Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
Вещи и процессы, свойства и отношения, природа и человек, объективная и субъективная реальность... Что общего между столь различными фрагментами мира? Прежде всего то, что они существуют; условием их единства является бытие. Именно поэтому, прежде чем определить свойства и ценность вещей, их состояние - необходимо иметь уверенность в их существовании. Факт бытия может быть обоснованием взаимосвязанности и целостности мира, единства материального и духовного. Уверенность в существовании и единстве мира всегда служила основанием для того или иного образа мира.
Сознание рисует ту или иную картину бытия, исходя прежде всего из основных мировоззренческих принципов. Для обозначения глубинного единства всего существующего в философии выработано понятие субстанции. Субстанция - то, что лежит в основе всего существующего, суть предельное основание всех вещей и процессов. Философские направления в самом общем плане и обозначаются по пониманию ими субстанциальности мира. Те философские учения, которые объясняют мир из одной субстанции, называют монистическими. Монизм - такое видение мира, когда основой всего существующего признается одно начало, которое может рассматриваться либо как материальное, либо как идеальное. Различают материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Бэкон) и идеалистический (Платон, Гегель) монизм. Наряду с монистическим толкованием мира в философии встречаются и дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала - материальное и духовное (Р. Декарт).
Любая философская система уже в силу исходных посылок предполагает не просто описание мира в его всеобщности, а вычленение такой универсальной связи, которая с необходимостью выходит на человека. Мировоззренческий характер философского знания предопределяет соотнесенность рисуемой им целостной картины мира с человеком. В связи с этим обратимся к словам известного физика М. Борна: "Мир образуется из "я" и "не-я", из внутреннего и внешнего мира. Отношение между этими двумя полюсами является объектом любой религии и любой философии. Однако каждое учение изображает по-разному ту роль, которую играет субъект в мировой картине. Значение, которое придается субъекту, представляется мне тем масштабом, руководствуясь которым можно расположить по порядку, нанизывая, как жемчуг на нитку, религиозные верования, философские системы, мировоззрения, укоренившиеся в искусстве или науке" (5. С.10).
Мировоззренческая картина действительности может формироваться и на уровне обыденного сознания, это так называемая жизненная философия, или философия здравого смысла. В любом случае она строится на общих представлениях о мире, которые формируют идеалы, принципы и регулятивы поведения человека, его отношение к другим людям и природе. Общая мировоззренческая установка не менее важна и при построении научной картины мира. Не случайно Ньютон свою работу, в которой впервые в науке формулируется научная картина мира (физическая), назвал "Математические начала натуральной философии".
Научная картина мира в отличие от теории, которая дает описание, объяснение и прогнозирование относительно конкретного фрагмента реальности (механического, теплового, электромагнитного, химического, биологического т.д.), представляет собой как бы срез или проекцию конкретно-научных знаний о реальности под углом зрения определенного мировоззрения и достигнутого уровня практического освоения мира. Элементами механической картины мира являются такие понятия и принципы, как "материальная точка", "абсолютное время", "абсолютное пространство", "принцип инерции", "принцип дальнодействия", "принцип относительности Галилея" и др. Научная картина мира выделяет существующие в природе общие связи и отношения, поэтому наряду с описанием и объяснением природных процессов она служит основанием для прогнозирования и формирования новых теорий. Различают общенаучную картину мира, картину мира наук, близких по предмету исследования (например, естественнонаучную картину мира) и картину мира специальных наук (химическую, биологическую, астрономическую, физическую).
Научная картина мира несет на себе печать общего уровня материальной и духовной культуры общества и, в свою очередь, сама становится ядром мировоззрения. Эволюция наиболее разработанной картины мира, относящейся к срезу физической реальности, свидетельствует о единстве объективного мира, т.е. такой форме осмысления фундаментальных связей, существующих в природе, которая выступает как система общих логических форм, отражающих реальность процессов в той или иной области. Объединение в мысли отражает то реальное единство, которое существует в мире.
Особое значение в нашем мире, когда чрезвычайно углубились противоречия между обществом и природой, имеет построение технической (или технологической) и экологической картины мира. Это способствует как более адекватному созданию общенаучной картины мира, так и нахождению регулятивов для оптимального взаимодействия общества и природы, максимального приближения их как бы к изначальному естественному единству.
Итак, понятием бытия охватывается все бесконечное многообразие конкретных форм существования, объективной и субъективной реальности, природы и общества, духовного мира человека, его мыслей и чувств, воображения и эмоций, логико-математических конструкций и научных картин мира. Обозначая все сущее, бытие оказывается категорией, недостаточной в силу своей крайней абстрактности для философского мировоззрения. Ведь Центральной проблемой бытия в теоретическом и в практическом плане выступает вопрос о формах социального самоопределения человека в мире, выбора им собственных стратегий. Здесь возникают (среди множества других) вопросы о соотношении различных видов существования, о сохраняющемся субстанциальном бытии при исчезновении отдельных вещей. Подобные вопросы проясняются с помощью категории материи.
· Материя
· Формирование понятия материи
· Материя как современная философская категория
· Прерывность и непрерывность в строении материи
· Неисчерпаемость материи
Глава 3. МАТЕРИЯ
3.1. Формирование понятия материи
В истории философии понятие материи возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в античности породили стремление найти устойчивую, сохраняющуюся при любых изменениях конечную основу; многообразных вещей и явлений - субстанцию. Отождествляя ее с веществом, материалисты прошлого искал субстрат, или первоматерию, из элементов которой образуются все вещи. Так, ионийская философия (VII - VI вв до н.э.) пыталась свести бесконечное многообразие видимого мира к одному общему конкретному началу: Фалес к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню. Однако тот факт, что каждый философ признавал свое особое начало, опровергал принципиальную установку ионийской школы. Любое из начал казалось одинаково правомерным и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время ни одно из них не было достаточным для объяснений всего существующего.
В поисках более адекватного описания мира слeдующее поколение древнегреческих материалистов приходит к признанию множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал четыре элемента - огонь, воздух, воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемы враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии - "семена" всевозможных веществ - так же качественно разнообразны, как и вещества природы. Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их одному единому, явилось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах было одним из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объяснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, периодическую систему Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Важно заметить, что атомистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и другую идею, которая получила развитие в Новое время. Это -идея общности свойств и физического строения материи.
В рамках учения о материи как субстанции философы Нового времени акцентировали свое внимание на ее атрибутивных свойствах. Сущность материи ими виделась не столько в телесности, как определяющем ее признаке, сколько в таких свойствах, как протяженность, твердость, непроницаемость, инертность, плотность и т.п. Так, родоначальник английского материализма Ф. Бэкон, в целом высоко оценивая античных материалистов, полагал, что они не правы, когда за основу принимают нечто частное и тленное. Принцип всех вещей, считал он, должен обладать свойствами универсальности и неуничтожимости. Дж. Локк связывает идею материи с протяженной плотной субстанцией. Подобные взгляды развивает и М. Ломоносов, полагая, что такие качества, как протяженность, сила, инерция, фигура, движение вполне достаточны для характеристики сущности материи. Вместе с тем материалисты Нового времени не ограничиваются в трактовке материи лишь ее свойствами, они говорят и о субстрате ("началах", "элементах", "корпускулах", "атомах") как их носителе. Таким образом, материалистическая традиция в истории философии исходила в основном из двух принципов - материя рассматривалась или как всеобщая вещественная основа, или как совокупность специфических свойств. Правда, часто оба принципа воплощались в одной ее модели, которую можно назвать субстратно-атрибутивной. Такого рода представления, однако, не позволяли выразить понятие материи в непротиворечивой форме. Получалось, что каждое последующее открытие, коренным образом изменявшее представление о свойствах и строении конкретных веществ, "разрушало", казалось бы, установившееся понятие материи.
Но следует сказать, что в этот, более чем двухтысячелетний, период развития философии наметились и зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий философ Анаксимандр рассматривал первоосновой всего существующего бесконечную неопределенную и беспредельную, непрерывно меняющуюся, субстанцию -"апейрон". Преодолеть бытовавшие долгие столетия подмену понятия материи одним из ее видов удалось французскому материалисту Нового времени П. Гольбаху, который полагал, что "по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных... изменениях, производимых в нас этими веществами" (17. С.84-85). Если у Анаксимандра трактовка материи была лишена чувственной конкретности первовещества, то в определении П. Гольбаха мы встречаемся с принципиально новым подходом - понимание материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом истолковании материи.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1221;