Судебная власть в современном государстве
Следуя принципу разделения власти, судебная власть - самостоятельная ветвь государственной власти (ст.10 Конституции Российской Федерации).
Главной чертой судебной власти, является то, что она может решать споры, возникшие между другими структурами государственной власти. Правосудие в РФ может осуществляться только судом. Конституция Российской Федерации 1993 г (ст. 118)
Конституция РФ запрещает создание чрезвычайных (которые разрешены законодательно в ряде зарубежных стран) судов. При этом Конституция РФ и другие законы довольно часто употребляют термин "суд”, под ним понимается судебный орган (или судья) любой подсистемы судебной системы РФ и любого звена, осуществляющий правосудие в соответствии с законодательством.
Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-нибудь международного судебного органа (например, Европейского суда по правам человека), то это решение является обязательными для России.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Конституция Российской Федерации 1993 г (ст. 118 ч. 2).
Носителем судебной власти РФ, является судебный состав или судья, которые выступают от имени государства, что нельзя сказать про законодательную и исполнительную власть.
Правосудие в РФ осуществляется на общих конституционных принципах, которые развиты в процессуальном законодательстве:
1) Равенство всех перед судом и законом; Конституция Российской Федерации 1993 г (ст. 19)
2) Открытость, гласность, публичность судебного процесса (этот принцип не запрещает проведение закрытых судебных заседаний). В законе предусмотрены случаи, когда такие судебные процессы, как тайна усыновления, государственной тайны и др. могут проводиться при закрытых заседаниях, но решения суда обязательно оглашается публично; ФКЗ «О судебной системе РФ» (ст. 9)
3) Очность судебного разбирательства (т.е. все участники судебного процесса обязаны присутствовать в зале судебного заседания, и суд и участники судебного процесса имеют право и возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения. Заочное судебное разбирательство возможно и в уголовном и в гражданском судебном процессе, но это возможно только при исключительных в предусмотренных законом случаях и при условии, что данной судебное разбирательство не будет препятствовать установлению истины);
4) Язык судопроизводства должен быть доступен (в обязательном порядке судопроизводства и делопроизводства в судах ведется на государственном языке РФ или республики в составе РФ, но в участвующие в деле лица, не владеют языком судопроизводства, то в этом случае должно быть обеспечено право выступать и давать объяснения на родном языке или на любом свободно избранном языке, можно пользоваться услугами переводчика);
5) Равноправие и состязательность сторон (т.е. стороны в судебном процессе: истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый - обладают абсолютно равными процессуальными правами и возможностями отстаивать и обосновывать свою позицию и опровергать позицию другой стороны; преодолеть обвинительный уклон в уголовном процессе - одна из задач, которая осуществляется в России в судебной реформе);
6) Сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия. Осуществление правосудия от имени государства может судья единолично (в основном это применимо в гражданском судопроизводстве, в конституционном же, судопроизводстве единоличное рассмотрение дел категорически запрещено), и судебная коллегия, состав которой может быть различен
7) В отправлении правосудия могут участвовать и граждане (например - присяжные заседатели). Конституция Российской Федерации 1993 г (ст. 32 ч. 5)
76. Типология государства и права: исторические и современные подходы к проблеме
Типология – учение, система знаний которые используются для выделения сущностных черт объекта и отнесения его к тому или иному типу. Типология, с одной стороны, представляет как целостную систему все государства в их развитии с момента возникновения и до исчезновения, с другой – вычленяет крупные структурные единицы этой системы в виде определенных типов и относит к ним те или иные конкретные государства по их коренным свойствам.
Марксистско-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Формационный критерий выделяет три основных типа эксплуататорского государства:
- рабовладельческий тип – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности -–это организация полит.власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов;
- феодальный тип – по своей сути есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда;
- буржуазный тип – функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. На всех этапах своего развития представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода гос.власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.
Социалистический тип государства создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Являясь орудием полит.власти трудящихся классов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Первопричиной смены исторических типов государства считается социально-экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособственнических производственных отношений. Вследствие этого наступает эпоха социальных революций, которая меняет экономическую основу общества.
А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации,под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Выделяет 26 цивилизаций, из них в современный период 7 – живые общества, остальные – мертвые. Жизнедеятельность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной среды и развитием духовного начала во всех видах человеческой деятельности. Вся история человечества подразделяется на историю отдельных цивилизаций – египетской, китайской, православной, арабской, мексиканской, иранской, сирийской, дальневосточной и других, не связанных между собой, а существующих подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадию генезиса, роста, надлома и разложения.
Интересным представляется предложение выделять 4 крупные региональные цивилизации, оказавшие огромное влияние на мировую историю, 4 мира, отличающиеся удивительной несхожестью форм жизни, социальных институтов и духовных проявлений: Китай, Индия, исламский мир, Европа.
Высказывалось предложение подразделять исторические типы государственно-правовых систем на первичные (государства восточной деспотии, античности и феодализма) и развитые, пришедшие им на смену на почве Нового времени. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.
Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через Человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности Человека: трудовую, политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид.
77. Толкование права: понятие, необходимость и характеристика
Термин «толкование права» неоднозначен. С его помощью обозначаются различные, хотя и взаимосвязанные понятия. Под толкованием права понимается, во-первых, определенный мыслительный процесс, направленный на установление смысла (содержания) норм права. В таком понимании толкование права находит свое выражение в совокупности его способов.
Под толкованием понимается, во-вторых, результат указанного мыслительного процесса, выраженный в совокупности суждений (грамматических предложений), в которых раскрывается, отражается содержание толкуемых норм.
Толкование, как определенный познавательный процесс, процесс придания определенного значения языковым выражениям законов и иных нормативных актов имеет место на всех стадиях правового регулирования: в ходе правотворчества, систематизации права, при разных формах его реализации. Наибольшее значение толкование имеет в правопрменительных процессах.
Толкование правовых норм выполняет следующие функции:
Познавательная функция. Следует из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых норм.
Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания часто конкритизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.
Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а так же органы государства и должностные лица, применяющие право, обязаны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.
Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования создаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной деятельности. Таковы, например, разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.
Сигнализаторская функция. Толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм. Например, весьма показательно и целесообразно толкование при коллизии правовых норм, когда разные нормы, с разным противоречивым содержанием регулируют одни и те же общественные отношения. В процессе толкования вскрываются не только сами противоречия, вызванные «столкновением юридических норм», но и их причины: ошибка законодателя, несвоевременное обновление законодательства, сохранение актов, фактически утративших законную силу, сохранение «старых» актов при принятии новых, конфликты норм международного и национального права и др.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 12998;