Глава 12. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА
Понятие деятельности
Деятельность - специфически человеческая форма активности. Ее важнейшая особенность определяется, в конечном счете, освоением и преобразованием окружающего мира в интересах людей. В процессе деятельности человек (субъект) противостоит некоторому фрагменту объективного мира (предмету) как материалу, из которого получается необходимый человеку продукт.
Существуют многообразные виды деятельности. Прежде всего следует выделить практическую и духовную деятельность. Практическая деятельность (практика) - это материальное, чувственно-предметное освоение и преобразование природы или общества. Духовная деятельность связана с освоением и преобразованием внешнего мира лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно понять только на основе анализа практической деятельности, рассматривая ее, с одной стороны, как регулятор и программу практической деятельности, с другой стороны, - как результат развития последней. И практическая, и духовная деятельность носит общественно-исторический характер и основывается на совокупном опыте человечества.
Один из вечных философских вопросов - что движет человеком в его практической и духовной деятельности? Ответ на этот вопрос требует привлечения таких философских понятий, как цель, средство, результат, мотив, Ценность, норма, идеал и др.
Цель и средство
Целью называется идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Постановка целей, связанное с ней Проектирование деятельности - специфическое качество человека, его исключительное достояние.
Не всякая цель является реально достижимой. Показателем важнейших характеристик цели, в частности, необходимым критерием ее реальности, является отношение к средствам, т.е. к вещам, материальным условиям, завоеваниям человеческой культуры, которые используются в ходе достижения этой цели.
Отношение цели и средства является особой, наиболее сложной формой детерминации. Ведущую роль здесь играют средства. Подобно тому как причина вызывает некоторое следствие, средство обусловливает идеально положенный в виде цели результат, предопределяет и ограничивает ее. Средства - важнейший, хотя и не единственный критерий отбора целей. Последние находят в средствах свою "земную" основу.
Однако отношение цели и средства нельзя сводить к простой причинно-следственной связи. Дело обстоит значительно сложнее. Однажды возникнув, цель сама становится основой деятельности, как закон определяет способ и характер действий. Поэтому можно выделить, с одной стороны, процессы целеполагающей деятельности, когда цели обусловливают средствами, с другой, - процессы целесообразной деятельности, при которой цели направляют анализ, выбор и создание средств.
Формирование и достижение цели зависит не только от средств. Многое определяется предметом, преобразуемым с помощью средств и отражаемом в содержании цели. Основные параметры цели должны находиться в соответствии с сущностными характеристиками программируемой ею системы. Цель может оказаться беспредметной, если заключающийся в ней образ желаемого предметам утопия, фикция, вымысел, ничего общего не имеющий с объективным положением дел. Естественно, что такая цель принципиально недостижима, направляемая ею деятельность с необходимостью вступает в противоречие с законами развития природы или общества. Например, неоднократно репродуцированная в истории техники идея создания "вечного двигателя" - непрерывно действующей машины, которая, будучи однажды запущенной, совершала бы работу без получения энергии извне, - противоречит закону сохранения энергии и потому неосуществима. Многие социальные проекты остались неосуществленными не из-за их необеспеченности средствами, а по причине расхождения с тенденциями общественного развития.
В научных исследованиях, художественном творчестве и т.д. предмет предстает изначально в неполном и недостаточно оформленном виде, что сказывается на содержании цели, которая также расплывчата и неоднозначна, существует лишь в виде первичного замысла. Становление предмета и соответствующей ему цели происходит на всем протяжении данной деятельности, в ходе смены, конкретизации, решения целого ряда иерархически упорядоченных промежуточных задач.
Еще один аспект цели раскрывается в ее отношении с определенными потребностями и жизненными интересами человека, которые, будучи зафиксированы его сознанием, формируют мотивы деятельности. Поскольку одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, постольку одному и тому же мотиву могут соответствовать разные, альтернативные цели. Раскольниковым, героем романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", движет стремление вырваться из нищеты и упрочить первые шаги своей жизненной карьеры. Перед ним встают разные альтернативы действий - заработать уроками, взять в долг у своего друга Разумихина и т.д., но из всех возможных способов действий он выбирает самый опасный и предосудительный - убить старуху-процентщицу и завладеть ее накоплениями. Таким образом, расхождение результата с первоначально намеченной, целью может иметь мотивационную основу.
В ряде случаев мотивы приобретают доминирующее значение, и стремление удовлетворить некоторую потребность оказывается настолько сильным, что грозит рассогласованием с объективно сложившимися обстоятельствами, в частности, с имеющимися в наличии или допустимыми к применению средствами. Потребность перестает быть разумной". Смысл деятельности при этом сводится, как правило, к "подстегиванию" событий, навязыванию им Умозрительных, далеких от естественных закономерностей схем. Здесь же берет свое начало и иезуитский тезис "цель оправдывает средства", допускающий применение любых средств ради удовлетворения некоторой потребности. Но цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.
Бывает и так, что конечные цели заслоняются сред-рами, более того, именно они становятся ее действительными целями. Мир средств, живущий по своим особым законам, начинает навязывать людям свою волю. В условиях современной технологической цивилизации с ее духом техно- и экономоцентризма эта инверсия целей и средств приобрела характер опасной тенденции, давшей основание многим современным мыслителям говорить даже о кризисе западной культуры. Известный немецкий философ К. Ясперс обозначил данное явление как "парализующий триумф средств над целями". Его следствием оказалось забвение первичных ценностей человеческого бытия.
Подобную метаморфозу претерпела практика социалистического строительства в СССР. В 30-е годы конкретные средства, которые в соответствии с учением Маркса, Энгельса, Ленина входили в набор строительных материалов нового, более богатого, справедливого и свободного общества, заняли место его целей. Сами же цели были примитизированы, выхолощены и отодвинуты в необозримое будущее, а прогресс нового общества стал измеряться не тем, насколько оно обогнало старое по эффективности производства, развитию демократии и человеческих сущностных сил, а по темпам обобществления собственности вытеснения рынка планом, индивидуального крестьянского труда - коллективным и т.д.
Сегодня мы являемся не только свидетелями, но и действующими лицами отмеченного выше явления. Усилиями идеологов, политиков и экономистов рыночные преобразования, происходящие во многих странах Восточной Европы, из средства социального прогресса превращаются в самоцель. Налицо игнорирование коренных интересов миллионов людей, приобретение реформами антигуманистической направленности.
Итак, любая цель связана с вопросами:
Что нужно сделать? В этом вопросе фиксируете предметный аспект цели. Его решение предполагает преобразование предмета в продукт, получение конечного результата.
Как и на основе чего нужно действовать? Здесь отчетливо просматривается связь цели со средствами своего достижения, а также соотношение последних между собой при их движении в процессе преобразования предмета. В этой связи проявляется ситуационный аспект цели.
Ради чего нужно действовать! Этот вопрос фиксирует мотивационный аспект цели.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 948;