Формы развития научных знаний
Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза, программа.
В обычном смысле слово "факт" (от лат. factum -сделанное, свершившееся) является синонимом слова "истина", "событие", "результат". Как категория методологии науки факт - это достоверное знание о единичном. Факты выражаются, например, в высказываниях: "Вода при давлении в 1 атм закипает при 100° С", "Медь - хороший проводник электричества", "Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года".
Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходил отбор фактов, которые составили фундамент науки. Большую роль в выработке и накоплении фактов особенно в естествознании, всегда играли наблюдения и эксперименты.
Можно утверждать, что наука начинается с фактов. Каждая научная дисциплина проходит достаточно длительный период их накопления. Для естественных наук - физики, химии, биологии он охватывает XV - XVII столетия и совпадает со стадией становления капиталистического способа производства. Значительную роль в формировании фактологической базы естествознания сыграли великие географические открытия.
Становление факта - длительный и, как правило, противоречивый процесс, требующий использования специально выработанных и проверенных методов. В естествознании, прикладной социологии, экономической науке, технических дисциплинах в качестве их выступают, например, статистические методы. Фактом признается не всякий полученный результат. Отдельный эксперимент, наблюдение или измерение, как правило, является следствием взаимодействия таких факторов, как а) обстоятельства исследования, б) случайное состояние приборов, в) специфика изучаемого объекта, г) возможности и состояние исследователя. Чтобы прийти к знанию, выступающему в форме факта, необходимо множество исследовательских операций и процедур и их статистическая обработка. Поэтому пословица "семь раз отмерь, а один отрежь" имеет не только повседневный, но и глубокий научно-методологический смысл.
Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, использовав научные методы в оговоренных условиях. Поэтому сообщения о передаче мыслей на расстоянии (телепатия), передвижении предметов мыслью (телекинез) и прочих "чудесах" не признаются в качестве фактов.
Теория - это высшая, самая развитая форма организации научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях некоторой области действительности представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, имеющие наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же конкретизируют их или выводятся из них по логическим правилам. Например, классическая механика может быть представлена как система, в фундаменте которой находится закон сохранения импульса ("вектор импульса изолированной системы тел с течением времени не изменяется"), тогда как другие законы, в том числе известные каждому студенту законы динамики Ньютона, являются его конкретизациями. Строгое построение геометрической теории, предложенное древнегреческим математиком Евклидом, привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений и истин, принятых без доказательств (аксиом).
Положения теории отображают определенные существенные связи действительности. Но, в отличие от фактов, они представляют эти связи в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь. Поэтому оно выражается с помощью общего высказывания, в то время как факт - с помощью единичного.
Обобщая факты и опираясь на них, теория, между тем, согласуется с господствующим мировоззрением, картиной мира, которые направляют ее возникновение и развитие. Известны случаи, когда теории или отдельные их положения отвергались не в силу противоречия фактическому материалу, а по причинам мировоззренческого, философского характера. Так случилось с известными физиками Э. Махом, В. Оствальдом, не принявшими атомной теории. "Предубеждения этих ученых против атомной теории, - писал А. Эйнштейн, - можно несомненно отнести за счет их позитивистской философии. Это - интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже ученым со смелым мышлением и с тонкой интуицией".
Теории разделяют по различным основаниям. Исходя из особенностей предметных областей, выделяют математические, физические, биологические, социальные и прочие теории.
С логической точки зрения можно выделить дедуктивные и недедуктивные теории. Основу дедуктивной теории составляет понятие логического следования. Говорят, что из высказывания А логически следует высказывание В тогда и только тогда, когда истинность А гарантирует истинность В или всякий раз, когда истинно А, истинно также и В. Для построения фундамента дедуктивной теории важно отобрать положения соответствующей ветви ; знания (аксиомы), которые бы, во-первых, не противоречили одно другому. В противном случае система аксиом будет противоречивой, и, соответственно с законами логики, в пределах теории можно получить любое положение, - она потеряет свою познавательную ценность. Во-вторых, из множества аксиом должно следовать максимальное количество истинных положений данной ветви знания (система аксиом, из которой выводятся все истинные положения области знания, называется полной). В-третьих, аксиомы должны быть независимы друг от друга, т.е. не должны находиться между собой в отношении логического следствия. В противном случае система аксиом окажется избыточной.
Дедуктивный способ построения теории используется прежде всего в математике, логике, математическом естествознании. Но нужно иметь в виду ограниченность применения дедуктивного метода в науке. Австрийский математик К. Гёдель доказал теорему о неполноте формализованных систем. В соответствии с этой теоремой ни одна дедуктивная теория содержательно богатой области знаний (например, арифметика) не может быть полной. Это означает, что существуют такие истинные положения этой области, которые не следуют из множества первоначально взятых аксиом. Поэтому надежды на возможности дедуктивных теорий не должны быть слишком большими.
Недедуктивные теории характерны для опытных наук. Здесь "господствуют" вероятностные формы выводов - аналогия, редукция, индукция. Недедуктивным путем идет большинство естественных наук, а также науки гуманитарного и обществоведческого циклов. Теории в этих науках опираются на изучение действительности, используя наблюдения, эксперименты, реконструируя ход событий по отображению в памятниках культуры.
С точки зрения глубины проникновения в сущность изучаемых явлений теории делятся на феноменологические и эссенциальные. Глубина познания в феноменологических теориях не выходит за рамки сферы явлений и поэтому характеризуется использованием близких к опыту понятий. Эссенциальные теории идут значительно дальше и отображают внутренние механизмы изучаемых процессов. В эссенциальных теориях широко применяются абстрактные понятия, которые характеризуют наблюдаемые объекты. Феноменологические теории, как правило, возникают на начальных стадиях развития науки и с течением времени поглощаются эссенциальными.
В последнее время среди исследователей в различных областях знаний пристальное внимание привлекает разделение эссенциальньгх теорий на теории простых и сложных систем. К простым системам относятся такие, что отличаются однородностью, линейностью и устойчивостью протекающих процессов. Знания об эволюции простой системы позволяют иметь всю информацию и по любому моментальному состоянию однозначно предсказать ее будущее и восстанавливать прошлое. Классическим примером простой теории служит механика Ньютона.
Но большинство систем окружающего мира имеют неоднородный, нелинейный, неустойчивый и необратимый характер. В разработке теорий таких систем особая роль принадлежит лауреату Нобелевской премии бельгийскому ученому И. Пригожину. Поведение сложной системы во многом зависит от случайных факторов и поэтому характеризуется неопределенностью и непредсказуемостью. Владея теорией сложной системы, можно делать достоверные предсказания, но, как правило, на коротких временных интервалах и по прохождению некоторого времени предсказания не совпадают с ходом событий. К наиболее сложным системам относится человеческое общество, и именно здесь предсказание связано с особым риском.
Можно выделить теории завершенные и незавершенные. Завершенная теория представляет собой окончательную знаковую модель некоторого целостного фрагмента реальности с точно установленными границами. Положения завершенной теории - научные законы как достоверные высказывания о сущности познаваемых процессов. Незавершенная теория является вариационной, во многом гипотетической знаковой моделью. Границы развития такой теории пока что неизвестны, они носят открытый характер в том смысле, что отсутствуют представления о предметах, к которым она неприменима. О ее обобщениях нельзя утверждать как о достоверно установленных законах. Примерами завершенных теорий могут служить геометрия Евклида, механика Ньютона. Сегодня точно известна сфера применения евклидовой геометрии - трехмерное пространство. Но до открытия неевклидовых геометрий она существовала в виде модели, которая варьировалась в связи с попытками доказательства знаменитого пятого постулата. То же происходило и с механикой Ньютона до начала XX столетия, пока не была уточнена область ее применения - множество макротел. Рожденная XX столетием квантовая теория на сегодняшний день не является завершенной, о чем свидетельствуют многие модели, которые конкурируют между собой в рамках ее развития.
В развитой науке теория и факт - соотносимые понятия. Наличие одного из них немыслимо без наличия другого, одно из этих понятий имеет своей предпосылкой другое. По словам А. Эйнштейна, "не существует эмпирического метода без чисто умозрительных понятий и систем чистого мышления, при более близком изучении которых не обнаруживался бы эмпирический материал, на котором они строятся".
В факте воплощаемся некая теоретическая конструкция. В качестве его для теории выступает не все богатство связей, которые можно наблюдать и преобразовывать в повседневной деятельности, а их ограниченный комплекс, выделенный соответственно фиксируемым в теории отношениям. Земля вращается вокруг Солнца, солнечные процессы воздействовали и воздействуют на все, что совершается на Земле. Благодаря им возникли и существуют материки и океаны, горы и долины, био- и ноосфера. Но небесную механику как теорию в данном случае интересует не все. Для нее фактом является, например, то, что материальная точка одной массы движется вокруг материальной точки другой массы с некоторой скоростью на определенном расстоянии.
Ни одна практическая задача не решается математическими средствами до того времени, пока она не будет сведена к соответствующей математической задаче и не преобразуется, таким образом, в факт, соотнесенный с некоторой математической теорией. Сведение сопровождается абстрагированием от многих заключенных в условиях задачи обстоятельств, которые с точки зрения этой теории носят несущественный, привнесенный характер. Об аналогичных процессах в гуманитарной сфере точно сказал А. Блок: "Есть факты неоспоримые, но сами по себе не имеющие никакого значения, например: Бэкон Веруламский - взяточник, Спиноза - стекольщик, Гаршин - переплетчик, Горький - социал-демократ". Такого рода несущественности Гегель называл дурной единичностью, в отличие от которой единичность факта - форма необходимости.
Таким образом, факт - это не просто "кусочек бытия", а результат сложной мыслительной процедуры, при которой изо всей эмпирической данности выделяются характеристики, соотносимые с некоторой теорией. То, что не является фактом в одной теоретической системе, может оказаться им в другой. При переходе от одной теоретической системе к другой, с одного уровня знаний на другой меняется и совокупность характеристик научного факта.
По отношению к фактам теория выполняет ряд познавательных функций, важнейшими из которых являются описательная, объяснительная и предсказательная. Описательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений, изменений, экспериментов излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из элементов теории выбираются некоторые законы или гипотезы, которым подчиняется объясняемый факт и которые позволяют осмыслить соответствующие ему явления в системе теоретического знания. Предсказательная функция теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей. Как заметил известный австрийский Физик Л. Больцман, нет ничего практичней хорошей теории.
Вопрос о предсказательных свойствах теории засуживает особого внимания. Предсказательная мощь Теории зависит в основном от двух взаимосвязанных фактов: во-первых, от глубины и полноты отображения сущности изучаемых предметов; очевидно, чем глубже и полнее такое отображение, тем надежней опирающиеся на теорию прогнозы. Во-вторых, теоретическое предсказание находится в обратной зависимости от сложности и нестабильности исследуемого процесса, и чем сложнее и неустойчивее этот процесс, тем рискованнее прогноз. К относительно простым системам причисляются, как известно, системы, изучаемые небесной механикой.
Уже первоначальные обобщения астрономических таблиц, сделанные древними китайцами более 2000 лет до н.э., позволили им с большой точностью предсказывать солнечные затмения. Геоцентрическая система Птолемея была более мощной в своих предсказаниях и позволяла предвидеть также расположения планет на небосклоне, моменты равноденствий и др. Пользуясь ею, прокладывали пути своих каравелл Диаш и Колумб, Васко да Гама и Америго Веспуччи. Но ее беспомощность во многих предсказаниях, как, например, при определениях длительности года, в конце концов привела к созданию гелиоцентрической теории Коперника, где трудности, с которыми столкнулась тогдашняя астрономия, оказались снятыми.
Сложнее дело с неустойчивыми процессами. Классическим и простым примером неустойчивой системы может служить маятник в его верхнем положении. Можно предсказать, что в конце концов он займет нижнее положение и превратится в стабильную систему, но поскольку альтернативы его движения влево и вправо являются равновероятными и зависят от случайных причин, то предсказать направление движения весьма трудно. Вероятность предсказания увеличивается с улучшением знаний о сущности процесса, т.е. с повышением уровня теоретического владения предметом познания.
Так как всякий новый факт осваивается средствами уже сложившейся теории, то возможны ситуации, когда она не в состоянии объяснять или предсказывать новый факт по причине неприменимости к нему понятий, которыми она оперирует. Это бывает весьма часто, когда человеческое познание вторгается в неизвестное и когда исследователь продолжает "вопрошать природу" на языке старой теории. Так, при открытии составных частей атомных и субатомных объектов ученые пытались применить к ним критерии классической механики. "В этом случае, - писал П. Ланжевен, - мы поступали так, как поступают физики во всех случаях, когда им приходится иметь дело с совершенно новым явлением: мы попытались объяснить неизвестное с помощью уже известного и использовать в данном случае представления, оказавшиеся пригодными для других явлений. Другого пути не существует".
Расхождение теории с фактами, противоречие между ними свидетельствует об ограниченности теоретической системы знания. Вместе с тем такое противоречие является источником дальнейшего развития знания, его совершенствования. Прежде всего оно приводит к постановке новых проблем в науке.
Как форма развивающегося знания проблема фиксирует недостаточность познавательных средств для достижения поставленных в науке целей. Это не только недостаточность теории для объяснения или предсказания фактов. Источником недостаточности может быть противоречие между различными теоретическими системами, осваивающими один и тот же объект, между совокупностями фактов, между объектом и методом науки и др.
Перенесение старого знания на новые, неизвестные прежде явления, с одного уровня реальности на другой, более глубоко лежащий и подчиняющийся своим особым закономерностям, нередко приводит к появлению так называемых мнимых проблем науки. При столкновении с проблемой элементарных частиц, например, физики полагали, что электроны, как и привычные нам предметы, обладают положением в пространстве и определенной скоростью в данное время, поэтому ставили вопросы о том, где находится данная элементарная частица и какова её скорость. Но опыт показал, что в один и тот же момент невозможно точно определить положение и скорость элементарной частицы и что такая постановка вопроса правомерна. Классическими примерами мнимых прочем являются также проблема "вечного двигателя", проблема "квадратуры круга" и др.
Попытки разрешения проблем связаны с выдвижением гипотез. Гипотеза - это предположительное решение некоторых научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе - ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Связь между гипотезой и соотносимыми с ней фактами характеризуется логической, или индуктивной, вероятностью, означающей, что факты обеспечивают ту или иную вероятность истинности гипотезы.
Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом - научным законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное знание выступают прежде всего подтверждение и доказательство.
Итак, факт, теория, проблема, гипотеза - важнейшие формы, в которых протекает процесс развития научного знания. Если факт и теория применяются прежде всего для оформления готовых, сложившихся знаний, то проблема и гипотеза используются на переходных этапах их становления. Между различными формами не существует жестких границ, для них характерны диалектические связи, взаимопереходы и взаимопроникновения.
Рассмотрением познавательных действий в науке завершается в основном анализ проблемы соотношения сознания и материи в ее онтологическом и гносеологическом аспектах. Дальнейшее углубление в философскую тематику требует обсуждения вопросов, непосредственно обусловленных ценностными ориентациями и практической деятельностью человека.
· Проблема человека в философии
· Человек как мера всех вещей
· Высшая ценность
· Гуманизм и отчуждение
· Центральная проблема современной философии
· Человек как личность
· Личность в ходе истории
· Круги человеческого бытия
· Быть или иметь?
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Глава 14. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
14.1. Человек как мера всех вещей
Вопрос о том, что такое человек, восходит к глубокой древности и является специфическим выражением основного вопроса философии, который в религии к тому же приобрел в свое время особую остроту в связи с идеей сотворения человека Богом. "Человек предшествует философии, - заметил Н.А. Бердяев, - человек - предпосылка всякого философского познания, ибо философствует человек и для человека".
Разумеется, теоретическая проблема человека могла возникнуть и возникла, как и сама философия, на достаточно высоком уровне формирования социальных знаний. На низших ступенях древнего общества мы видим сравнительно неразвитую личность человека, полностью поглощаемого и унифицируемого родоплеменным коллективом. "Дикари, - писал по этому поводу в свое время известный русский ученый М.М. Филиппов, - не знали понятия человек вообще, ограничивая представление о нем кругом своих соплеменников, связанных кровным родством".
По мере перехода общества к более высоким ступеням развития, с его расколом на классы, расширением и углублением социально-исторической практики и знаний о мире уже в раннерабовладельческих социумах античности возникает непреодолимый и глубокий интерес к человеку, его поступкам, отношению к другим людям и к самому себе. Человек, его стремление раскрыть и усовершенствовать человеческую сущность, улучшить жизнь человека посредством рационального овладения силами природы становятся отправной точкой и объектом всей последующей европейской и общемировой Древнегреческую культуру и ее наследницу - древнеримскую с полным основанием именуют гуманистической
Стремясь постичь природу и специфику человека мыслители античности связывали ее с обществом как таковым, указывая на разумность, социальность, человечность и т.д. как характерные черты людей. В Древнем Китае Конфуций в своей концепции человека указывает на гуманность как наиболее характерное проявление общественной природы человека. Древнегреческий философ Аристотель, обобщая научные достижения античности определяет сущность человека сравнительно с животными через социальную, общественно-политическую деятельность в государстве как деятельность души, руководствующейся разумом. Высказанный Протагором тезис "Человек - мера всех вещей" наиболее ярко представляет гуманистическую позицию античной философии в понимании человека. С тех пор идея гуманизма будет сопровождать человечество на всем пути его общественного, социокультурного развития.
Абсолютизируя в духе идеализма роль души в трактовке человека ("Человек и есть в первую очередь ум"), Аристотель однако не мыслит его вне общества и государства. Человек, по мнению Аристотеля, существо общественное, политическое, и вне государства он уподобляется либо животным, либо божеству. Древнегреческие мыслители не только возвысили человека как политическое существо, как неотъемлемую часть полиса - древнегреческого государства. Вместе с тем они через призму человеческих нравственно-политических качеств спроецировали на мир природы и космоса идею порядка и закона.
Платоновско-аристотелевское понимание человеческой сущности как деятельности души приобретает дальнейшее развитие и становится составной частью христианской религии и средневековой философии. К тому человек из-за его божественной бессмертной души, управляющей телом, будет представляться как образ Божий, отягощенный первородным грехом и осужденный это на свою страдальческую судьбу. Вместе с тем высказанная впервые в античной философии Аристотелем затем более основательно разработанная стоиками идея о природном равенстве всех людей получит свое развитие в философии Нового времени и в учении об естественном праве.
Заслугой античных мыслителей являются рационалистический подход в трактовке человека, вывод о счастье благе как цели человеческой жизни.
Высшая ценность
С последующим развитием философии понимание проблемы человека обогащается рядом существенных мо-Центов. Эпоха Возрождения (ХIV-ХVI вв.) с ее глубоким интересом к культурному наследию античности явилась, по выражению швейцарского историка Я. Буркхардта, "открытием человека". Суть гуманизма как социокультурного феномена в том, что, в противоположность господствовавшим во времена средневековья воззрениям на ничтожность человека, личность провозглашается высшей ценностью. Человек свободен, обладает достоинством, способностью к творческому развитию; его знания - социальная сила, могущество и торжество разума - таковы принципы нового видения человека.
У истоков европейского гуманизма стоят Ф. Петрарка, А. Данте, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Э. Роттердамский. I Макиавелли, Д. Бруно, Лоренцо Балла, Пико делла Мирандола, Ф. Бэкон, Н. Коперник и ряд других выдающихся мыслителей и ученых, поэтов и художников. Они выступали против духовного засилья церкви, призывали к свободомыслию и научному исследованию природы. Гуманистические идеи получили свое выражение и распространение не только в Западной Европе, но и в Византии, странах Восточной Европы. Философы эпохи Возрождения видели суть человека в том, что он - "прекрасный Ч природы" (Данте), "величайшее орудие природы" Леонардо да Винчи), "величайшее чудо, ... поскольку он воплощает в себе весь мир и способен обратиться в любую природу, так как ему дана власть следовать любому, какому пожелает, свойству вещей" (Помпонацци).
Выдающийся белорусский просветитель и первопечатник Франциск Скорина (1490 - не позднее 1551), развивая мысль итальянского философа-гуманиста П. Помпонацци и признавая его личное и непосредственное идейное влияние на себя, реалистически переосмысливает понятие человеческого бытия как высочайшей самоценности. Для Скорины особую важность приобретают моральные максимы личностных действий - человеколюбие и справедливость. Ренессансные традиции гуманистического видения человека конкретизируются в воззрениях более поздних мыслителей.
В философии Нового времени предпринимается попытка раскрыть сущность человека не только через разумность, моральность, социальность и даже богоподобность как это делалось прежде, но с учетом его природно-биологической основы. Т. Гоббс в определении человека исходит из признания основой его бытия суммы природных - как физических, так и духовных - способностей, которые, однако, получают возможность подлинно человеческой реализации лишь в обществе, государстве на основе так называемого общественного договора.
По Гоббсу, именно государство как "искусственный человек" дает возможность осуществления и развития всех основных качеств людей - разумности, стремления к благополучию, к счастью, справедливости, добродетели и т.д. В полном соответствии с гуманистической традицией прошлого Гоббс подчеркивает также достоинство и могущество человека, основой которых является общество и государство. Гоббс в значительной мере повлиял на развитие философской антропологии в Европе и Северной Америке XVIII и XIX вв.
Материалистическую линию в трактовке человека продолжает Д. Локк. Он ставит вопрос о единстве тела и духа в человеке. В своей концепции воспитания, оказавшей значительное воздействие на Руссо и последующую педагогическую и философскую мысль Европы, Локк придает важную роль формированию как физического, так и духовного совершенства личности. "Здоровый дух в здоровом теле", - вот, по его мнению, наиболее полное выражение счастливого состояния человека в мире.
Представители французского материализма XVIII обосновывают в дальнейшем еще более глубоко материалистический подход к человеку. "Физическая чувственность,- писал Гельвеции в работе "О человеке", - это сам человек и источник всего того, чем он является". Признавая движущими силами действий и поступков людей физические ощущения удовольствия и страдания, из которых формируются чувства самосохранения и самолюбия, принцип "разумного эгоизма", французские материалисты пришли к пониманию решающей роли интересов как осознанных потребностей, мотивирующих поведение человека. Собственно, по Гельвецию, интерес и возникает из склонности человека к наслаждению. Для него чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личностный интерес составляют основу всей морали.
В своей материалистической трактовке человека французские мыслители стремились преодолеть религиозно-спиритуалистические концепции с их дуалистическим противопоставлением тела и духа. Но они здесь сами допускали неправомерные упрощения, что давало основания для критики и упреков в их адрес.
Свойственную французским материалистам механицистскую односторонность в трактовке проблемы человека стремились преодолеть выдающиеся представители классической немецкой философии И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель. Они настаивали на том, что не природно-чувственные отношения составляют сущность человека в обществе. Так, Кант разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов, где он рассуждает и совершенствует свои поступки в соответствии с высшими принципами разума. Эта специфически человеческая сфера моральности нередко отождествлялась Кантом с человеческой культурой вообще, с духовностью и даже социальностью цивилизованного человека. Здесь, в сфере умопостигаемого мира свободная воля так называемого практического разума принуждает индивида действовать не в силу этнически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, счастью, а в силу общественного - морального . В своей сути - долга в соответствии с выдвигаемыми 'свободным разумом целями.
Моральность с ее императивами, писал Кант, бесконечно возвышает ценность человека как мыслящего существа. Моральный закон открывает в личности жизнь, независимую от животной природы и даже всего чувственного воспринимаемого мира. Гегель также полагал, что в реализации своей духовной сущности человек преодолевает природность через включение личности в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т.д.).
Великие представители классической немецкой философии отвергали утверждение о фундаментальной сущностной врожденности зла и порочности человека Они оптимистически заявляли, что люди должны иметь возможность надеяться на свое совершенствование приложением собственных сил, ибо каждый из них может стать добрым человеком. И наоборот, отвергая механицистские представления некоторых мыслителей-просветителей о гипертрофированном стремлении к удовольствию и себялюбию "естественного человека", они считали, что себялюбивый интерес - корень всякого зла в индивиде и обществе.
Человек, согласно немецким философам, является творцом самого себя через многообразие своей практической деятельности. Однако они эту деятельность понимали абстрактно как деятельность мышления, воли, духа. Во многих случаях, правда, ими признавалась огромная роль в становлении человеческой личности труда, языка, реальной жизни индивида. "Нет человека вообще, - отмечал Гегель, - он всегда конкретен". Но в соответствии со своей философией абсолютной идеи мыслитель, возвеличивая всеобщее в человеке и его личности, советовал не придавать чрезмерно большого значения своеобразию человека.
Немецкие философы научно отвергали необходимость связывать цель и назначение человека с Богом и вообще со сверхъестественным. Они указывали, что все цели и смысл человеческого существования заключаются в самом человеке. Подлинное назначение человека в мышлении и его прогрессе, утверждал Фихте.
Вместе с тем нельзя согласиться с немецкими мыслителями в том, что понятие человека как свободного и разумного индивида не нуждается не только в каком-либо высшем существе, стоящем над ним, но и в каком-либо материальном основании для своей собственной воли.
В рамках классической немецкой философии, взначительной степени под влиянием идеалистической концепции человека, сложилась и кантовская этика которая поставила под сомнение принцип наслаждения и счастья, во всяком случае, подчинила его принципу долга. Выдвинутый Кантом категорический императив, требовавший в своих мотивах и постулатах относиться к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого человека только как к высшей цели и никогда как к средству, хотя и давал достаточно фундаментальное подтверждение абсолютной самоценности человеческой личности, однако основу нравственности искал в разуме. Между тем люди сознательно черпают свои нравственные воззрения в конечном счете из практических отношений.
Своими выводами о качественной специфике законов общества, о роли трудовой деятельности в становлении человека, о диалектике свободы и необходимости в эволюции человеческого духа немецкие философы-идеалисты внесли значительный вклад в создание предпосылок для формирования антропологизма Л. Фейербаха и марксистской теории общества и человека.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1018;