую-то ценность без человека, вне «человеческого фактора», сама для себя? Следует ли признать независимость и внутреннюю самоценность природных целостностей, или их ценность определяется в зависимости от человека, его потребностей и интересов? Решение этих вопросов проходит по линии водораздела между антропоцентризмом и не-антропоцентризмом. Антропоцентризмсчитает, что каждый биологический вид должен оцениваться с позиции его целесообразности или полезности для человека. Не-антропоцентризм исходит из многомерности мира, каждый объект которого неповторим и представляет собой самоценность– безотносительно от его пользы для человека.
Самоценность– это подлинная, абсолютная, неотъемлемая внутренняя ценность природы, присущая ей изначально, ценность сама по себе и ценность природы для себя. В ее основе лежит представление, согласно которому обладающий внутренней ценностью природный объект ценен безотносительно к его использованию человеком. Внутренняя ценность существует независимо от присутствия оценивающего, его сознания, интереса или оценивания. Она заставляет человека строить свои отношения с природой «этически правильно», а не «экономически выгодно». Органические предметы, созданные природой (а не руками человека), обладают самоценностью, ибо их целью является их собственное существование. Например, дерево, которому 200 лет, воспринимаемое кем-то как дрова, обладает внутренней ценностью, так как в нем происходят органические процессы, независящие от нашей воли. Все природные объекты (бактерии, грибы, растения, животные, человек), а также экосистемы (участки дикой природы) обладают внутренней ценностью. В Декларации Земли (2000 г.) сказано: «...все живое на Земле взаимозависимо, и любая форма жизни имеет свою ценность независимо от той пользы, которую она представляет для человечества».
Современная экофилософия считает, что экосистемы должны быть признаны самостоятельными моральными субъектами, которые обладают внутренней неотъемлемой ценностью. Поэтому особое значение имеет «истинная» (подлинная) ценность природных объектов, исключающая интерес или само присутствие оценивающего. Эта ценность присуща им изначально, она заложена в процессе их естественной эволюции. Наличие внутренней ценности указывает на то, что они предназначены не для человеческого манипулирования, а для иной цели, возможно, непонятной людям: ведь само существование природы намного важнее, чем ее значение для человека. Поэтому человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида. Он должен заботиться о сохранении всех видов и объектов природы, не допуская потерь в биоразнообразии.
Система ценностей, имеющих неэкономическую, неутилитаpную направленность, делает природу ориентиром, не только определяющим сущность культурно-исторического пространства, в котором пребывает человеческий мир, но и продвигающим его вперед. Предполагается, что такой подход позволяет строить отношения с природной средой в целом и ее отдельными компонентами на этических приоритетах, а не только на экономически выгодных основаниях. Такой подход предполагает признание независимого функционирования экологических систем, существования внутренних (природных) ценностей. Нынешним и будущим экологам-природопользователям придется учитыватьв своей профессиональной деятельности, что и экосистемы, и сообщества людей являются самостоятельными моральными субъектами, которые обладают собственной неотъемлемой ценностью. Исключительно человекоцентристские цели не могут оставаться единственным принципом экологической политики человечества. Только самоценность природных систем может быть основанием современного природопользования.
Проблема прав природы
Права природы – это этическая и юридическая конструкция, идея, а не факт, т.е. они не существуют сами по себе, а являются отражением морали или юридической практики человеческого сообщества. Права природы – это защищенные моралью или законом потребности, притязания и интересы природы (животных, растений, микроорганизмов, экосистем), которая рассматривается как моральный партнер.
Права природы следует рассматривать в объективном и субъективном планах. В объективном плане – это система необходимых правил поведения человека в отношении природы, в субъективном – признаваемые человеком «претензии природы» на какое-либо жизненное благо, интерес. Например, волк имеет жизненный интерес в пище, свободе, жизни. Без этих благ он не сможет существовать как вид или индивид. Поэтому он должен обладать правами на защиту этих своих жизненно важных интересов.
Права природы – конкретизированные нормы справедливого отношения человека к природе, заключающегося в том, что все животные, растения, микроорганизмы, так же как и человек, имеют свои права. Эти права защищают их основные потребности и интересы: жизнь, свободу и процветание. Рассматриваются естественные, моральные, юридические права природы. Права естественные — это совокупность принципов и прав, вытекающих из природы живого, неотъемлемых от его сущности и независящих от интересов человека; к ним относятся, прежде всего, право на жизнь и свободу. Права моральные– защищаются традициями, привычками, совестью, состраданием. Права юридические— закрепленные законами возможности и свободы, принадлежащие видам и индивидам живых существ. Как правило, юридические институты узаконивают осознаваемые обществом естественные права.
На уровне видов, подвидов и популяций за живыми существами признаются на сегодняшний день права на: существование; естественную свободу в естественной среде обитания (право на дикость); необходимую для существования долю земных благ; защиту законом; отсутствие ответственности перед человеком и даже на возмещение нанесенного им ущерба и опеку (например, для видов, занесенных в Красную книгу). На уровне индивидов за живыми существами признаются права на: жизнь, естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания (право на дикость), необходимую для жизни долю земных благ, защиту от страдания по вине человека, отсутствие ответственности перед человеком, а также на защиту законом, достоинство и опеку (например, для домашних и сельскохозяйственных животных и растений, прирученных и редких диких животных). За дикой природой признаются права: на существование, свободу от человеческого контроля и управления, возмещение ущерба, защиту законом. За неживой природой признаются права: на существование, защиту от радикального человеческого вмешательства, защиту законом, возмещение ущерба.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1306;