Решение в духе параллелизма
По пути доведения до конца замысла Декарта, рассматривая и высшие психические процессы как чисто телесные, рефлекторные, отказавшись тем самым от идеи спонтанной активности души, шли многие мыслители. Среди них можно выделить английского философа Томаса Гоббса, Давида Гартли, французского материалиста Ламетри, т.н. вульгарных материалистов – немецких философов Людвига Бюхнера, Карла Фогта, Якоба Молешотта. Этой позиции придерживаются большое количество физиологов, а также некоторые философы. Сюда же можно отнести школу Павлова.
К. Фогт: Все способности, известные под названием душевных деятельностей, суть только функции мозга или, выражаясь несколько грубее, … мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени.
Ж. Ламетри: Если все может быть объяснено тем, что открывает в мозговой ткани анатомия и физиология, то к чему мне еще строить какое-то идеальное существо?
Согласно Иванову-Смоленскому (школа Павлова), истинный ученый должен изгнать из науки любое упоминание о субъективных процессах, не поддающихся объективному исследованию.
То есть субъективное понимается в рамках интроспективной и бихевиористской психологии!
Эти и им подобные высказывания вели к выводу об эпифеноменализме сознания. Этот термин предложил немецкий психолог Мюнстерберг – понимание психического как бесполезного придатка к физиологическому – все равно как тень сопровождает предмет, никак не влияя на него. Всегда имеющаяся связь психических процессов с теми или иными телесными явлениями была истолкована с этой точки зрения как простая параллельность двух реальностей. Как пример одного из конкретных вариантов психофизиологического параллелизма — гештальтпсихология с принципом изоморфности процессов в мозгу (процессам в феноменальном поле соответствуют процессы в мозгу, которые имеют «гештальтный» характер).
Последовательное решение психофизиологической проблемы в духе параллелизма и эпифеноменализма приводит к отрицанию самостоятельного статуса психологии.
На «сессии двух Академий» - Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР в 1950 году прямо утверждалось, что область исследования психологии совпадает с областью физиологии высшей нервной деятельности, а признание специфики психического – это «замаскированный» вариант дуалистического решения психофизиологической проблемы.
То есть дихотомия:
· Либо специфичность психических явлений и душа в качестве объяснительного принципа;
· Либо полное игнорирование специфики психического и закономерности функционирования нервной системы в качестве объяснительного принципа.
Существовали и иные подходы к объективному изучению именно психического – у Сеченова, Выготского, в деятельностном подходе.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 681;