Чувственное и рациональное в познании
Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира, и вопрос о способности познавать окружающий мир составляет вторую сторону основного вопроса философии - об отношении мышления к бытию. В соответствии с теорией познания диалектического материализма тождество мышления и бытия достигается в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный продукт этого процесса - образы, знания - отличаются достоверностью, точностью, существенностью отображаемых свойств и отношений.
Диалектико-материалистическая трактовка познания противоположна различным его идеалистическим истолкованиям. Так, в объективном идеализме, в частности, у Гегеля, этот процесс интерпретируется как изначальное совпадение субъекта с объектом, поскольку в основе действительности, как утверждают представители этого философского направления, лежит саморазвитие духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Субъективный идеализм, не допускающий существования реальности вне и независимо от нашего сознания или рассматривающий ее как нечто полностью определяемое духовной активностью, отождествляет объект с чувственными впечатлениями о нем. Самое большее, что может познать субъект, по утверждениям субъективных идеалистов, - это его собственные чувственные впечатления, бытие же самостоятельного и многообразного мира объектов нам никто не гарантирует.
Процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.
Ощущение - отражение предмета (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Это исходный пункт познавательного процесса, его единственный источник и необходимая предпосылка. Ощущение непосредственно связывает человеке с внешним миром, превращает энергию внешнего раздражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, температурные, вибрационные, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия, ускорения и т.д. Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств называется восприятием. Восприятие связано с активным обнаружением, различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью, например, рук, позволяющих установить формы этих предметов; глаз, прослеживающих их видимые контуры; органов слуха, улавливающих соответствующие колебания воздуха. Благодаря восприятию достигается связывание и соотнесение предметов в пространстве и времени. Тем самым обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающем мире.
В представлении теряется непосредственность отражения и формируются образы предметов на основе припоминания или продуктивного воображения. Как и восприятие, представление неотделимо от индивидуального субъекта и ограничено его возможностями. Но если восприятия противостоят лишь наличному данному, настоящему, то представления могут обобщать сходные черты предметов, одеваясь в языковую оболочку, но оставаясь тем не менее формой чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, фиксирующего внешние стороны предметов.
Процесс отражения в рациональных формах называется мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить знания о таких отношениях в объективном мире, которые "доступны чувственному восприятию.
Важнейшей формой мышления является понятие. В нём концентрируется отображение существенных признаков предметов. Содержание понятия прямо или косвенно строится на основе представлений. При этом признаки предметов, данные в представлении слитно и нерасчлененно , в понятии подвергаются анализу и фиксируются как расчлененные, с выделением существенных из них. Единый чувственный образ как бы препарируется и преобразуется с определенной точки зрения. Например, в житейской практике можно иметь представление о треугольнике, которое, в частности, дает возможность отличить предметы треугольной формы от предметов других геометрических форм. Но уже в курсе школьной геометрии, на уровне понятий, знание о нем предстает совершенно иным - расчлененным и упорядоченным в своих компонентах.
Образование понятия - процесс рефлексивный. Рефлексия - существенное свойство сознания, состоящее в осмыслении и осознании его собственных форм и предпосылок. Понять нечто в окружающем мире - это значит не просто зеркально отразить его в своем сознании, но и "пропустить" через усвоенные ценности, нормы, идеалы, накопленный опыт; преломить через призму стоящих задач. Поэтому возникновение, развитие и существование понятий связаны с анализом, критикой, оценкой и преобразованием хода познавательного процесса и его результатов.
Если с помощью понятий отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) у него какого-то признака. При этом данный признак может быть как существенным, так и несущественным. Например, в понятии "изобретение" мыслятся такие существенные признаки, как "техническое решение задачи", "результат, обладающий новизной", "результат, обладающий производственной применимостью", и не обязательно мыслятся несущественные признаки, выраженные словами "процесс, сопровождаемый тщательными научными исследованиями" или "результат научно-технического творчества группы лиц".
В суждениях же "Изобретение есть техническое решение задачи", "Изобретение сопровождается тщательными научными исследованиями" и других указывается на связь предмета мысли с одним из его многочисленных признаков. Причем в первом суждении выражена связь предмета с одним из существенных признаков, а во втором - с одним из несущественных (может оказаться, что такая связь отсутствует вовсе, и данная мысль является ложной).
Как и понятие, всякое суждение содержит в себе элемент рефлективности. Судить о чем-либо - значит не только указывать на принадлежность или непринадлежность признака предмету, но и выразить свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, , сомнения, веры. Это отношение либо подразумевается, либо явно выражается с помощью различного рода 'оценочных предикатов: "истинно", "ложно", "необходимо", "возможно", "хорошо", "плохо", "допустимо", "запрещено", правильно" и др. Любое знание человека можно подвести под такой предикат, как критерий оценки.
В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Так рождается новое знание без непосредственной опоры на органы чувств. Форма мышления, посредством которой на основании одного или более известных суждений , получается новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добывается выводным путем, т.е. способом умозаключений.
Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное оказываются сторонами единого процесса. Выделение и рассмотрение их по отдельности возможны благодаря абстрагирующей силе человеческого разума. Конечно, бывает непросто Ввязать любое понятие (например, мнимое число в математике) с наглядным образом. Однако изучение формирования понятий и выработка взгляда на них как на абстракции от абстракций дают основание заключить, что такая связь, безусловно, имеется. С другой стороны, любой наглядный образ "нагружен" мысленным содержанием. Иное дело, что в одних случаях (например, в науке) преобладает рациональный компонент, в других же (например, в искусстве) - чувственный.
Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного, формируется на его основе, но и наоборот - чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняет его установки. Как отмечал известный русский физиолог И.М. Сеченов, "мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не только видим". В этом (но не только в этом) проявляется одна из важнейших особенностей отражательного процесса - его активность.
Вопрос о соотношении чувственного и рационального был предметом оживленных дискуссий между представителями различных философских школ. Сенсуалисты, в особенности Гассенди, Гоббс, Локк, утверждали, что главной и определяющей формой достоверного познания является чувственность и что деятельностью органов чувств можно объяснить все содержание человеческого сознания. Им возражали рационалисты, считавшие основой познания и поведения людей разум. К ведущему тезису сенсуализма "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" Лейбниц, один из главных представителей рационализма, добавил: "Кроме самого разума". Тем самым он отвел разуму роль единственного источника знаний и критерия их истинности.
Слабость сенсуализма - в неспособности удовлетворительно объяснить природу теоретического уровня познания. Сенсуалисты, например, заходили в тупик при истолковании природы математических понятий, логических правил вывода и т.д. Но и рационалисты столкнулись с иной, не менее серьезной трудностью - дать непротиворечивое объяснение объективному характеру знания, наличию частного, случайного в нем.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 618;